Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие свободы он хочет заменить понятием пользы.




Философско-этическое ядро утилитаризма можно выразить в тезисах - смысл человеческой деятельности в получении удовольствий и исключении страданий, основной критерий оценки явлений является полезность, нравственность создаётся обществом и ориентирует на обритение наибольшего счастья для наибольшего коллич. людей, цель развития целовечества - максимизация общей пользы путём установления гармонии частных и общественных интересов.

Государство. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе Бентам считал такие понятия как естественное право, естественное состояние и общественный договор несостоятельными. Государство устанавливается как результат исторически сложившихся обстоятельств либо по средством применения силы.

Форма правления. Взляды его менялись на тформу правления. Вначале он одобрял конституционную монархию и отвергал демократию. Затем отвергал монархию и одобрял демократию. Разделение власти - закононательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Поекты комунистического преобразования он оценивал отрицательно, считая, что реализация таких замыслов человечеству ничего хорошего не принесёт.

Право. Бентам отвергал теорию естественного права считал что содержание его не определённо и всеми толкуется поразному. поведение может регул. различными санкциями политическими, моральными, религиозными. Он был против смертной казни - неотвратимость наказания важнее его жестокость. Сущствует волеустановленное право. Применяя утилитаризм к вопросам права Бентам приходит к выводам, что права могут быть только конкретными и должны существовать до тех пор пока полезны обществу и должны упраздняться вслучае их бесполезности. Главным предметом законов Бентам называет частную собственность, и делает вывод, что законы не должны вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими. Бентам уделял внимание и вопросам эфективности применения права, он счтал, что законы должны быть известны каждому адресату, должны быть просты на столько, чтобы каждый мог поьзоваться ими не прибегая к посторрннему толкованию. разработанные им принципы кодификации законодательства использовались в законодательстве многих стран, франция, германия, греция, индия, австралия, канада и другие.

54.Французский утопический социализм Анри Клод Сен Симона

Утопический социализм – концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющемся конечной целью их стремления и деятельности.

А. Сен-Симон (1760-1825).

Произведения: «Письма Женевского обитателя к современникам»; «Очерк науки о человеке»; «Катехиз промышленников»; «Новое христианство».

Взгляды на гос-во и право определялись его концепцией исторического процесса. Он считал, что каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества является следствием переворота в философских воззрениях человечество закономерно развивается, движется к своему «золотому веку» и проходит при этом три стадии: 1. Теологическая (о периоде античности и феодализме; руководство обществом принадлежало священникам и феодалам); 2. Метафизическая (период крушения теологической системы, господство буржуазных отношений; руководство обществом осуществляют юристы и метафизики); 3. Позитивная (будущий общественный строй – «золотой век», основанный на науке; обществом руководят ученые и промышленники). Этот период завершается установлением такого строя, который сделает жизнь людей наиболее счастливой.

Проект социального устройства общества. Система индустриализма – новая социальная система. Индустриализм – строй, построенный в соответствии с научно составленным планом всеобщей комбинированной деятельности, выполняемой всем обществом.

Основные черты нового общества:

- введение обязательного для всех производительного труда;

- распределение его результатов по потребностям;

- государственное планирование производства;

- превращение гос власти из орудия управления людьми в орудие организации производства;

- постепенное утверждение всемирной организации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ.

В будущем обществе необходимо сохранить частную собственность и классовое разделение. В основе деления лежал принцип роли производства: 1) класс промышленников (собственно трудящиеся, т.е. фабриканты, торговцы, банкиры); 2) класс паразитов (дворяне, военные, чиновники, юристы).

У класса индустриалов была одна цель – ликвидация господства непроизводительного класса и обеспечение расцвета промышленности.

