Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение политики и морали.




Задачу политики он видел в том чтобы выявить закономерности развития различных форм государства, факторы их устойчивости, их связь с расстановкой политических сил, обусловленность политики экономическими, военными, географическими, психологическими факторами.

Н. Макиавелли отделяет политику и право от морали на том основании, что если мораль оперирует такими понятиями как пользы и вред, то политика, право, мораль – это сфера вечного. Политика на должна основываться на моральных принципах, а должна исходить из целесообразности конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей, выбор которой зависит от морали, поэтому поступки правителей нужно оценивать не с точки зрения морали, а только по их результатам, по их отношению к благу государства. Позднее, политику основанную на культе насилия, безнравственности называли макиавеллизм.

Право.

Нерушимость законов он связывал с нарушением общественной безопасности и говорил, что право – это сила, это способ и средство господства одной группы людей над другой. Это орудие власти, которое служит хорошие законы и хорошее войско.

Религия.

Религия – одно из средств управления людьми, это важное средство политики. Именно поэтому он считал, что все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю Богов. Однако он не одобрял современное ему христианство, порицал католическую церковь и духовенство, считал необходимым вернуться к античной религии всецело подчиненной целям политики.

12)Политико-правовые взгляды идеологов реформации Мартина Лютера и Жан Кальвин

Реформация(перестройка)-это сложное религиозное и социальное движение, борьба против всеобщего господства в католической церкви в духовной, политической и экономической областях.

В более узком реформация-преобразование,направленное на освобождение от повседневной опеки церкви. Человек для спасения души не нуждается в посредничестве церкви, в залог спасения не во внешнем проявлении религиозности к вере. Единственный источник веры-священные писания. В ходе реформации возникли новые христианские конфесии. Реформация и ее течение лютеранство и кальвинизм подготовили моральную почву для буржуазных революций. Начало революции связывают с выступлением Мартина Лютера в Германии 31 октября 1517. На базе его учения сформирована мощное информационное и общественное движение, которое ограничивалось Германие, а распространилось и в других странах западной и центральной Европы.

Концом реформации можно считать подписание Вестфальского мира 1648 года по итогам,которого религиозный фактор перестал играть важнейшую роль в Европейском комитете.

Лютеранство. М. Лютер 16 век.

Произведение:

-Христьянскому дворянству

-о светской власти

-о рабской воле

-о свободе христьянина.

Соотношение духовной и светской власти. В Произведении "о светской власти" Лютер разработал учение о двух порядках: духовном и светском и соответственно о двух системах права - божественном и естественном. Концепция не была новой, а была сформулирована в труде А. Августина о граде божьем. Разграничивая религиозную и светскую сферу лютер считал, что религиозная сфера находится в не юрисдикциии государства, а светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением народа и не имеет права навязывать человеку какое либо мировозрение.

Государство.

М. Лютер считал что государство есть создание разума и деятельность христьянского государства не может расходиться с интересами христьянской церкви, необходимость государства обусловлена греховной природой человека, если бы общество состояло исключительно из истенных христьян, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах и наказаниях. Но т.к. христьянский мир далёк от этого, то и возникает потребность в государстве, при этом институты государственной власти освещены божественным авторитетом, поэтому подданые не имеют права на сопротивление власти.

Право.

М. Лютер раздел. право на божественное и естественное. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждения светской власти на естественное, а не на божественное право. Должностные лица обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами естественного права. Этими высказываниями м. лютер освободил мирское право от канонического, но мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий и поэттому не должно быть абсолютом, светской власти естественное право дозволяет управл. лишь внешним поведением, имуществом и вещами.

Кальвинизм.

В 16 в. в Женеве зарождается новое протестантское радикальное течение Кальвинизм. Положения кальвинизма: доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально ещё до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению др. к вечным мукам в аду, при этом вера и благочестивая жизнь не является основанием для спасения, а лишь является признаком избранности человека, а избранность человека проявляется в успешной мирской профессиональной деятельности. В этом выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм. Кальвинизм получил распространение во Франции, Швейцарии, Нидерландах, в областях Германии, Шотландии, Англии, Венгрии и др.

Жан Кальвин 1509-1564.

