Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IY. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность




Глава IV предназначена систематизировать нормативные предписа­ния, регламентирующие деятельность той части субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые «содействуют» ее осуществлению (см. комментарий к гл. III).

Сравнительный анализ ее структуры со структурой аналогичного раз­дела действовавшего ранее оперативно-розыскного закона (см. разд. IV) приводит к выводу, что она не претерпела каких-либо изменений. Вместе с тем такие изменения целесообразны. Как представляется, они внесли бы большую ясность в изложение нормативно-правового материала. Продук­тивной видится конструирование структуры данной главы, в которой со­держались бы правила деятельности двух групп субъектов оперативно-розыскной деятельности: о лицах, привлекаемых к участию в этой деятель­ности на конфиденциальной и гласной основах (включая предписания об основаниях, условиях и порядке привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности, их обязанностях и правах), и о лицах, содей­ствующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности (речь идет о регламентации правил помощи, оказываемой заявителем, специалистом, экспертом и переводчиком).

С т а т ь я 17. Содействие граждан органам, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность

(1) Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их жела­нию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны со­хранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, мо­гут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами не­зависимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, долж­ностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убежде­нии.

(3) Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту де­путатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

1. Статья заменила собой ст. 15 ранее действовавшего Закона об опера­тивно-розыскной деятельности. В ней сохранены прежние структура и со­держание. Предписаниями данной статьи признается общественная значи­мость и государственная необходимость привлечения граждан к сотрудничеству на гласной и конспиративной основе для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

2. Цель статьи — системное изложение требований и предписаний, устанавливающих общий порядок привлечения граждан к содействию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

3. Отдельные положения статьи носят отсылочный характер. Для пра­вильной их реализации правоприменители должны знать требования кон­кретных нормативных правовых актов (включая закрытые подзаконные).

4. В комментируемой статье закреплены общие положения о со­действии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея­тельность. Фиксация на уровне закона этих положений — важный шаг в нормотворческой деятельности по сравнению с практикой прошлого, ког­да привлечение граждан к конфиденциальному сотрудничеству осу­ществлялось на основе закрытых нормативных актов органов исполни­тельной власти.

Комментируемая статья закрепляет за гражданами возможность реали­зации их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности субъекты, ее осуществляющие, могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с доб­ровольного согласия последних). Конфиденциальное сотрудничество граж­дан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и вы­ражаться в утвердительной форме согласия. Реализация права граждан на такое содействие возможна только при условии обоюдного согласия. Фор-' ма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письмен­ный или иной характер. Мотивация сотрудничества лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского долга, материальную заинтересованность и т.д.). При этом конфиденциальное содействие граж­дан носит индивидуальный характер и осуществляется на разовой или дол­говременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 2).

Кроме того, в ходе привлечения граждан к конфиденциальному со­трудничеству со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, не допускается применение в отношении лиц методов запугивания, физического устрашения или насилия.

5. Законодатель выделяет два вида содействия граждан органам, осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность. Первыйиз них пред­усматривает привлечение граждан для подготовки оперативно-розыскных мероприятий. Второй —для непосредственного участия в их проведении.

В ходе реализации первого вида содействия граждан органам, осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудничеству при­влекаются лица, располагающие необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, уровень таких возможностей в значительной степени зависит от ряда фак­торов (занимаемого должностного положения, профессиональных знаний и т.п.) и определяется оперативным работником, осуществляющим подго­товку оперативно-розыскных мероприятий на конкретном направлении деятельности или линии работы. В этой связи это не означает обязательной реализации гражданами своего права на сотрудничество, так как привле­чение к сотрудничеству является прерогативой органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при­влекают к сотрудничеству должностных лиц, специалистов, обладающих различными отраслями знаний, а также другие категории граждан, распо­лагающих необходимыми возможностями для участия в подготовке опера­тивно-розыскных мероприятий. На практике такой вид конфиденциально­го сотрудничества наиболее часто используется оперативным составом при организации оперативно-розыскных мероприятий, требующих предвари­тельной подготовки для создания дополнительных и благоприятных усло­вий, способствующих успешному решению задач оперативно-розыскной деятельности. Например, такой вид содействия граждан реализуется при подготовке наиболее оперативно значимых и трудоемких по организации розыскных мероприятий. В частности, создание конспиративных мест ра­боты с конфидентами, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д. Как правило, привлечение такой категории граждан сводится к участию в организаци­онном обеспечении оперативно-розыскных мероприятий. В то же время это не исключает возможности участия указанной категории граждан в проведении других оперативно-розыскных мероприятий. В отдельных слу­чаях органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по своей инициативе могут создавать постоянные или временные легендированные возможности для граждан, оказывающих содействие при подготов­ке оперативно-розыскных мероприятий.

