Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В том числе во взаимосвязи с миростроительством




и превентивной дипломатией

Новый уровень требований, предъявляемых мировым сообществом к миротворческой деятельности, существенно расширил цели и применяемые для их достижения средства. С одной стороны, привычные формы миротворчества претерпели существенную эволюцию, с другой, кардинальным образом возросло число задач, которые приходится решать в ходе миротворческих операций. Все чаще применяется новый формат операций, основанный на создании коалиций из числа государств, изъявивших готовность к участию в конкретной операции, как правило силовой, что дало повод некоторым специалистам говорить о закате ооновского миротворчества. Однако Генеральный секретарь ООН К. Аннан (1997-2006 гг.) не согласен с точкой зрения, что коалиционное миротворчество отодвигает ООН на второй план в решении вопросов международной безопасности. По его мнению, использование коалиционных сил оправдано исключительно практическими соображениями в качестве первого шага чрезвычайного реагирования на кризисные ситуации, ибо дает необходимое время для подготовки к развертыванию ооновских операций.

Сегодняшние реалии диктуют необходимость соответствия новым требованиям в миротворческой деятельности. Ниже приводится изложение основных идей и критериев, которыми руководствуется Секретариат ООН в своей практической работе на этом направлении, хотя они и не облечены в какую-то формальную инструкцию.

Во-первых, все миротворческие операции должны быть наделены возможностями заметно менять жизнь людей в районе действия миссии на относительно раннем этапе ее деятельности. Руководитель миссии должен иметь право использовать небольшую часть фондов миссии на «проекты, дающие быструю отдачу», цель которых – добиться реальных улучшений качества жизни, с тем, чтобы таким образом завоевывать доверие к новой миссии.

Во-вторых, «свободные и справедливые» выборы должны рассматриваться как часть более широких усилий по укреплению органов управления. Выборы должны поддерживаться более широким процессом демократизации и строительства гражданского общества, который включает в себя эффективное гражданское правление и культуру уважения основных прав человека, дабы выборы не были лишь средством подтверждения тирании большинства и чтобы их результаты не были ниспровергнуты с помощью силы после завершения миротворческой операции.

В-третьих, наблюдатели из гражданской полиции ООН не могут считаться миростроителями, если они лишь пытаются своим присутствием предотвратить факты злоупотреблений и другие неприемлемые деяния местных сотрудников полиции или только регистрируют такие действия (такое представление соответствовало традиционному и в некоторой степени узкому взгляду на возможности гражданской полиции). Сегодня цели, стоящие перед той или иной миротворческой миссией, требуют, чтобы гражданской полиции поручались такие задачи, как реформирование, обучение и перестройка местных полицейских служб в соответствии с международными стандартами демократической полицейской деятельности и прав человека и чтобы гражданская полиция обладала потенциалом эффективного реагирования на гражданские беспорядки и потенциалом самообороны.

В-четвертых, связанный с правами человека компонент любой миротворческой операции является действительно крайне важным для эффективного миростроительства. Сотрудники ООН по правам человека могут играть ведущую роль, например, в содействии осуществлению всеобъемлющей программы национального примирения.

В-пятых, разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов – одно из важнейших средств, способствующих установлению постконфликтной стабильности и уменьшению опасности возобновления конфликта. Благодаря этому миростроительство вносит прямой вклад в обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Однако главная цель разоружения, демобилизации и реинтеграции не достигается, если осуществляются не все три элемента этой программы. Демобилизованные бойцы (которые практически всегда оказываются не полностью разоруженными) будут пытаться вернуться на путь насилия, если они не найдут законных средств к существованию, то есть если они не будут «реинтегрированы» в местную экономику. Однако реинтеграционный элемент разоружения, демобилизации и реинтеграции финансируется на добровольной основе, и финансовые средства на эти цели порой намного отстают от потребностей.

В-шестых, путь к полной нормализации жизни в пережившем конфликт обществе лежит исключительно через осуществление мер по национальному примирению, которые должны охватывать всех бывших участников конфликта.

Разоружение, демобилизация и реинтеграция были элементом по крайней мере 15 операций по поддержанию мира за последние 10 лет. Более десятка учреждений и программ ООН, а также международные и неправительственные организации финансируют эти программы. Отчасти потому, что так много субъектов вовлечено в планирование или поддержку разоружения, демобилизации и реинтеграции, эта программа не имеет специально назначенного координационного звена в рамках системы ООН.

На пороге двух тысячелетий мировое сообщество пришло к выводу, что эффективное миростроительство требует создания координационного центра для согласования многочисленных и разнообразных видов деятельности, связанных с созиданием мира. Сообщество доноров должно было бы рассматривать ООН как координатора деятельности по миростроительству. С этой целью, как уже указывалось ранее, на Саммите-2005 было принято решение о создании в рамках системы ООН объединенного и постоянного организационного потенциала – Комиссии по миростроительству. Эффективное миростроительство является, по сути дела, гибридом политической деятельности и деятельности в области развития, направленной на устранение источников конфликтов. Оно требует активного вовлечения местных сторон, а такое вовлечение должно быть многопрофильным по своему характеру.