Основные произведения: Н

-Наставления к христианской вере

-Церковные установления, и др.

Соотношения государства и церкви. Две власти соединены в единое целое, он считал необходимым сотрудничество духовных и светских властей. Государство установлено богом и поэтому протест против власти даже самой жёсткой то это дерзость против божьей воли, но он признавал за подданными право на пассивное сопротивление власти, которая нарушает установления Бога. Пол мнению Кальвина государство может иметь любую форму если она установлена богом. Из политических режимов наиболее худшим он считал демократический, а наилучшем аристократический или олигархический, оптимальной формой организации политической власти реформатор считал Аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Реализация идей Жана Кальвина. Он начал реализацию идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона, город был разделён на кварталы, верующие были объедены на общины возглавляющими старейшинами из мирян и проповедников, получивших подготовку но не имевших сана, старейшины составляли консисторию, управляющую религиозной жизнью общины.

13.Учение Жана Бадена о государстве

Жан Баден и его учение о государстве. Французские протестанты были гугенотами. Особенность движения заключалась в том, что им был охвачено дворянство и горожане. Религиозная борьба приобрела здесь характер сопротивления королевскому абсолютизму.

В конце 16 в. во Франции уже шло ожесточенное религиозное противоборство между кальвинистами (гугенотами) и католиками, которое в итоге приняло форму гражданской войны. Возникла угроза существования государства. В этой обстановке в общественном сознании все больше укреплялась мысль о том, что мир может быть обеспечен лишь сильной королевской властью с теоретическим обоснованием этой идеи и выступил Жан Баден (1530-1596 гг.).

Основные произведения: «Метод лёгкого познания истории», «Руководство для инквизиции», «Демономания колдунов». Государство возникает независимо от воли бога или людей а на формы государства влияет естественная среда.

Государство.

Государство возникает независимо от воли Бога или людей, а на формы государства влияет естественная природная среда.

Способы происхождения государства:

1)обычный, семья превращается. в род, старейшины получают власть по неписанным законам, а затем это событие фиксируется письменно;

2)общественный договор - это идеальный способ, когда из слабых родов складывается империя;

3)распад крупных государств.

Государств о – это осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем ведении. Главный признак государства – это суверенитет. Суверенитет – это постоянная и абсолютная власть государства, его свойства:

1. Суверенитет един и неделим т.е. он не может быть разделён, например, между королем и народом,

2. Суверенная власть постоянна, т.е. её нельзя передать на время или на др. условиях кому-либо

3. Суверенная власть не ограниченна и надзаконна.

4. Суверенная власть подчиняется только божественным неестественным законам, но не религиозным догмам;

5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку либо меньшинству населения страны либо всем дееспособным лицам. Формы государства: в зависимости от того в чьих руках сосредоточен суверенитет, Баден выделяет следующие формы государства: демократия, аристократия и монархия. Демократия худший способ осуществления суверенитета т.к. народ не способен придти к правильным решениям, аристократия и ограниченная монархия являются неустойчивыми формами, самой рациональной и экономичной формой является абсолютная монархия, способная даже в условиях смуты навести порядок и сплотить страну.

Право.

Право – это препятствие превращению абсолютной власти в произвол являются общие для всех народов законы - божественные, естественные и человеческие. Позитивное право устанавливаемое суверенной властью не должно противоречить законам, его задача не допустить вырождение монархии в тиранию. Право как выражение разума включает нормы определяющие, что хорошо и справедливо в государстве, под выражением разума, Жан Баден понимал, защиту права частной собственности, права на индивидуальную семью, частную семейную жизнь, разумное начало воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, законов страны.

14.Утопизм Томаса Мора и Томазо Кампанеллы

Возрождение интереса к античному наследию повысило интерес к работе Платона государство. Развитие идей Платона о соц. справедливости привело к возникновению в Европе нового направления в политико-правовой мысли.

Видными представителями идей социализма были Томас Мор, Томазо Кампанелла, которые развивали античные идеи всеобщего равенства и адаптировали их к реалиям своего времени.

Томас Мор (1478-1535 гг.).