Второй вид содействия граждан органам, осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность, предусматривает непосредственное их участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на ре­шение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. В большей степени это относится к оперативному внедрению конфидентов в крими­нальную среду (см. об оперативном внедрении комментарий к ст. 6). При этом органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, ре­шают определенные Федеральным законом задачи исключительно в преде­лах своих полномочий, установленных соответствующими законодатель­ными актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 4).

По желанию граждан их участие в подготовке или проведении опера­тивно-розыскных мероприятий может носить как гласный, так и неглас­ный характер. Привлечение граждан к подготовке и проведению оператив­но-розыскных мероприятий на гласной основе может осуществляться для наведения справок, отождествления личности и др. (см. ст. 6). Независимо от этого содержание сотрудничества должно носить исключительно скры­тый характер, обусловливаемый особыми условиями оперативно-розыск­ной деятельности. В последующем полученная оперативная информация может быть предана гласности, а лица, оказывающие содействие в ее получении, могут стать заявителем и свидетелем по конкретному уголовному делу. Следует отметить, что по желанию граждан сотрудничество может осуществляться в виде негласной деятельности.

6. Негласное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обусловливается:

наличием реальных угроз государственной, военной, экономической и экологической безопасности России, которые возникают и реализуются в виде конспиративной противоправной деятельности;

скрытым характером подготовки и совершения преступления и сокры­тия его следов;

специфическим содержанием задач, решаемых органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, по выявлению скрытых угроз безопасности России, признаков подготавливаемых, совершаемых и со­вершенных преступлений, а также их своевременным предупреждением и пресечением.

Опасный характер преступных посягательств, использование конспи­ративных методов при подготовке и совершении преступлений вынуждают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в большей степени привлекать граждан к негласной форме сотрудничества. К неглас­ному сотрудничеству привлекаются граждане в зависимости от компетен­ции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и ис­пользуются ими для решения задач по конкретным направлениям оперативно-розыскной деятельности и линиям работы. Причем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, категорически за­прещается использовать конфиденциальное сотрудничество граждан в це­лях, не указанных в Федеральном законе.

7. Неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граж­дан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является их обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данное условие, с одной стороны, вытекает из самой сути конфиденциального со­трудничества, которое состоит, во-первых, в скрытом характере деятель­ности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и, во-вторых, в содержании сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых преследуется по закону. С другой стороны, лица, со­действующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность, как правило, располагают сведениями, разглашение которых может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению мероприятий оперативно-розыскной деятельности, так и в целом безопасности России. Поэтому информация об оперативно-розыскной деятельности не ограни­чивается сведениями, составляющими государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности (см. Закон о государственной тайне), а предусматривает более широкий круг данных конфиденциального харак­тера, которые необходимо хранить в тайне.

8. В процессе содействия граждан органам, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность, они обязаны сообщать объективную опе­ративно значимую информацию. Предоставляемая конфидентами инфор­мация не должна быть заведомо ложной.

Сообщение сведений в любой форме (устно, письменноили иначе) ор­гану, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, умышленно искажающих данные как о событии преступления, так и о лицах, его со-

вершивших, согласно уголовному законодательству рассматривается как заведомо ложный донос (см. ст. 306 УК РФ). Не может рассматриваться как заведомо ложный донос информация конфидента, полностью или час­тично не соответствующая действительности, если факт предоставления такого рода сведений не отвечает определенным квалифицирующим приз­накам. В частности, к этим признакам относятся заведомо ложная инфор­мация в обвинении лица в совершении особо тяжкого или тяжкого пре­ступления, предусмотренного уголовным законодательством, и искусствен­ное создание доказательств обвинения в такого рода преступлениях.

Вместе с тем необходимо отметить, что добросовестное заблуждение граждан в силу субъективного восприятия отдельных признаков подготав­ливаемых, совершаемых или совершенных преступлений исключает уго­ловную ответственность по ст. 306 УК РФ.

Помимо этого конфиденты в ходе участия в оперативно-розыскных мероприятиях могут располагать достоверными сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях, однако в силу различных обстоятельств могут намеренно скрывать сведения об известныхим преступлениях от ор­ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этой связи действия конфидентов, связанные с сокрытием информации о преступле­ниях, могут служить основанием для прекращения с ними сотрудничества.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 41 Конституции сокрытие занимающими должностное положение конфидентами сведений о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья лю­дей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. В этом случае уголовная ответственность наступает по ст. 285 УК РФ за со­вершение должностного преступления.

