Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тамарченко,. Н. Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века // Тамарченко. Н. Д. Типология реалистического романа. Красноярск, 1988. –С. 147–180.




Маркович, В. М. Кто такой Базаров? // И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982. С. 186–202.

Писарев, Д. И. Базаров (любое издание).

Писарев, Д. И. Реалисты (любое издание).

Пустовойт, П. Г. Роман И. С.Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х г. XIX в. М., 1965.

Семинарское занятие № 9

ТЕМА: Поэтика драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Место "Грозы" и "Бесприданницы" в творческой эволюции писателя. История создания.

Своеобразие и организация драматического действия в пьесах (система персонажей, логика смены декораций, финал).

Проблематика драм.

- Характер противостояния Катерины и Кабановой, идеалы героинь.

- Лариса как героиня любви (функция музыкальных образов).

- Главная героиня и современное общество (идеал и реальность).

4. Особенность конфликтной ситуации:
а) «Гроза».

- Внешний и внутренний конфликт в пьесе.

- «Гроза» как народная драма.
б) «Бесприданница».

- Этапы развития любовной коллизии.

- Трактовка конфликтной ситуации.

- Любовь и мотив «купли-продажи».

Жанровое своеобразие «Грозы». Трагедийное начало в драме.

Реалистическая символика пьесы.

Гроза» как итоговое произведение дореформенного периода в творчестве А. Н. Островского.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

Жестокие нравы» Калинова. Дикой и Кабаниха. Кризисность состояния «темного царства».

Формы протеста Бориса, Тихона, Кудряша и Варвары против «темного царства».

Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев о Катерине.

ТЕМА ДОКЛАДА

Развязка в пьесах Островского (неожиданная или предчувствуемая, случайная или неизбежная). Добролюбов о трагическом финале «Грозы» (сравнить с другими пьесами).

ЛИТЕРАТУРА

Анализ драматического произведения / Под ред. В. М. Марковича. Л., 1988.

Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986.

Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве (любое издание).

Добролюбов Н. А. Темное царство (любое издание).

Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.

Журавлева А. И. Драматургия Островского. М., 1974.

Костелянец Б. О. «Бесприданница» Островского. М., 1982.

Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А.Н.Островского // Лебедев, Ю. В. В середине века: Историко-литературные очерки. М., 1988. С. 257–300.

Лотман Л. М. Драматургия А. Н. Островского // История русской драматургии: вторая половина XIX нач. ХХ века. Л., 1987. С. 101–149.

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы (любое издание).

Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. М., 1979.

Смелянский А. Наши собеседники. Русская классическая драматургия на сцене современного театра. М., 1981.

Штейн А. Л. Мастер русской драмы. М., 1973.

Семинарское занятие № 10

ТЕМА: Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Н. Г. Чернышевский о

Сущности любви

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

Мировоззрение Н. Г. Чернышевского. Роман как вершина социалистической мысли России 60-х г.

Идейно-художественный замысел и история создания романа.

Проблема положительного героя в романе. Теория «разумного эгоизма» как нравственный кодекс «новых людей».

Проблема эмансипации женщины в романе.

Образ новой женщины.

- Положение героини в доме родителей.

- Отношения с Лопуховым (первый брак).

- Отношения с Кирсановым (второй брак).

- Общественная деятельность (мастерские, занятия медициной).

- Внутренний и внешний портрет героини.

Проблемы семьи и брака в романе.

Сила и слабость теории «разумного эгоизма».

Современное восприятие теории Н. Г. Чернышевского.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

Сравнение Веры Павловны с женщинами, изображенными Пушкиным, Тургеневым, Гончаровым и др.

Художественное своеобразие романа (композиция, аллегоризм, «тайнопись», беседы с «проницательным читателем», эзопов язык).

ТЕМА ДОКЛАДА

Оценка романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в современном литературоведении.

ЛИТЕРАТУРА

Что делать?» Н. Г. Чернышевского: Историко-функциональное исследование. М., 1990.

Вердеревская Н. А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» М., 1982.

Есин А. Б. Н. Г. Чернышевский «Что делать?»// А. Б. Есин. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. С. 102–119.

Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.

Лонщиков А. Б. Н. Г. Чернышевский. М., 1987.

Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Л., 1978.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский человек эпохи реализма. М., 1996.

Пинаев М. Т. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Комментарий. М., 1988.

Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат (любое издание).

Покусаев Е. И. Н. Г. Чернышевский: Очерк жизни и деятельности. М., 1976.

Руденко Ю. И. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.

Руденко Ю. И. Чернышевский–романист и литературные труды. Л., 1989.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский–романист. Л., 1976.

Семинарское занятие № 11

ТЕМА: Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города»,

«Господа Головлевы».

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

История одного города». Социально-историческая обстановка времени создания произведения.

Значение исторической формы в щедринской сатире (юмористическое «источниковедение», признаки летописного стиля, образ архивариуса).

Концепция сатирического характера («пассивный» и «активный» типы глуповских градоначальников. Фантастика, гипербола, гротеск как способы сатирического исследования сущности персонажа).

Образ «глуповцев» (народ и власть в щедринской сатире, объект и характер юмора; трагическое в народных сценах; мастерство собирательной характеристики).

Современные исследовательские споры о финале «Истории одного города».

Идейно-художественный замысел и история создания романа «Господа Головлевы».

Своеобразие композиции романа. Зависимость ее от идейно-художественного замысла.

- Характеристика первого поколения господ Головлевых.

- Характеристика второго поколения; образ Иудушки.

- Характеристика третьего поколения.

Новаторский характер «Господ Головлевых» как социально-психологического романа нового типа.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

Тема исторических судеб «дворянских гнезд» в творчестве Тургенева, Гончарова и Салтыкова-Щедрина.

Социально-бытовой фон романа «Господа Головлевы». Народная среда в изображении М. Е. Салтыкова-Щедрина.

ЛИТЕРАТУРА

Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. М., 1984.

Горячкина М. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1976.

Григорьян К. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М., 1962.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Мысляков В. Искусство сатирического повествования. Саратов, 1966.

Николаев Д. В. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1997.

Николаев Д. В. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

Покусаев Е. И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. Книга для учителя. М., 1988.

Тамарченко Н. Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы ХIХ века. Кемерово, 1977.

Семинарское занятие № 12

ТЕМА: Образная система в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

Этические взгляды Ф. М. Достоевского конца 60-х г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...