Работа: " Золотая Книга столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия " (написана - 1516г, многие идеи заимствованы у Платона). Утопия от. греч. "нет места". Книга делится на две части:

1. Мор критикует современное общество, анализирует порядки, причины соц. несправедливости и преступности;

2. Мор изображает во всех подробностях общественный и политический строй утопии. Утопия представлена в виде федерации из 54 городов. Управление каждого из них основано на выборных началах, каждые 30 семей избирают на один год Филарха, во главе 10-и Филархов стоит Протофиларх, которые образуют Сенат, возглавляемый Князем. Князь избирается Филархами тайным голосованием из 4 кандидатов предложенных народом. Все должностные лица избираются на один год, за исключением Князя, он занимает свою должность пожизненно если не будет заподозрен в тирании.

Функции должностных лиц: контроль за соблюдением законов, организация и надзор за общественными работами, таким образом исполнит. и судебная власть совмещаются. Важнейшие вопросы (продолжительность раб. дня, количество продуктов необходимых для общества их распределение) решаются народным собранием. Народное собрание избирает большую часть должностных лиц и заслушав их отчёты. Форма правления носит смешанный характер - глава государства Князь, функционирующий Сенат и народное собрание. Религия - в утопии господствует веротерпимость, одновременно существует несколько религиозных культов, нет никаких ограничений связанных с принадлежностью к той или иной религией, но атеизм не допускается. Основная религия это католицизм, но освобождённый от всего лишнего. Право. Мор одним из первых подчеркнул, что сложность и запутанность законодательства отвечает интересам богатых и направлена против трудящихся, поэтому в утопии законов мало, их формулировки чёткие и в юристах нет нужды. Не нужно сложное законодательство ещё и по тому что споры между жителями редки т.к. нет частной собственности, то преступления не многочисленны.

Наказание.

Преступников не казнят, а приговаривают к общественным работам, по мнению Мора принудит. работы более гуманная мера наказания, чем широкораспространённая в его время смертная казнь. Утопийцы совершившие тяжкие преступления обращаются в рабство.

Томазо Кампанелла (1568-1639).

Произведение: "Город солнца" (1602г., написана через сто лет после "Утопии" Мора). Город солнца - это город государства обитатели которого ведут философский образ жизни общины. Для них характерна общность имущества включая жён, обязательность труда, от физического труда избавлены только учёные жрецы, занимающиеся организацией производства, а также осуществлением духовного и политического руководства обществом. Управление городом. Город солнца это теократическая республика образованная по образцу монашеского ордена, управляет государством верховный первосвященник - Метафизик (Солнце), избираемый из мудрейших и самых учённых граждан, в его руках светская и духовная власть от которой он может отказаться если на его взгляд найдётся более умный, ему помогают три соправителя - могущество, мудрость и любовь, которые управляют делами войны и мира, искусством и науками, деторождением, медицины, воспитания и всем, что касается личной жизни и быта. Эти четверо единственные в городе на решения, которых народ не может оказывать влияния, остальные должностные лица выборные, должностные лица это лица ведающие узкими специализациями: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и другие. Они образуют коллегию знающих. Большой Совет - образуют граждане, каждому предоставлено право высказывать недостатки управления, участвовать в решении важнейших вопросов, в том числе о кандидатурах на высшие должности.

Право.

Относясь отрицательно к запутанному законодательству Италии, Кампанелла пишет что у Соляриев законы не многочисленны и отличаются краткостью и ясностью, тексты их вырезаны у дверей храма, а судопроизводство является упрощённым, процесс гласный, устный и быстрый, наказание наступает за малодушие, гордость и нерадивость. За умышленные преступления действует принцип Талиона. Наказания - смертная казнь, телесные наказания и изгнания. Т.к. Кампанелла подвергался пыткам и тюремному заключению, то у саляриев нет пыток и тюрем.

Общество Утопийцев и Саляриев, это по существу тоталитарные полицейские государства, где любое отклонение от нормы строго преследуется, нормируется численность населения, продукты распределяются, отсутствует частная собственность и деньги, все должны одинаково одеваться, а производительный труд обязателен. Таким образом в проектах идеал. государств речь идёт не о свободном обществе, а о принудительном равенстве граждан.

