Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское мышление. Философское мышление – это выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих явлений. «Смысловой фильтр» отбора информации, характерный для философии, выражается в трех чертах философского мышления: рефл




Философское мышление

Философское знание уже Сократом и Платоном противопоставлялось знанию, ограниченному познанием действительности. Если научное знание описывает и объясняет область того, что есть, то философское знание охватывает также и область того, что должно быть - область ценностей, смысла и целей человеческого существования. Больше всего философия интересуется тем, что меньше всего занимает науку, — связью данных явлений действительности с общим и целым, пониманием жизненного смысла и значения тех явлений, которые в отдельности изучаются различными науками. Философские понятия, сравнительно с научными понятиями, при большем их объеме, неизбежно беднее содержанием. Так как они призваны быть орудием познания при разрешении проблем более обширных, чем научные проблемы, — проблем предельных оснований бытия и познания.

В чем особенность философского подхода к явлениям действительности? Можно ли говорить о философском мышлении как особом складе ума, а не только о философии как профессиональном занятии? Уже в античной философии проводилось различие между философией как наукой (Аристотель) и философией как любовью к мудрости (Платон) - особого рода духовной деятельностью, проясняющей многосложность мира, и занятия которой предполагают наличие нравственных качеств и умственных добродетелей.

Философское мышление – это выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих явлений. «Смысловой фильтр» отбора информации, характерный для философии, выражается в трех чертах философского мышления: рефлексивности, целостности и критичности.

1. Рефлексивность - стремление к предельной осознанности своих действий, т. е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой. И начинается рефлексия с детского удивления перед миром и загадками его устройства " Почему это так? Для чего? А как это происходит? " Великое удивление, из которого рождается дух философствования, — это падение власти частностей и отвлеченности, когда человеку впервые открывается перспектива бесконечности целого, возможность устремиться к его пониманию, а значит, познать не только умом, но и открыть многое чувству и воле.

По определению Тейяра де Шардена, рефлексия — это «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением — способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь ».

Рефлексия не во всех случаях приводит к подлинно философскому мышлению, поводом для нее могут быть ложные, надуманные проблемы. Например, соответствие идей, гипотез неким нерушимым постулатам, сформулированным в другое время, в других условиях. Например, средневековая схоластика, всерьез обсуждавшая вопрос о том, сколько дьяволов может поместиться на острие ножа. Однако, без рефлексии философского мышления не бывает.

2. Целостность философского мышления означаетнаправленность на объединение многообразия человеческой жизни — личной, социальной, познавательной — через выявление их связи. Подходить к миру с точки зрения целостности не означает все знать об этом мире. Целостность явления — это не сумма его свойств, которые можно было бы выделять до бесконечности. Философски мыслящий человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества, познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии.

3. Критичность как черта философского мышления - способность оценивать и обновлять основания своей деятельности в меняющемся мире. Философское мышление – это умение задавать новые вопросы миру и себе. В философии нет запрета на критику, запрета на сомнение. Согласно Б. Расселу: «философию надо изучать не за определенность ответов на ее вопросы, но скорее за сами эти вопросы, ибо эти вопросы расширяют наше представление о том, что, возможно, обогащают наше интеллектуальное воображение и уменьшают догматическую уверенность, мешающую разуму заняться спекулятивным творчеством».

Какие это вопросы: Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и материя? Подчинен ли дух материи или нет? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь нам присущей склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокую оценку, или же к добру нужно стремиться, если даже оно человеку несет гибель?

Основной вопрос философии

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и философского знания. Философы редко считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный Поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума, а А. Камю считал основным философским вопросом вопрос о самоубийстве, т. е. вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? В современном мире самоопределение философии еще более многообразно.

Возможно ли охватить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней понимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском ответа на этот вопрос занимается методология историко-философского исследования как часть истории философии.

В марксизме в основу рассмотрения историко-философского процесса положены два принципа — принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего принципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886). Энгельс писал: « Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию ».

Этот вопрос разделен Энгельсом на два подвопроса: « что является первичным или какова сущность мира? » и «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? » Ответ на первый подвопрос - основание для разделения всех философских учений на два направления - материализм (признает первичность бытия, природы) и идеализм (признает первичность мышления, духа).

Ответ на второй подвопрос - гносеологический - позволяет выделить две позиции - гносеологический оптимизм (утвердительный ответ) и агностицизм (оспаривает возможность достоверного познания сущности мира). Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба материализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в связи с развитием общества, науки, религии.

Так, Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии вопрос - о соотношении материального и духовного, или мышления и бытия, или сознания и материи. В этом вопросе 2 аспекта:

Онтологический - вопрос о происхождении мира (проблема источника, субстанции, первопричины всего сущего) Гносеологический - вопрос о возможности познания человеком мира
Монизм: признание единого первоначала мира или его субстанции. Субстанция- вещь, имеющая причину в самой себе. Внутри монизма есть две концептуальные линии: материализм и идеализм. Гносеологический оптимизм: - возможность познания человеком сущности вещей. По Гегелю познание движется от явления к сущности.
Материализм: признание вечности материи, природы. Сознание, идеальное, духовное трак-туют как следствие материальной эволюции мира Идеализм: субстанция мира - духовное неприродное начало, которое субъективные и объективные идеалисты понимают различно. Объективные идеалисты интерпретируют его как некую абстрактную объективную духовную сущность (абсолютная идея Г. Гегеля или мировая воля А. Шопенгауэра, мир идей Платона). Субъективные идеалисты отождествляют духовную основу общества с сознанием субъекта (Беркли: «Мир есть комплекс моих ощущений»). Агностицизм: признание невозможности познания сущности вещей. Один из вариантов агностицизма у И. Канта. По его мнению, мир может быть познан только в формах, в которые обличена наша чувственность и рассудочная деятельность.  
Дуализм: признание наличия двух субстанций, двух первоначал мира (учение Рене Декарта о мыслящей и протяженной субстанциях). Плюрализм: обоснование множества начал сущего (учение о монадах Готфрида Лейбница). Гносеологический скептицизм: абсолютизация сомнения и утверждение равной возможности противоположных утверждений. Представители: античные скептики.

Из схемы следует: структура основного вопроса философии отражает структуру философии, которая предстает как развернутая теория основного вопроса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...