Важной чертой программы Сен-Симона является вывод о ненасильственном переходе к новому общественному строю путем постепенного реформирования. Сен-Симон полагал, что введение на позитивной стадии системы индустриализма не потребуется разрушения традиционных государственно-правовых форм. Останется монарх, сохранится правительство и двухпалатный парламент. Их функция – поддержание порядка. Между монархом и парламентом создаются 2 промежуточные инстанции, в руках которых концентрируется вся полнота светской власти: совет ученых, который должен разрабатывать планы социальных преобразований; совет промышленников должен составлять бюджет страны и контролировать его исполнение. Считал, что реформы должны осуществляться сверху. Что касается непосредственно народа, то ему незачем вмешиваться в дело организации общества.

Сенсимонизм – учение, развитое последователями Сен-Симона на основе его идей, однако, в ряде существенных черт идущее значительно дальше учения самого основоположника. Так в характеристике исторических периодов подчеркивается значение эксплуатации и необходимости борьбы с ней. Человек до сих пор функционировал как раб. «Господа – рабы; патриции – плебеи; сеньоры – крепостные; земельные собственники – арендаторы; празднолюбцы – труженики, - вот прогрессивная история человечества до наших дней».

55.Немецкий либерализм. Штейн

С развитием буржуазного общества и ростом пролетариата в общественном движении Франции и других стран все большее распространение получали идеи социализма и коммунизма. С критикой этих теорий выступил немецкий государствовед, историк и экономист Лоренц фон Штейн (1815–1890 гг.). В 40-х гг. он приезжал в Париж, после чего опубликовал книгу “Социализм и коммунизм в современной Франции” (1842 г.).

Штейн писал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение; он предсказывал неизбежность социальных революций. Для того чтобы избежать социальных потрясений, Штейн разработал проект реформ государства и права. Вслед за Гегелем Штейн различает государство и гражданское общество. Последнее основано на разделении труда, которое в свою очередь зависит от формы собственности.

Штейн признает, что общество делится на классы. В феодальном обществе существовали землевладельцы и зависимые от них крестьяне, после Французской революции общество делится на капиталистов и рабочих. Борьба этих классов чрезвычайно волнует Штейна. Однако, считал Штейн, если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.

Победа капиталистов грозит обществу застоем, ибо при помощи государства они поработили бы рабочий класс и лишили бы его возможности приобретать собственность. Еще опаснее, по Штейну, захват государства рабочим классом; это привело бы к дележке всех благ поровну, к прекращению производства, к разложению и смерти гражданского общества, к возрождению деспотизма. С этой точки зрения Штейн осуждает республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.

Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считает конституционную монархию. Только монарх способен осознать интересы общества в целом; исходя из этих интересов, он предупреждает притеснение одного класса другим. Штейн утверждал даже, что стоящий выше всяких частных интересов монарх склонен по своему положению защищать притесненных, т.е. пролетариев, от чрезмерного угнетения капиталистами.

Вслед за Гегелем Штейн различает власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное учреждение, перед которым ответственны министры. Штейн обосновывает законность, правопорядок, незыблемость прав граждан, прав, понимаемых только как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств.

Либерализм Штейна ярко выразился в том, что выше всего в своей социально-политической доктрине он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении к самореализации, суть которой – добывание, переработка, изготовление и приумножение благ. Всякое благо, произведенное личностью, принадлежит ей, отождествляется с нею и потому становится столь же неприкосновенным, как она сама. Эта неприкосновенность блага и есть право. Соединенное через право с личностью в одно неприкосновенное целое благо является собственностью.

56.Порядок и прогресс. Политические взгляды Огюста Конта

Социологический позитивизм (О. Конт).

Такой позитивизм от лат. положительный, позитивизм направление внауке объявляющее единственным источником истенного, действительного знания, лишь имперические исследования т.е. позитивизм отвергал любые умозрительные доводы, он признавал лишь конкретное позитивное знание основанное на опыте и наблюдении, в теори права выделяют юридический и социологический позитивизм.

Юридический позитивизм - направление правовой мысли господствовавше в европейской правовой культуре во втор. половине 19 первой пол. 20 века. Отждествляется право с законом независимо от содержания последнего. Юридич. позитивиз исходит из того что предметом юридической науки явл. нормы права их олкование и соотношение т.е. сводят право исключительно к текстам источников права, отказывается от теоретического объяснения и оценки правовых явлений, ограничиваясь их описанием систематизацией и классификацией.

Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую теорию и философию права и изучает право как социальное явление как часть жизни общества, на государство и право влияют все соц. компонениты и поэтом3 и государство и право должны изучаться в рамках единой науки социологии.

Огюст Конт - 1798-1857. Основные произведения - курс позитивной философии, система позитивной политики или социологически трактат об основах религии человечества.

Развивая учение Сенсимона и его взгляды на эволюцию общества Конт ставит три стадии развития общества:

1. Теологическая стадия. Все явления рассматриваются как действия сверхестественных сил, главная черта стадии вера в обсолютное знание в обществе господство жрецов и войнов в государстве единоличная власть царей.

2. Метофизическая. Переходная стадия. На этой стадии явления объясняются через абстрактные отвлечённые понятие - сущность, материя, право и т.д. т.е. божества и духи замен. отвлеч. силами, эта сталдия время сомнение и эгоизма. В общественной жизни господство философом и юристов. Идеал государств на этой стадиии демократия.

3. Позитивнная или научная стадия. Утвержается позитивное сознание, человечество приходит к объективным научным объяснениям существующих вприроде закономерностей. Обществом руководят учёные и промышленники.

Конт считал, что науки составляют систему и остроил в порядке увеличенияих сложности: 1. Математика наиболее общая из наук 2. далее идут остраномия, физика, и т.п. 3. высшая из всех социология.

Социология - наука об общественных явлен. вобще законы которых одинаково применимы ковсем временам и народам. Социология дел. на две части - социальная статика(порядок), изучающая строение общества и соц. динамика (прогресс)

Государство. Конт был против теории общественного договора. Основная задача его философии переустройство общества на основе позитивизма и разработал "план реорганизации социальной жизни" по которой ретроградная рестократия и анархическая республика будут заменены социократией, в социократии сохраняется класс капиталистов и класс пролитариев в соотношение 1 к 33, светская власть принадлежит промышленникам, капиталисты управл. социократией, духовную власть осуществляют жрецы позитивистской церкви, воспитывающие оба класса в духе солидарности, идея солидарности явл. основной в Контовской социологии и позитивной политики. в итоге Конт представлял, что человечество объединится в 500 социкратий возглвляемых общим советом.

Право. Каждый имеет обязанности но не кто не имеет прав. Право он считал авторитарно теологическом понятием основанным на представлениии о богоустановленности власти. Он говорит что в социократии не должно быть не права не прав личности и таким образом социократия изображается контом как сотрудничество классов, но при этом сохраняется в полной неприкосновенности частная собственность и капиталистическая эксплуатация.цл

57.Политические идеи Спенсера

Продолжая анализ позитивистского направления в социологии, следует назвать выдающегося последователя О. Конта англ. позитивиста - Герберта Спенсера (1820-1903 г.г.). Он является представителем органической теории государства, получившей распространение под влиянием успехов биологии.

Основой политического учения Г. Спенсера является аналогия государства с биологическим организмом. Главный труд Г. Спенсера «Основания социологии» представляет собой систематически проведенную им аналогию между биологическими и социальными организмами. Как и всякое живое тело, государство включает два основных процесса: дифференциацию и специализацию.

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Дифференциация состоит в развитии от однородного к разнородному: государство растет в размерах, усложняется его строение; подобно биологическому организму государство растет, размножается, стареет и гибнет.

Специализация представляет собой объединение индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет только ей свойственную функцию. Так образуется система органов политического тела.

В войнах и насилиях, по Спенсеру, проявляется закон борьбы за существование государств, «выживание сильнейших», как необходимое условие развития политического организма более высокого типа.

Г. Спенсер выделял два типа государства:

1. Примитивный или военный.

2. Высший или индустриальный.

Примитивный тип характеризуется деспотичностью, военным принуждением, полным подавлением личности государством.

