Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное сиротство как социальная проблема




Здоровье питание в процессе студенческой жизни

Охрана здоровья молодежи является одним из приоритетных направлений молодежной политики в РФ. Большое внимание уделяется, конечно, проблемам наркомании, алкоголизма и курения, которые являются следствием не только ухудшения здоровья нации, но и причиной различного рода девиаций и роста делинквентного поведения в молодежной среде.

Однако не во всех молодежных группах эти проблемы являются актуальными, в частности, если говорить о студентах нашего университета, то показатели злоупотребляющих алкоголем и принимающих наркотические вещества значительно уменьшились, если не сказать, изжили себя, по сравнению с 90-ми годами и началом 2000-х. Количество курильщиков тоже снижается. «Курить сейчас не модно». К тому же пропаганда здорового образа жизни и создание условий для занятий спортом являются небезрезультатными. Такие выводы подкреплены личными наблюдениями, экспертными оценками и результатами эмпирических исследований, проведенных в нашем университете.

На фоне таких показателей актуальной видится другая, не менее важная проблема, связанная с неправильным питанием студентов.

Еда, как некий своеобразный культурный феномен, всегда была своего рода коммуникатором и ответной реакцией на стресс. Свои проблемы, эмоции и переживания мы чаще всего обсуждаем с друзьями сидя на кухне за чашкой чая или кофе, любое значительное событие или праздник не обходятся без застолья. Семья закладывает культуру трапезы и питья. И если, будучи в семье есть определенный контроль со стороны родителей, то в начале «самостоятельной» жизни у молодых людей не сразу возникает «взаимопонимание» с едой.

Обычно, на первом году обучения девушки набирают вес, а парни, наоборот худеют. Во-первых, это объясняется стрессом, вызванным изменениями в жизни недавних школьников, особенно если студенты учатся далеко от дома и живут в общежитии. А во-вторых, это связанно с нехваткой навыков и знаний в приготовлении пищи, правильном использовании продуктов и их свойств.

По данным исследования «Потребительская корзина студентов ТУСУР», было выяснено, что большинство девушек, которые говорят, что следят за своим здоровьем и фигурой, на перерыве между занятиями посещая столовую, покупают различные «шоколадки – йогурты», наивно пологая, что эта еда менее калорийна, чем стандартная порция, например, рыбы с гарниром. Естественно, организм недополучает нужных веществ, и насыщения не происходит, что заставляет посещать столовую чаще.

И, если более старшее поколение чувствует на своем организме последствия переедания или же наоборот нерегулярного питания, качества продуктов и напитков – все это сразу отражается на фигуре или самочувствии, то молодежь в силу хорошего обмена веществ и «запаса здоровья» далеко не сразу ощущает последствия нерационального пищевого поведения, соответственно, не мотивирована на изменение привычек. Это впоследствии приводит к различным рода болезням, таким как сахарный диабет, ожирение, гипертония, стенокардия, атеросклероз, рак. Также неправильное питание приводит к плохому состоянию волос и ногтей.

Конечно, кроме перечисленных факторов, существуют и объективные причины нерационального пищевого поведения. Это наличие более дешевых продуктов-заменителей, несоответствие буфетов, столовых нормам качества, а также нехватка времени и условий для правильного питания.

В связи с обозначившимися проблемами, необходима работа с молодежью в направлении их решения. А именно, необходимо информирование, взаимодействие и осуществление практик с помощью специалистов в области правильного питания.

В ходе проведенных в ТУСУРе фокус-групп было выделено несколько моментов, которые помогли бы исправить ситуацию.

Во-первых, организация бесплатных завтраков в столовой университета.

Во-вторых, проведение тренингов и лекций о здоровом питании для людей, желающих перейти к здоровому образу жизни и избавиться от проблем с избыточным весом или недостатком индекса массы тела.

В-третьих, проведение фитнес-тренировок для всех желающих.

Все эти мероприятия, направленные на оздоровления, не должны проходить без консультаций специалистов: врач-диетолог, фитнес-консультант, психолог и др.

В частности в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники ведется работа по данной проблеме через организацию круглых столов, встреч студентов с профессиональными врачами-диетологами, мастер-классы по приготовлению здоровой пищи из подручных и недорогих продуктов, и при этом демонстрация экономии времени. Информация в виде статей и сообщений размещается на сайте университета, который разработан проектной группой (в рамках ГПО ТУСУРа), а также на интерактивных молодежных площадках сети интернет. Кроме этого осуществляется взаимодействие ревизионной комиссии со столовыми, буфетами, находящимися в университете по вопросам качества питания и обслуживания.

Данное направление по внеучебной работе со студентами, является новым опытом для нашего университета. Оно требует регулярности и более полного мониторинга ситуации. Однако проблемы нерационального пищевого поведения среди студентов четко обозначены для нашего университета и пути их решения намечены.


 

Н. И. Бойко

студент 3 курса, бакалавриат

Кемеровский государственный университет,

г. Кемерово

 

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано: с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. Изменением социального состава сиротства, увеличение среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.[1] Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят:

- несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным;

- недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная «эмоциональная глухота», т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам;

- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;

- недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;

- недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи;

- отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников;

- закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Важнейшая психологическая особенность скрытого социального сиротства, установленная в результате многочисленных наблюдений, заключается в стремлении к избыточной компенсации недостающего родительского тепла и внимания и переносе его искомого эмоционального состояния на других людей. Такие дети ищут в школе и дворе защитника, покровителя. Они видят опекающего их в каждом взрослом и старшем. Они безоглядно доверяются каждому, обратившему на них малейшее внимание, тем более проявившему благожелательность и хотя бы намек на заботу.

По данным доклада директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки А. А. Левитской на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей» 2011 г. пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости. Зафиксирован ранний возраст начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами (до 11 лет). У 30 % детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения, треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием [2].

Возникли разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, становятся менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55 % детей, а в детских садах – 3,4 %[3]. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно-психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

Таким образом, проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Сиротство – это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [1].

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Литература:

1. Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В. И. Жукова). – М., 2004. 187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ).

2. Болотников И. Ю. «Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей» – автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора медицинских наук – Москва – 2008.

3. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – г. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2000. – 576 с.

 


 

К. В. Вахонина

специалист, 4 курс

ФГБОУ ВПО Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова,

г. Новочеркасск

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...