9. В ходе оперативно-розыскной деятельности должностные лица, ее осуществляющие, могут заключать контракты с совершеннолетними дее­способными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религи­озных убеждений, если иное не оговорено правилами Федерального закона.

Конфиденциальные отношения устанавливаются с физическими лица­ми независимо от их гражданства. К сотрудничеству могут привлекаться:

граждане России, которые являются таковыми или были признаны гражданами России в соответствии с Законом о гражданстве;

лица, имеющие двойное гражданство (одновременно состоящие в гражданстве другого государства):

лица без гражданства (не являющиеся российскими гражданами и гражданами других государств) и иностранцы (граждане и подданные ино­странного государства).

Конфиденциальные отношения с указанными лицами могут устана­вливаться независимо от постоянного или временного их нахождения на территории России. В оперативной практике недопустимо привлечение к конфиденциальному сотрудничеству дееспособных лиц, по состоянию здо­ровья не способных принимать участие в мероприятиях оперативно-розыскной деятельности или имеющих признаки психических отклонений.

10. Волеизъявление граждан в установлении конфиденциальных отно­шений с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, может осуществляться в письменной форме в виде контракта. Контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами для догова­ривающихся сторон. Контракт может заключаться органом, осуществляю­щим оперативно-розыскную деятельность, только с совершеннолетним дееспособным лицом, способным самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. В соответствии со ст. 60 Конституции гражданин приобретает такие права и обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими действиями приобретает не только пра­ва, но и создает юридические обязанности, а равно способен нести ответ­ственность за последствия своих действий по российскому законода­тельству.

Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность, вступают с отдельными гражданами в специфические граждан­ско-правовые и трудовые отношения. Контракт выступает юридической гарантией для такой категории граждан, являющихся одной из сторон в установлении специфических трудовых отношений (о социальной и право­вой защите см. комментарий к ст. 18). Отсюда следует, что контракт как разновидность договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон, а потому он должен отвечать юридически значимым требо­ваниям.

Так, в контракте обязательно должны быть определены его общие по­ложения. Помимо договаривающихся сторон, в нем должны быть указаны порядок, условия и основания продления сроков действия контракта либо внесения в него добавлений, изменений — по необходимости.

В предмете контракта должно быть в общих чертах указано, какие обя­зательства принимают на себя стороны в решении задач оперативно-розыскной деятельности и срок, на который он заключается. Оговаривают­ся особенности действия сторон. В частности, для конфидентов указывает­ся, в чем заключается их содействие при подготовке или проведении опера­тивно-розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный характер и зависит от личных и деловых качеств конфи­дента, характера выполняемыхим заданий, а также реальных возможно­стей в решении задач оперативно-розыскной деятельности. При этом в контракте запрещается указывать сведения, составляющие государствен­ную тайну.

В правах и обязанностях договаривающихся сторон в первую очередь должны быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устной, письменной, образцов документов, изделий и т. д.) конфидент будет представлять информацию в процессе участия в проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий; обязательства органа, осу­ществляющего оперативно-розыскную деятельность, в создании необходи­мых благоприятных условий для выполнения оперативно-розыскных заданий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для конфидента отдельных видов подготовки (специальной, психологической и др.). Среди особенностей прав и обязан­ностей сторон необходимо указать пределы использования оперативной информации и т. д., а также обязательства, связанные с обеспечением лич­ной безопасности конфидента, членов его семьи и т. д.

В контракте необходимо отражать вид, размер и порядок вознагражде­ния конфиденту за выполнение взятыхим обязательств по контракту. Кро­ме того, в контракте могут быть указаны иные виды расчетов в зависимос­ти от основы мотивации конфиденциального сотрудничества.

Стороны контракта несут обоюдную ответственность за выполнение его условий. При этом ответственность сторон должна предусматривать возмещение понесенного в связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных мероприятий не только материального или морального ущерба, но и, например, ограничение прав конфидента на срок, устано­вленный контрактом. Кроме того, в контракте должны быть предусмотре­ны меры социального обеспечения конфидента или членов его семьи и дру­гие обстоятельства в соответствии с действующим гражданским законода­тельством и Федеральным законом.

