Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инициал в рукописном Евангелии XVI в.




Инициал в рукописном Евангелии XVI в.

Инициал в рукописи XIV в.

Инициал в крюковой старообрядческой певческой рукописи. Гуслицкий стиль. XIX в.

Лист рукописной книги с инициалом тератологического стиля. XIV в.

Фон и основные линии рисунка вы­полнены золотой краской, которая составляет живописную основу в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них гла­венствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изящест­вом, особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд еван­гелистов. В Изборнике Святослава 1073 г. имеются «групповой порт­рет» великого князя киевского Святослава Ярославича и его семьи, а также изображения церкви, напоми­нающей своим силуэтом храм Свя­той Софии в Константинополе, сто­лице Византийской империи. Эти последние настолько сложны и мно­гоцветны, что в них без труда мож­но увидеть сходство с мозаиками или с ювелирными изделиями, осы­панными самоцветами и украшенны­ми рисунками на эмали. Сходство это не случайно. В древнем Киеве юве­лирное искусство, в частности мас­терство перегородчатой эмали, было чрезвычайно высокоразвитым; зна­комы были тогда киевские мастера и с мозаикой, пришедшей из Византии,

В XII—XVI вв. искусство книжной миниатюры переживало в средневе­ковой России расцвет. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиоз­ными темами. Поэтому в своём твор­честве они ориентировались на об­разцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Порой ни то ни другое не предоставляло необ­ходимого материала. Тогда средневе­ковым художникам приходилось становиться на путь самостоятельно­го создания новых сюжетов.

Вот на миниатюре сборника жи­тий святых XVI в. Христово воинст­во низвергает тёмные силы в ад. Крылатые ангелы с копьями в руках скачут на белых конях, тесня толпу бесов на чёрных конях. Огромный коронованный змей с семью голова­ми падает в бездну. В отдалении тол­па праведников наблюдает за сверше­нием Божественной справедливости.

А вот Ной — библейский персо­наж, которому, по легенде, Бог рас­сказал о надвигающемся Всемир­ном Потопе, — строит свой ковчег для спасения избранных. Люди, верб­люды, олени, львы, медведи и овцы вместе собираются у берега моря. В час потопа целые города погибают в бурлящей стихии, Ноев же ковчег несётся по грозным штормовым ва­лам. Голуби отыскивают землю в безбрежном океане, и ковчег выхо­дит на сушу, на гору Арарат. Всё дей­ствие библейской легенды последо­вательно развёртывается на одной

Миниатюра Изборника Святослава. 1073 г. Государственный Исторический музей, Москва.

Миниатюры Изборника Святослава. 1073 г. Государственный Исторический музей, Москва.

миниатюре: сцены следуют одна за другой, поэтому ковчег нарисован в разных эпизодах своей истории во­семь раз, а сам Ной — три раза.

Миниатюрами исторического содержания украшали и летописи (сочинения по русской истории). Известнейшими «лицевыми» (т. е. иллюстрированными) летописями являются Радзивилловская летопись конца XV в. и Лицевой Летописный свод времён Ивана Грозного. Пос­ледний был справедливо назван од­ним из исследователей «историче­ской энциклопедией XVI века». Лицевой Летописный свод пред­ставляет собой настоящее рукопис­ное «издание» русской истории XII— XVI вв. во многих томах; текст украшен громадным количеством красочных миниатюр: их насчиты­вается около шестнадцати тысяч. Иллюстрации Лицевого свода повествуют о самых разных событиях в истории средневековой России — воинских походах, битвах, казнях мятежников, изгнании князей из вольного Новгорода Великого, о литье колоколов и венчании на цар­ство государей московских.

В XVII в. искусство русской книж­ной миниатюры обогатилось, вос­приняв некоторые принципы за­падноевропейской живописи и гравюры. В рисунках появилась пря­мая перспектива (а не только обрат­ная, как это было характерно и для икон), фигуры действующих лиц стали изображаться более рельефно, чем раньше, двухмерная плоскость миниатюр постепенно сменялась трёхмерным пространством, алле­горический фон — реалистически­ми бытовыми деталями и целыми сценами. Иными словами, одна художественная система понемногу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...