Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Предмет философии. Мировоззрение




   Лекция 1. Тема 1. Предмет философии, ее место в системе научного знания. План:

1. Предмет философии. Мировоззрение.

2. Возникновение и развитие философии.

3. Типы философствования. Направления и течения в философии.  

4. Философия в контексте науки, культуры, искусства, религии, идеологии.

1. Предмет философии. Мировоззрение

Философия ( в переводе с греческого phileo – любовь, sophia – мудрость) – это любовь к мудрости. Впервые термин употребил Пифагор (6 в. до н. э. ), распространил Платон (5 в. до н. э. ). Немецкий философ И. Кант сформулировал проблемное ядро философии в трех вопросах: Что я могу знать? ( познавательный тип отношения человека к миру). Что я должен делать? ( практический тип отношения).   На что я смею надеяться? ( ценностный тип отношения, идеалы). Ответив на эти вопросы, получаем ответ на вопрос: « Что есть человек? ».

По мнению современного выдающегося философа А. Б. Невелева «человек – это место любящего бытия». Попробуем объяснить, что это значит.

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Исторически философия возникла как результат духовного бума, связанного с предметным усложнением жизни, складыванием мирового рынка, глобальных отношений между людьми в рамках ойкумены. Возникла она как способ удержания этого состояния универсальности, переживания мироздания, бытия как такового. Философия – это способ удержания бытия в человеке и требование к нему быть, во что бы то ни стало.

Мы переживаем многое по разным поводам, и в основном мы погружены в частности. Мы ставим частные цели, политические, экономические, правовые, бытовые и т. д. И жизнь нас растаскивает по этим частным секторам бытия. Такова жизнь. И она не просто многолика, но и противоречива, порой до крайнего обострения, до конфликтности. Различия развиваются в противоречия, борьбу во всех многочисленных сферах бытия.

Как говорил античный философ Анаксимандр, все частное, проявившись, обрекает себя на суд, осуждает себя через противоречия на уничтожение. Противоречивые ситуации неизбежны. Таков текучий мир.

Мир – это вечное движение, беспокойство из-за того, что он представляет единство противоположностей  (другой античный философ Гераклит называет это «болтанка»). И в этих объективных условиях неустойчивости существования философия отслеживает состояния счастья, универсальности, блага (которые с человеком иногда случаются), пытаясь их удержать и систематически воспроизвести в слове. Философия противостоит «болтанке мира, акцентируя полюс его устойчивости – Логос (закон, слово). Даже называя изменчивую реальность словом «изменчивая», мы дистанцируемся от нее и получаем устойчивую личную позицию для рефлексии над нею.

Философию заботит и предметный мир, и «Я» человека, которое в отношении к этому миру находится. Все другие формы общественного сознания сосредотачиваются на каких-то фрагментах и аспектах мира. Но как только человек интересуется каким-то аспектом мира, через этот интерес он себя идентифицирует с этим аспектом, то есть он сразу же «рассыпается» и «разваливается» на частности. И тогда мы можем говорить: экономический, политический человек, физический, химический человек, религиозный, ученый человек и т. д. Философию же интересует человек целостный.

И здесь необходимо указать на еще один момент – это, по определению Николая Гартмана, увлеченность, захваченность. Он говорит так: мы захватываем мир, и при этом мир захватывает нас – т. е. взаимозахваченность. Но в русской философской традиции эта захваченность миром, увлеченность миром называется любовью. И не только в философской традиции. Мы не говорим: я увлечен, я желаю, меня это интересует. А мы говорим: я люблю такую-то пищу, одежду, музыку и т. д. То есть фактически речь идет о фиксации в языке некоего глубинного инстинкта народа. И о каких бы увлеченностях, «захваченностях» мы ни говорили, все это объемлется одним фундаментальным понятием – любовь.

Итак, три момента участвуют в этой концептуализации. Предметный мир (и предметный человек), энергия любви и наше «Я».

Идея: все науки, так или иначе, делают предметный акцент. Человек как таковой в своей любящей ипостаси их не интересует. Их не интересует энергия любви. Исключение – философия.

Что такое энергия любви? Это энергия идентификации. То, что мы любим, с тем мы себя и идентифицируем. Фактически, энергия любви – как мощная пружина, она вдавливает, она вбивает нас в любимый предмет, и мы свое «Я» пишем в красках этого любимого предмета. Мы отдаемся ему, и наше «Я» колеблется вместе с линией любимого предмета, с его противоречиями. Все его противоречия – это наши противоречия. И в этом – колоссальная проблема! Серьезнейшая философская работа должна проводиться для того, чтобы дистанцировать человека от предметного бытия. Есть предмет, мною любимый, и есть я любящий, но это не вполне одно и то же. Потому что обычное, обыденное сознание сливается с предметом – и всё. То есть судьба предмета – это судьба моего «Я». Здесь нет свободы, здесь нет дистанции. Философия же пытается эту дистанцию обозначить с помощью мысли. Это единственное средство работы философии – Мысль – вот этот челнок, который бегает между миром предметным и человеком. Философия и пытается мыслью вклиниться между, задать вот это отношение, эту дистанцию. То есть задать дистанцию осмысления, по существу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...