Индустриальный тип основан на свободе, равноправии и подчинен благу индивида. Необходимым условием его существования является невмешательство государства в социально-экономическую жизнь, свободная конкуренция и частное предпринимательство.

58.Теория элиты технократии

Доктрина технократии

Дж. Берхем, его книга "Революция менеджеров" (1941) является заметной вехой в истории технократических доктрин. Дж. Берхем утверждал, что в результате бурного технократического прогресса произошла революция в политической власти и государственном управлении. Выдвинулся новый правящий класс - менеджеры. Они не только заняли командные посты в рамках предприятий и корпораций, но и сосредоточили в своих руках политическую власть.

Государство все более превращается в собственность менеджеров - главных контролеров средств производства, новых фактических собственников. На основе своего действительно ответственного положения в государствеменеджеры становятся привилегированным классом, получая машины, дома и пользуясь другими льготами и привилегиями. Монополизируя систему образования,они воспроизводят себя как особую касту.

В будущем, считал Дж. Бернхем, на планете установиться единое технократическое государство во главе с комитетом директоров -технократов.

Олвин Тоффлер родился в 1928 году в Нью-Йорке. В 1970 -1990 гг. Олвин Тоффлер опубликовал книги, ставшие на Западе научно - литературным бестселлером: "Футурошок" (1970), "Экоспазм" (1975), "Третья волна" (1980), "Предпосылки и прогнозы" (1984), "Смешение власти" (1990). В них содержится анализ трансформации индустриального общества в новую цивилизацию.

Олвин Тоффлер сформулировал главную тенденцию в эволюции западного общества 60 - 80 годов: заметное ускорение как в темах образования продукции, так и в диалектике социальных связей, и в обмене идеалами.

Важнейший движущей силой общественных изменений он называет технологию, а ядром совершенствование технологии - знания (лиформация).

Американский мыслитель делит историю человечества на три периода, или волны:

1) аграрную, начало которой положило прошедшая 10 тысяч лет назад земледельческая революция.

2) индустриальную, длившуюся около 300 лет;

3) связанную с развитием информационных технологий третью волну, начавшуюся во второй половине XX века в США и захватившую затем Западную Европу.

Знания подчинили силу и богатство и стали определяющем фактором функционирования общества и всех его институтов, включая власть. Поэтому борьба за контроль над информацией составляет сердцевину конфликта супериндустриальном обществе.

Под напором знаний разрушается система представительной демократии, в этой форме, которую породила индустриальная эпоха. Возрастающая социальная неоднородность общества размывает саму основу идеи представительной демократии - понятие массы. Олвин Тоффлер считает, что возникающаямозаичная демократия в большей степени ориентируется на отдельного индивида. В связи с усложнением информации число лиц, принимающих решения, помимо чиновников-управленцев, включаются ученые и специалисты-практики. В итоге, бюрократия теряет прежнюю монополию на принятие решения и перестает быть замкнутым сословием.

Политическая жизнь общества третьей волны строиться на основе трех ключевых принципов:

принцип меньшинства, который должен заменить принцип большинства. Вместо прежнего общества, в котором несколько крупных блоков (классов, партий...) образовывали большинство, возникает конфигуративное общество, в котором тысячи меньшинств обладают высокой социальной мобильностью.

Принцип полупрямой демократии. В обществе третьей волны произойдет отказ от представительной демократии. Он полагал, что вся политическая система, в которой центральное место занимали партии, устарела. Повышение образовательного уровня и современная техника дают возможность гражданам самостоятельно (помимо законодательных органов) вырабатывать многие политические решения, которые будут иметь юридическую силу.

Принцип разделения ответственности в принятии решений, который поможет устранить перегрузку, блокирующую деятельность институтов власти. До сих пор слишком много решений принимается на национальном уровне и слишком мало на местном и международном.

Олвин Тоффлер назвал свою теорию "практопией" - практической утопией.

В 60 - 70 гг. технократические теории развиваются таким учеными и политическими деятелями как Г. Саймон ("Научно управляемое государство"),Б.Беквит ("Концепция экспертократии"), З. Бжезинский ("Технотронное общество").

