Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Онтология культуры




Закономерности процесса культурогенеза. От биологической формы бытия – к антропосоциокультурной. Место культуры в системе бытия и её строение. Антропологические аспекты культуры: культура и человек, культура и общество, культура и природа, культура и личность. Историческая динамика бытия культуры (синхронный и диахронный подходы, синергетический, традиционализм и т.д.). Аккультурация и ассимиляция как процессы взаимовлияния культур. Межкультурная коммуникация; диалог культур.

Методические рекомендации по изучению темы. Для успешного освоения данной темы необходимо глубоко проработать следующие вопросы: Культурогенез: закономерности процесса. Культурология как знание разных культур в их отличии друг от друга, осознание человеком своей культурной идентичности, или, другими словами его культурное самосознание; основные понятия теории межкультурной коммуникации и проблема «диалога культур». Аккультурация и ассимиляция как процессы взаимовлияния культур.

По данной теме необходимо:

знать: закономерности культурогенеза; специфику межкультурной коммуникации как коммуникации между разными народами; понятия культурной идентичности, этноидентичность; культурные универсалии

уметь: определять базовые понятия и категории межкультурной коммуникации.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

 

Вопросы для самопроверки

1. Закономерности культурогенеза в истории человечества. Место культуры в системе бытия.

2. Соотношение понятий культура и природа.

3. Каковы исторические закономерности взаимодействия культуры и общества.

4. Особенность духовной культуры в системном бытие культуры.

5. Характерные особенности материальной культуры в системной целостности культуры.

6. Межкультурная коммуникация как коммуникация между разными народами.

7. Дайте определения: этническая культура, национальная культура, мировая культура

Основные понятия к теме 4

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Диахронный подход к культуре – аналитический подход, направленный на изучение и сравнение различных явлений и процессов культуры, а также их черт во времени; противоположен синхронному подходу, который сводится к сравнению одновременно существующих явлений и объектов культуры.

Коммуникация межкультурная – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.

Культурогенез – процесс зарождения культуры.

Культурная компетенция – совокупность знаний и навыков, обеспечивающих понимании е ценностных установок, психологических особенностей и социокультурной идентичности, свойственных данной культуре.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающее в процессе столкновения индивида с иной культурной реальностью; реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами.

Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.

 

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

ТЕМА 5. РАННИЕ СТАДИИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры (культурная и социальная гомогенность, табуирование деятельности, традиционализм). Проблема специфики первобытного мышления.

Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Полифункциональность магического обряда. Первобытное искусство: проблемы возникновения, характерные черты, особенности развития.

Мифопоэтическая картина мира. Миф как выражение синкретизма первобытного мышления. Основные темы и мотивы мифов разных народов. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Первобытная культура в культурологических концепциях ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы: изучить проблему происхождения и эволюции культуры, концепции происхождения человека; особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; миф как синкретизм первобытного сознания.

По данной теме необходимо:

знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Литература: [ 29], [61], [65], [67], [69].

Вопросы для самопроверки:

1. Современные концепции происхождения человека и культуры.

2. Объясните понятие «нерасчленённость первобытной культуры».

3. Ранние формы религиозных верований.

4. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

5. Концепции формирования мифологического мышления. Основные мифические сюжеты.

6. Охарактеризуйте особенности первобытного искусства.

7. Чем, на Ваш взгляд, объясняется большой научный интерес в ХХ веке к первобытной культуре.

Основные понятия к теме 5

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им дееспособности и сверхъестественного могущества.

Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Культ – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре, его корни уходят в язычество (магия, фетишизм, тотемизм и т.п.). Центр отправления – культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). В православной концепции культуры (в частности П.А. Флоренского), религия составляет сущность культуры; её ядро выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше, как отражение «божественной красоты».

Культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных, человека. Первобытные магические обряды тесно связаны с материальной практикой, поэтому естественна классификация видов магии в соответствии со сторонами этой практики (лечебная, промысловая, аграрная, вредоносная, любовная и пр.). Магия выступала способом предугадывания будущего, снятия его неопределённости.

Миф – форма общественного сознания, характерная для архаических культур и отражающая в виде образного повествования представления о природе, обществе и личности. Особенность мифологического мышления – очеловечивание природной среды. Природа и общество в мифе не отделены друг от друга, все предметы окружающего мира наделяются человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Для родового общества миф – способ не только объяснения, но и практического освоения мира. В мифах «кодировались» основные нормы и правила человеческой деятельности.

Обычай – исторически сложившаяся социальная норма, определяющая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.

Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу – в первобытной культуре система запретов (на употребление какой-либо пищи, слова, контакты с определенными людьми и т.д.), крушение которых будто бы неминуемо влечёт кару со стороны сверхъестественных сил. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека.

Тотемизм – ранняя форма религии; представление о сверхъестественной кровной связи родовой группы с каким-либо животным или растением. Тотемные представления способствовали осознанию единства родового коллектива его членами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...