В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с резуль­татами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи контрактом могут устанавливаться конкретные требования к конфиденту, например, связанные с ограничением его прав выезда за гра­ницу в пределах установленного срока после окончания действия контрак­та при выполнении условий сотрудничества.

Содержание контракта должно быть изложено понятным языком и не быть двусмысленным. Письменный текст контракта составляется для дого­варивающихся сторон в двух экземплярах и подписывается конфидентом и руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятель­ность. Подписи скрепляются гербовой печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, после чего контракт вступает в за­конную силу.

Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неиспол­нении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудни­честве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную дея­тельность, являются:

разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве;

утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность;

приобретение конфидентом статуса народного депутата, судьи, проку­рора, адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально зарегистрированного религиозного объединения;

совершение конфидентом преступления (в частности, вступление кон­фидента в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, со­вершении и сокрытии преступления);

использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия пре­ступной деятельности;

разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности;

умышленное предоставление заведомо ложной информации;

сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное иска­жение;

уклонение от сотрудничества в различной форме;

грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой конфиденциального сотрудничества;

неудовлетворительное состояние здоровья;

другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудни­честве.

Более детально порядок заключения контракта с лицами, прини­мающими участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, мо­жет быть изложен в ведомственных нормативных актах органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность.

11. В комментируемой статье изложен исчерпывающий перечень лиц, привлечение которых к сотрудничеству на контрактной основе запрещено. В этом перечне законодатель выделяет две группы граждан. Первую со­ставляют народные депутаты, судьи и прокуроры. Вторую — адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зареги­стрированных религиозных объединений.

Запрет на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству на кон­трактной основе первой группы граждан связан с тем, что ее представители наделены в установленном законом порядке определенными законодатель­ными, судебными и надзорными полномочиями. При этом введение в Фе­деральный закон запретительных санкций на привлечение к сотрудни­честву представителей законодательной и судебной ветвей власти на контрактной основе обусловлено рядом факторов.

Во-первых, установление конфиденциального сотрудничества с граж­данами является специфическим условием решения задач оперативно-розыскной деятельности субъектов, которые в системе государственного управления наделены исполнительно-распорядительными полномочиями. С позиций занимаемого правового положения в системе государственных органов они не вправе осуществлять негласное руководство представите­лями законодательной и судебной власти. Данное положение относится также к прокурорам, которые в России осуществляют прокурорский надзор (в том числе за исполнением законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности).

Во-вторых, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциально­му сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе использовалось органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи независимы и обязаны выполнять требования только Конституции и федеральных законов (в частности, для обеспечения их независимости в ст. 294 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда).

В-третьих, государственные служащие указанной категории граждан не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагоги­ческой, научной и иной творческой деятельности (см. Федеральный закон об основах государственной службы).

В части, касающейся запрещения использования конфиденциального содействия на контрактной основе адвокатов, священнослужителей и пол­номочных представителей официально зарегистрированных объединений, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует отметить, что, помимо адвокатов, речь идет об особой категории граждан, которые:

возведены в духовный сан и таким образом наделены каноническим правом самостоятельно совершать богослужение, обряды и таинства, в том числе исповедь (например, по канонам Русской Православной Церкви дья­коны не наделены правом исполнять религиозные таинства);

в законном порядке имеют право выполнять юридические действия от имени официально признанных государством религиозных организаций и объединений;

обладают полномочным правом от имени официально зарегистриро­ванных религиозных объединений участвовать на временной или постоян­ной основе в деятельности различных организаций (общественных, ком­мерческих, государственных, международных и т.д.). На практике такими полномочиями, как правило, наделяются также лица духовного звания.

Запретительные санкции на привлечение к сотрудничеству на кон­трактной основе второй группы граждан в значительной мере обусловлены этическими соображениями. В частности, по этическим соображениям не­допустимо использование органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, специфических трудовых и гражданско-правовых отношений с адвокатами, священнослужителями и полномочными пред­ставителями официально зарегистрированных религиозных объединений для получения конфиденциальной информации, например, ставшей им из­вестной в процессе тайной исповеди верующего, защиты подозреваемого, обвиняемого и т. д. Кроме того, использовать такой вид отношений для оказания через указанную группу граждан влияния на верующих, подза­щитных, содержание и характер деятельности общественных, коммерче­ских, государственных и международных организаций, где они являются полномочными представителями официально зарегистрированных рели­гиозных объединений.