Они изображают технократию как средство для решения глобальных проблем (экологии, энергетических, продовольственных, войны и мира, демографических) и перестройки государства.

59.Доктрина солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая нормавозникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.

Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.

Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм.

Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.

Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.

Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.

Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;

2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;

3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;

4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.

Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.

 

 

60.Теория русского социализма

61.Политичекая и социально-экономическая программа преобразования Посошкова

62.Первый русский профессор юрфака МГУ Десницкий. Его политико-правовые воззрения

63.Политико-правовые учения Маркса и Энгельса

Эпоха.

Карл Маркс (1818 - 1883) (родился в Трире в семье адвоката; окончил Берлинский университет, получил степень доктора философии; редактор «Рейнской газеты» (революционно-демократическая направленность); издание запретили; переехал в Париж, затем в Лондон).

«Манифест коммунистической партии» (совместно с Энгельсом) (анализ состояния современного общества и программа действий пролетариата в ходе его революционного переустройства).

«Нищета философии» (критика «Философии нищеты» Прудона).

«Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.» (впервые дается термин диктатуры пролетариата и употребляется формула обобществление средств производства).

«Капитал» (экономическая основа материалистической интерпретации истории, теория прибавочной стоимости, раскрывающая механизм эксплуатации рабочих капиталом).

Фридрих Энгельс (1820 - 1895) (родился в Бармене в семье текстильного фабриканта; не удалось окончить гимназию, занялся коммерческой деятельностью по настоянию отца; самообразование№ знакомится с Марксом; переезжает в Лондон).

«Анти-Дюринг» (общее изложение мировоззрения марксизма в форме критики взглядов Евгения Дюринга, одного из его ранних ниспровергателей).

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (на историческом материале раскрывается марксистское понимание сущности государства).

«К критике проекта социал-демократической программы 1891 года» (перекликается по содержанию с «Критикой Готской программы»).

Происхождение государства.

Возникновение государства связывается с общественным разделением труда, появлением частной собственности и антагонистических классов.

Государство включает в себя управление общими делами, но не сводится к нему (еще один признак - классовость власти; с расколом общества на классы возникает аппарат власти, оберегающий правящую верхушку и опирающийся на подчиненную ему силу, а не на вооруженный народ - начинается государство).

Характеристика государства (определение государства).

Не государство определяет собственность, а собственность определяет государство (отвергается лозунг свободного народного государства, выдвинутый в Готской программе; государство является классовым по своей природе - форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы).

Деятельность государства охватывает две сферы (выполнение общих дел, вытекающих из природы общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами).

 

В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают равновесия сил (государственная власть получает на время некоторую самостоятельность по отношению к обоим классам (абсолютная монархия XVII - XVIII веков, которая уравновешивает дворянство и буржуазию)).

Государство - публичная власть в классовом обществе (служит интересам господствующего при данном способе производства класса, а не общему благу).

Формы государства (идеальное государство).

Концепция отмирания государства (управление останется, но утратит классовый характер, это произойдет на высшей стадии коммунизма).

Диктатура пролетариата (пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии; первый шаг в рабочей революции - превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии) (не означает власть одного класса, навязываемую силой всему остальному обществу, характеризуется как сплочение с революционизированными элементами мелкой буржуазии и крестьянства).

Овладение пролетариатом властью невозможно без уничтожения старой государственной машины (Парижская Коммуна - первый исторический образец власти рабочих; старая государственная машина была заменена подлинным народным самоуправлением; вместо армии - всеобщее вооружение народа, вместо полиции - рабочие отряды; все должностные лица избирались и могли быть отозваны).

Марксизм нельзя отождествлять с тоталитаризмом (стремление Маркса преодолеть отчуждение человека, провозглашение индивидуальной свободы условием свободного развития общества, понимание пролетарского государства как самоуправления, идея отмирания государства).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Право (не может быть понято из самого себя, коренится в материальных условиях жизни и носит классовый характер; рассматривая право как форму производственных отношений, Маркс подчеркивает, что право не в состоянии подчинить себе первичные производственные связи).

