Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время создания, проблематика романа «Идиот».




Система образов, представляющих «реальный мир»; их идейно-функциональная взаимосвязь, отношение к князю Мышкину.

- Настасья Филипповна.

- Ганя Иволгин, Тоцкий, Епанчин, Рогожин.

- Аглая Епанчина.

- Представители «молодого поколения» в романе – Келлер, Бурдовский, Ипполит, Докторенко, их идейные функции.

Роман «Идиот» – социальная трагедия.

ТЕМА ДОКЛАДА

«Положительно-прекрасный» человек в романе: Дон Кихот или Христос?

ЛИТЕРАТУРА

Воловинская М. В. Портрет в сюжетах романов «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и «Идиот» Ф. М. Достоевского // Типология литературного процесса. Пермь, 1988. С.91–98.

Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского М., 1971.

Злочевская А. В. Гуманистический идеал просвещения и образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // ФН. 1989. №2. С. 18–25.

Фридлендер Г. М. «Идиот» // История русского романа. В 2 т. Т.2. М.; Л.: Наука, 1964. С.221–234.

Шмидт М. Г. Пути искания нравственного идеала // Теория и практика литературоведческих и лингвистических исследований. М., 1988. С.47–53.

Семинарское занятие № 13

ТЕМА: «Война и мир» Л. Н. Толстого. Духовные искания мыслящей личности в

Романе.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

Идейно-художественный замысел и история создания романа «Война и мир».

Война и мир» как роман-эпопея. Элементы семейно-бытовой хроники, социально-психологического и исторического романа. О жанре романа.

Особенности композиции романа.

- Широта охвата действительности.

- Противопоставление двух войн.

- Семейно-бытовые «гнезда» (Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины).

Реализм Толстого в изображении духовных исканий положительных действующих лиц.

Разочарования и обретения Андрея Болконского.

- Противоречива или цельна натура князя? Исходный пункт его духовной эволюции.

- Контакты Андрея с другими персонажами (в столичном свете, в среде офицеров и солдат, в семье, в мире личных привязанностей), их назначение.

- Основные этапы на пути героя; кто из персонажей проходит подобный путь, но на более низком уровне?

Восхождение Пьера Безухова.

- Характер героя, его положение в обществе и увлечения в начале повествования.

- Пьер в общении с другими персонажами.

- Важнейшие стадии развития сознания Пьера.

Можно ли утверждать, что судьбы Андрея и Пьера выстроены по принципу параллелизма? (найдите черты сходства и различия).

ЛИТЕРАТУРА

Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. М.; Л., 1963.

Громов П. П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Долинина Н. По страницам «Войны и мира». М., 1973.

Есин А. Б. Л. Н. Толстой «Война и мир» // Психологизм русской классической литературы. М., 1988. С. 120–139.

Камянов В. И. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Комментарий. М., 1967.

Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

Рейн Г. Н. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.

Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Сливицкая, О. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988.

Соболенко, В. Н. Жанр романа-эпопеи. М., 1986.

Толстой, Л. Н. Предисловие к «Войне и миру» // Толстой, Л. Н. Что такое искусство? М., 1985.

Семинарское занятие № 14

(Очно-заочное отд.)

ТЕМА: Цикл о «праведниках» в творчестве Н.С. Лескова («Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован»)

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Литературная судьба Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков), «Лесков – писатель будущего…» (Л.Толстой). «Национальное и мифологическое» в творчестве писателя.

Герои времени» и праведники в русской литературе XIX века. Лесковская концепция праведничества.

Состав цикла о «праведниках». Сборник Лескова «Три праведника и один Шерамур» (1889). Состав цикла при опубликовании 2-го тома (прижизненного) собрания сочинений (1889-1896).

Творчество Лескова – тенденция к демифологизации в русской литературе или нет? Лесков и Достоевский.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

Поэтика названия повести «Очарованный странник» (1879). Сюжетно-композиционные особенности повести. Мифопоэтические традиции в произведении Лескова. Фольклорный мотив поединка богатыря со смертью.

2. «Как складывается легенда…» (художественное раскрытие проблемы мифотворчества народа в рассказе «Несмертельный Голован»). Особенности повествования. Архетипические мотивы и символы. Своеобразие художественного пространства. Житийные традиции в рассказе «Несмертельный Голован».

ТЕМА ДОКЛАДА

Миф о великом грешнике в «Павлине». Ономапоэтика рассказа. Лесковский бестиарий. Христианские мотивы произведения: христианское бестиарное предание о павлине, мотив ап. Павла, мотив мытаря, мотив жертвоприношения и др. Сюжетно-композиционные особенности.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Г. Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.

2. Горелов, А. А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 39–62.

Горелов, А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Дыханова, Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

Кедров, К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. М., 1983. С. 58–73.

Климова, М. Н. Сюжетная схема «великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике // Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск. 1998. С. 64–74.

7. Лихачев, Д. С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 12–21.

8. Майорова, О. Е. Рассказ Н. С. Лескова «Несмертельный Голован»: житийная традиция // Русская литература. 1987. № 3.

9. Прокофьев, Н. П. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова // Лесков и русская литература М., 1988. С. 118–136.

Старыгина, Н. Н. Методика анализа сказа: На материале анализа повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983.

Старыгина, Н. Н. Рассказ Н. С. Лескова «Однодум» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 90–96.

12. Сухачев, Н. П., Туниманов, В. А. Развитие легенды у Лескова // Миф–фольклор–литература. Л., 1978. С. 114–136.

Телегин, С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995.

Телегин, С. М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996. № 1. С. 16–24.

Туниманов, В. Рассказы и легенды Лескова о праведниках // Лесков, Н. С. На краю света. Л., 1985. С. 575–583.

Хализев, В. Е., Майрова, О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. С. 196–232.

17. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 111–119.

Семинарское занятие № 15

ТЕМА: Тема: Поэтический мир Ф. И. Тютчева

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Место поэзии Ф. И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов.

Поэзия Ф. И. Тютчева и традиции высокой одической поэзии конца ХVIII века. Архаичность языка, ораторская композиция стихотворения и ораторские синтаксические конструкции, напряженная образность, грандиозность философских обобщений. (Работы Ю. Н. Тынянова, Б. Я. Бухштаба).

Денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева.

- Восприятие любви как «рокового» поединка, завершающегося неизбежно трагически.

- Психологические перипетии драматических взаимоотношений героя и героини.

- Духовный облик героини.

ТЕМА ДОКЛАДА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...