Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 8. Педагогические способности




Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках.

Вырастают способности из задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система.

2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.

 

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание.

Способности бывают:

1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.

2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).

Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства. Для педагогических способностей ведущими являются:

1. Педагогический такт.

2. Наблюдательность.

3. Любовь к детям.

4. Потребность к передаче знаний и др.

 

Уровни способностей:

1. Репродуктивный уровень (зеркально отраженный повтор) - обеспечивает первоначальное умение овладевать деятельностью.

2. Творческий – создание в деятельности своего нового и оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них более ярко выражена, чем другая. Зато у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они обязательно будут различаться между собой по уровню развития.

Для измерения способностей используют тесты, но более верный путь определения способностей – выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется е отдельными способностями, существующими сами по себе, а лишь сочетанием способностей.

Компоненты педагогических способностей:

1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.

3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.

Высшим уровнем развития специальных способностей является талант, который проявляется только в определенной деятельности.

Талант – яркое, благоприятное сочетание способностей; при этом человек имеет склонность к данному виду деятельности. Внешний уровень развития многих способностей делает человека гениальным, но главенствующее место в развитии способностей, таланта, гениальности занимает изнуряющий, длительный и кропотливый труд человека.

Лекция № 9. Педагогические позиции учителя

Позиция педагога – система отношений учителя к миру.

Педагогическая действительность и деятельность является источником активности человека. Общество определяет внешние источники требований, ожиданий и возможностей, у учителя действуют внутренние источники активности (мотивы, желания). В позиции педагога проявляется его личность, гражданское поведение, ценностные ориентации (педагогический идеал, мотивы, долг, честь и т.д.).

Социальная позиция педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога.

Социальная позиция влияет на профессиональную позицию. Здесь особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях:

- информатор – он ограничивается сообщением ученику норм, требований;

- друг – умеет проникать в душу ребенку;

- диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

- советчик – осторожное уговаривание учащихся;

- проситель – педагог умоляет ребенка, занимается подхалимством, самоунижением;

- вдохновитель – стремится увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями.

 

Каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это также зависит от ситуации и личности педагога.

Педагогическая позиция педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...