Буржуазное право абстрагируется от личности (при буржуазном строе традиционные представления о праве как отношениях равенства - это фикция; равенство формально, реальной свободы нет; отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства).

Особенности теории.

Основа марксизма - материалистическая интерпретация истории, исторический материализм.

В основе имущественного неравенства и общественных противоречий лежит система производства, отношения, в которые люди вступают в процессе производства (производственные отношения) (тип этих отношений предопределен уровнем развития производительных сил (средств производства); производственные отношения определяют весь строй жизни общества и его развитие).

По отношению к способу производства иные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом (производственные отношения - экономический базис, над которым юридическая и политическая надстройки).

Производительные силы развиваются (периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки - возникает новый способ производства, существующий до тех пор, пока между ними сохраняется соответствие).

Четыре способа производства:

1) азиатский (сочетание общинного земледелия с верховной собственностью государства на землю; государство эксплуатирует крестьян посредством налогообложения и организации общественных работ; наименее динамичный строй);

2) в Западной Европе история представляет смену античного (при значительном распространении рабовладения) способа производства феодальным, а феодального капиталистическим.

Капиталистический строй не вечен (в его рамках уже созрело противоречие между производительными силами и производственными отношениями; промышленная революция расширила возможности и масштабы производства; оно становится общественным; частная собственность препятствует этому - ведет к экономическим кризисам).

Общество создает дополнительные факторы и возможности для смены способов производства (все существовавшие способы производства были построены на социальном неравенстве и эксплуатации; их основа -разрыв между трудом и собственностью на средства производства).

Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, представления об истории как непрерывной череде классовых противоречий и конфликтов.

Смена общественного строя происходит путем революции (первоочередная задача - завоевание власти; революции приобретают насильственные формы; цель революции - уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъем производства, культуры и благосостояния масс, а также общечеловеческие задачи - расцвет личности, ее гармоническое существование в обществе).

Создание коммунистического общества (длительный процесс, требует переходного периода, государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата).

Значителен вклад Маркса и Энгельса в науку о государстве и праве, политологию и социологию (исторический материализм; классовый подход к явлениям общественной жизни; пытаются анализировать реальное состояние дел, а не исходить из идеалов, из абстрактных принципов разума; исходят из материальных интересов людей; в основу их анализа положены общие интересы значительных групп людей (классов)).

Маркс и Энгельс недооценили возможности демократии и государственного регулирования (благодаря скачку в развитии производительных сил, вмешательству государства и давлению трудящихся повышался уровень жизни рабочих, росла численность средних слоев, капитализм нашел средства выхода из кризисов, смягчились социальные противоречия, повысился уровень жизни) (пренебрегали возможностями эволюционных перемен).

64.Программа государственного преобразования Сперанского

Сперанский В.М. (1772-1839). Выделяют 2 периода взглядов: прогрессивные воззрения; отход от них. Он создатель знаменитого Свода Законов Российской Империи (СЗРИ). Под его руководством готовилось полное собрание законов в 46 томах, а потом на его основе – СЗРИ. Самый великий по числу предложенных реформ и активности в государственной жизни. Стоял на позиции естественной школы права.

1-й период (1802-1811)(как раз и был создан план преобразований)– радикальный мыслитель, решительно осуждает крепостничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. Дворянская личность, честь, имение зависит от самодержавия. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые – свободные по отношению ко вторым.

И самодержавие и крепостничество не совместимы с законностью, народным просвещением, с развитием промышленности, которая требует квалифицированного труда. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция => нужна реформа: вместо самодержавия необходима конституционная монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав.

С точки зрения С. народ, выбирая правителя, наделил его определёнными правами, и именно такой путь установления власти противопоставляется деспотии – форме власти, основывается на злоупотреблении и направленная против интересов народа. Для конституционной монархии необходимо ограничивать власть монарха коренными государст<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...