Зарегистрированные в установленном законом порядке религиозные организации осуществляют свою деятельность на основании документов внутреннего содержания. В этой связи органы, осуществляющие оператив­но-розыскную деятельность, не вправе негласно влиять на характер и со­держание деятельности религиозных организаций, если она не противоре­чит российскому законодательству.

Положения комментируемой статьи не исключают возможности для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлече­ния граждан к конфиденциальному сотрудничеству указанной группы граждан с их добровольного согласия и на любой иной (кроме контракт­ной) основе. При этом предписания комментируемой статьи не распро­страняются, в частности, на священнослужителей и официальных предста­вителей религиозных организаций, согласившихся добровольно оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность, на неконтрактной основе, а также на священнослужителей, уча­ствующих в деятельности религиозных организаций, не зарегистрирован­ных органами власти в установленном законом порядке. Требования статьи также не распространяются на:

священнослужителей и официальных представителей религиозных ор­ганизаций, согласных сотрудничать с органом, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность, без заключения контракта и по их ини­циативе;

священнослужителей и других лиц из религиозных организаций (не за­регистрированных органами власти в установленном законом порядке) и занимающихся противоправной деятельностью, относящейся к компетен­ции субъектов оперативно-розыскной деятельности.

12. Порядок установления отношений сотрудничества с лицами, изъ­явившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и условия их документального оформления ввиду их секретного характера определя­ются ведомственными нормативными актами.

13. Государственным и частным организациям, не являющимся субъ­ектами оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с российским законодательством запрещается устанавливать с гражданами отношения конфиденциального сотрудничества для решения задач, не относящихся к их компетенции (см. комментарий к ст. 13).

Статья 13. Социальная и правовая защита граждан, содействую­щих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

(1) Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность, находятся под защитой государства.

(2) Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содейство­вать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея­тельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выпол­нением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

(3) При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры но предотвращению противоправных действий, установлению виновных и при­влечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Рос­сийской Федерации.

(4) Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправ­ное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудни­честву с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесен­ный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

(5) Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступ­ления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознагражде­ния и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознагражде­ний и другие выплаты налогами не облагаются а в декларациях о доходах не указываются.

(6) Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

(7) В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке,

определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(8) В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его учас­тием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назна­чается пенсия по случаю потери кормильца.

(9) При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении опера­тивно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность даль­нейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыск­ную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюдже­та выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инва­лидности.

1. Статья заменила собой ст. 16 ранее действовавшего Закона об опера­тивно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем:

указано, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие со­действовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность, не только выполнение своих обязательств, предусмотренных кон­трактом, но и правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами общественного долга и возложенных на них обязанностей;

сформулировано новое предписание, предусматривающее условия освобождения от уголовной ответственности лица из числа преступной группы;

предусмотрена выдача вознаграждения и других выплат лицам, оказы­вающим помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея­тельность, а также установлен их льготный порядок;

уточнено, что проведение спецмероприятий допускается в целях обес­печения безопасности любых лиц, сотрудничающих с органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей, а не только лиц, сотрудничающих с этими органами по контракту.

2. Цель статьи — нормативно закрепить надежную и достаточно эф­фективную систему социальных и правовых гарантий.

3. Предписания статьи регулируют только те отношения в оперативно-розыскной деятельности, которые складываются по поводу социальной и правовой защиты граждан, оказывающих содействие органам, осущест­вляющим оперативно-розыскную деятельность.

4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная), поскольку реализация ее предписаний предполагает обращение к нормам других законодатель­ных и иных нормативных правовых актов.

5. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность', реально способ­ствует эффективному выполнению ими добровольно взятых на себя обя­занностей. Федеральный закон в основных чертах устанавливает статус лиц, содействующих на негласной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Этот статус имеет особенности, обус­ловленные спецификой выполняемых гражданами обязанностей, а также условий, при которых это происходит. Статус граждан, содействующих ор­ганам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включает в себя совокупность их прав, обязанностей и ответственности, а также пред­писания, адресованные государству и касающиеся социальной и правовой защиты этих граждан.

Такие лица и органы находятся в правовых отношениях. Отношения конфиденциального и иного сотрудничества контролируются и охраняют­ся государством. Конфиденциальный характер взаимоотношений лица и государственного органа в процессе оперативно-розыскной деятельности не означает умаления каких-либо прав и свобод негласного сотрудника или их ограничения помимо случаев, прямо предусмотренных законом.

6. Положение ч. 1 комментируемой статьи о нахождении граждан под защитой государства означает, что оно в лице своих представителей (соответствующих государственных органов) обязано неукоснительно вы­полнять все пре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...