15.Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

Становление и развитие Российской государственности происходило в сложных условиях. Славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими.Значительным экономическим и культурным подъёмом ростом русского самосознания отмечено время правления Ярослава Мудрого, что выразилось и в политических акциях (например, назначение в 1051 г. Митрополита Киевского Иллариона без санкции Константинопольской Патриархии) и в первых оригинальных произведения Древнерусской литературы (например, Слово о Законе и благодати).С его именем связно принятие церковного устава, в котором наряду с византийскими положениями содержались и нормы русского права.

Митрополит Илларион (дата рождения примерно конец 10 начало 11 вв., дата смерти приблизительно после 1054 или 1055 гг.).

Свои политико-правовые взгляды Илларион изложил в проповеди, которая состоит из 4-х произведений:

а) собственно размышление о законе, благодати, истине;

б) молитва;

в) толкование символа веры

г) запись сделанная Илларионом по поводу его поставления митрополитом. Переписчики объединили это произведение под названием "Слово о Законе и Благодати". Это трактат по своей сути программа независимости русского государства и русской церкви от притязаний Византии.

Слово о законе и благодати условно можно разделить на три части: соотношение закона и благодати, характеристика русского государства, проблемы дальнейшего развития русского государства:

В первой части соотношение закона и благодати. Здесь анализируется связь между понятиями закон и истина. Закон - это внешне установленное предписание регулирующее насильственными мерами поведение человека. Истина - это высокое нравственное состояние человека, которое в силу своего совершенства не нуждается в законе (в законе как в регуляторе поведения). Следуя закону, человек рабски исполняет внешние предписания, познание же истины представляет человеку свободу в выборе поведения, достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в законе. В этой части Илларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчёркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения закону) прошло и наступил другой период (период благодати), когда христианство стало достоянием всех народов - этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Во второй части характеристика Русского государства. Сущность государства это божественная воля. Князь это наследник небесного царства, поэтому происхождение власти наследственное, т.е. трон занимается по наследству. Государственная власть суверенна на всей территории и основана на законе. Высшая цель государства - обеспечение интересов всех подданных. Илларион впервые в русской политической мысли говорит об ответственности князя перед подданными. Правосудие необходимо совершать по закону, но милостиво. Кроме суровых мер Илларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, т.к. проблемы развития русского государства.

Третья часть посвящена задачам, которые стоят перед Русским государством. главная задача обеспечение мира. Князь обязан не развязывать войну, которая может принести страдания русскому народу.

Проблемы, затронутые в слове «О законе и благодати» (соотношение права и нравственности, законности происхождения государственной власти, задачи правителя и его ответственность перед подданными и д.р.) будут ещё длительное время сохранять своё значение в русской политико-правовой мысли.

16.Филофей и его теория Москва 3 Рим

Общая характеристика.

Со второй пол.13 века началось возвышение Московского княжества. Куликовская битва 1380 г., Стояние на угре 1480 стали решающими событиями в обретении Московским государством суверенитета. Иван 3 завершил собирание земель северо-восточной Руси вокруг Москвы. Во главе единого суверенного русского централизованного государства становится единый правитель принявший титул "Государь Всея Руси" и обладающий большой властью и авторитетом. Процесс централизации продолжался в течении всего 16 века, а его результатом стал, в частности, единый для всех земель судебник 1497 г. Это первый общерусский правовой кодекс главной задачей которого было создание общерусского права. В первой четверти 16 в. оформились две важнейшие государственные и религиозно-политические концепции. Одна из них изложена в сказании о князьях Владимирских. Основная идея наличие преемственной связи Московских князей непосредственно с Римской Империей эпохи Императора Августа. В основе др. концепции лежит идея 3-его Рима, создателем которой является Филофей эта концепция заключалась в следующем: в державе Императора Августа произошло рождение Христа и здесь же он совершал свои деяния, поэтому в эпохе Августа корениться не только русская государственность, но и русская церковь. Царство, возникшее в эпоху Августа со временем переместилось в Россию. Миссия России предопределена реальной ситуацией, поскольку русское государство единственное сохранившее политическую независимость православное царство, а русский царь единственный защитник православных христиан и внешний гарант православия каким прежде являлся византийский Император.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...