Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура педагогической деятельности.




Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.

В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение большого числа педагогических задач.

Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:

I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;

II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;

III – регулирование и корректирование педагогического процесса;

IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач.

Педагог должен всегда осмыслить сложившуюся ситуацию с целью преобразования ее в педагогическую задачу. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу представляет из себя:

ситуация + цель = задача.

Таким образом, педагогический процесс состоит из совокупности решения цепи педагогических задач.

Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя структура: - цель деятельности; - средство деятельности; - объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты; - субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся); - учебные действия и операции; - результат педагогической деятельности.

Внутренняя структура: - мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность); - содержательный (это те знания, которые необходимы для достижения цели); - гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.

Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики уровней:

1. Репродуктивный.

2. Адаптивный.

3. Творческий.

Репродуктивный – копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя. Адаптивный – приспособление к новым меняющимся условием, здесь у учителя складывается индивидуальный стиль деятельности. Творческий – проявление нового оригинального по сравнению с чужой и даже своей предыдущей деятельностью.

Направления педагогической деятельности.

Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность.

Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:

- психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;

- научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;

- практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;

- психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;

- физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

 

Деятельность учителя имеет направления:

I. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия:

а) формулировка педагогической цели;

б) диагностика уровня образованности учеников;

в) выбор содержания учебного материала;

г) выбор методов обучения;

д) проектирование своих действий и действий учеников.

 

II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические умения:

а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке;

б) стимулирование деятельности учеников;

в) организация своей деятельности по изложению учеником материала;

г) организация своего поведения в реальных условиях;

д) организация деятельности учеников;

е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция.

 

III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе.

Педагогические действия:

а) установление правильных взаимоотношений с учениками;

б) осуществление учебно-воспитательной работы.

 

IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся).

Педагогические действия:

а) анализ результатов обучения и воспитания;

б) выявление отклонений результата от поставленных целей;

в) анализ причин этих отклонений;

г) проектирование мер по устранению этих причин;

д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.

 

Лекция № 5. Общая и профессиональная культура педагога

Понятие о культуре.

Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.

Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования.

Обычно культуру делят на материальную и духовную.

Материальная – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности.

Духовная – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея и т.д.

Некоторые специалисты выделяют культуру художественную.

Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...