Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые источники и принципы регулирования налоговых отношений




Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Исключительная важность налоговых отношений для жизнедеятельности государства обуславливает необходимость их всестороннего регулирования правовыми нормами. Системная организация этих норм, находя закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

Принципы налогового права - это закрепленные в налоговом законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм налогового права и главные направления государственной политики в области правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов. В ч. 3 ст. 75 Конституции РФ содержится норма об определении общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. В постановлении КС РФ от 21.03.1997 г. № 5-П отмечено, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации».

Выделяют следующие принципы налогообложения:

1) установленные Конституцией РФ (конституционные):

- принципы законности (все обязаны соблюдать нормы Конституции РФ (ст.15));

- принцип федерализма (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами);

- принцип разделения властей (федеральные законы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты принимаются Государственной Думой РФ и подлежат обязательному одобрению в Совете Федерации, а законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ);

- принцип плановости (сбор налогов, их распределение и использование сумм налоговых поступлений проводятся на основе планов государства (бюджетов));

- принцип гласности (законы подлежат официальному опубликованию, не могут применяться, если не опубликованы для всеобщего сведения);

- принцип гарантии защиты прав налогоплательщиков (законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков не могут иметь обратной силы);

2) установленные НК РФ (ст. 3):

- принцип всеобщности (п. 1 ст. 3 НК РФ);

- принцип равенства (абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ);

- принцип соразмерности (п. 1 с. 3 НК РФ);

- принцип конституционности (п. 3 ст. 3 НК РФ);

- принцип единства экономического пространства (п. 4 ст. 3 НК РФ);

- принцип законности (п. 5 ст. 3 НК РФ);

- принцип экономической обоснованности (п. 3 ст. 3 НК РФ);

- принцип определенности (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ);

- принцип недопущения дискриминации (п. 2 ст. 3 НК РФ);

- принцип однократности (принцип международных договоров, согласно
которым участники договоров (государства) устраняют двойное налогообложение).

Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией: международные договоры РФ (ст.15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч.2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов РФ (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), федеративные и иные государственно-нормативные договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 2 и ст. 7 НК РФ. Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры РФ, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права считается нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источниками налогового права выступают:

1. Конституция РФ (ст. 57, ст. 83, ст. 85, ст. 90, ст. 104 и др.).

2. Нормы Международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ):

- налоговые соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества;

- специальные соглашения по вопросам избегания двойного налогообложения (морское судоходство, воздушные и автомобильные перевозки);

- соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

3. Законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ):

- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (принятые в соответствии с НК РФ);

- нормативные правовые акты муниципальных образований о муниципальных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

4. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (БК РФ, КоАП, УК и др.).

5. Подзаконные нормативно-правовые акты (например, Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе» и др.)

Особое значение в налоговой деятельности государства приобретают Постановления Конституционного Суда РФ.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (ст. 5 НК). Акты законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, отягчающие ответственность, устанавливающие новые обязанности, иным образом ухудшающие положение налогоплательщика обратной силы не имеют (п.2 ст. 5 НК РФ). Акты законодательства о налогах и сборах смягчающие ответственность, устанавливающие дополнительные гарантии защиты, улучшающие положение налогоплательщика имеют обратную силу (ст. 5 НК РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...