Многие из этих идей и предложений нашли отражение в практической работе СБ ООН и заложены в Записке Председателя Совета «Нет стратегии – не уходить»49. Там, в частности, зафиксирована готовность СБ укрепить партнерские отношения и повысить роль стран-поставщиков контингентов в процессе разработки, обзора и прекращения действия мандатов миротворческих операций. Кроме того, в этом документе Совет также особо подчеркнул:

- мнения тех, кто будет отвечать за осуществление мирного соглашения, должны учитываться на этапе переговоров;

- основные участники переговоров должны реалистично оценивать возможности и относительные преимущества различных имплементационных органов;

- система подотчетности и разделения труда должна быть ясной;

- он признает важность того, чтобы региональные организации, которые вносят вклад в миротворческие операции, стремились укреплять свой потенциал, чтобы предоставлять для ОПМ не только военных миротворцев, но и другой соответствующий персонал, такой, как полицейские и специалисты из судебных или правоохранительных органов.

Очевидным фактом является и то, что миротворческая деятельность находится в фокусе внимания мирового сообщества. К сожалению, средства массовой информации, особенно отечественные, довольно часто прибегают к формулировкам, содержащим обвинения ООН в том, что Организация не предотвратила ту или иную трагедию и не урегулировала тот или иной кризис, как будто речь идет о некоем самостоятельном международном субъекте, не зависимом от остального мирового сообщества. Неправомерно осуждать в целом Организацию за какие-то неконструктивные действия отдельных ее членов. Усилия ООН могут быть результативными только в том случае, если государства будут неукоснительно соблюдать Устав Организации и выполнять другие взятые на себя обязательства. Эта очевидная истина относится и к миротворческой деятельности, поэтому если государства-члены хотят преуспеть в предотвращении и урегулировании конфликтов, то им следует сообща искать общеприемлемые развязки и развивать систему коллективной безопасности. Данный вывод напрямую касается и нашей страны, поскольку в 2002 году Россия официально присоединилась к системе резервных соглашений ООН, однако после этого более 30 раз ответила отказом на соответствующие обращения Секретариата ООН в связи с формированием новых миротворческих операций.

Окончание «холодной войны», как выяснилось впоследствии, привело к новому противостоянию идей, поскольку укрепившаяся на Западе неоконсервативная доктрина, предусматривающая «превентивное военное вмешательство», вызвала неоднозначную реакцию в мире.

В этом контексте стоит коснуться еще одной темы, имеющей прямое отношение к настоящему и будущему миротворчества, - теории «гуманитарной интервенции». Она предполагает, что в случае, если в той или иной части света сложилась ситуация, чреватая гуманитарной катастрофой, а уверенности в том, что СБ ООН оперативно санкционирует силовую операцию, нет, то в этом случае, дескать, должен вступать в силу «принцип ограниченного суверенитета» и международное сообщество вправе вмешаться, чтобы предотвратить геноцид. К оценке такого рода идей следует подходить крайне осторожно. С одной стороны, безусловной является ценность человеческой жизни. С другой, налицо попытка узурпировать право определять, что является порогом, за которым неизбежно грядет гуманитарная катастрофа. Отсутствие четких критериев вполне предсказуемо приведет не к торжеству закона, а к узакониванию принципа кулачного права. В конечном счете, никто не отрицает важности соблюдения прав человека и других демократических норм, но никто не может утверждать, что напряженность в этой области критически важнее, чем, например, избавление от нищеты, болезней, в том числе СПИДа, и т.д.

Позиции различных групп государств по данной проблеме существенно расходятся: страны Запада активно поддерживают и продвигают идеи «гуманитарной интервенции», в то время как их оппоненты, в том числе Россия, Китай, Индия, Египет и др., категорически их отвергают прежде всего как противоречащие Уставу ООН и международному праву.

Как представляется, частичным объяснением может служить тот факт, что западные страны и остальной мир довольно часто ориентируются на разные приоритеты, исходя из существующих у них условий жизни. В развитых странах давно решены проблемы, многие из которых остаются непреодолимой бедой для развивающихся государств. Опыт трагических событий в бывшей Югославии также показал, какую роль могут играть средства массовой информации, создавая при помощи современных технологий соответствующий настрой у мирового общественного мнения.

Начало дебатам вокруг вопроса о появлении нового международного «права на гуманитарную интервенцию» положила резолюция 688(1991) СБ ООН, в которой говорилось, что репрессии Ирака в отношении курдов угрожали «международному миру и безопасности в регионе», содержалось требование к Ираку прекратить такие действия, а также «незамедлительно обеспечить международным гуманитарным организациям доступ ко всем нуждающимся в помощи во всех частях Ирака и предоставить все необходимые средства для их деятельности».

В конечном счете, сказалось то, что на промышленно развитые страны оказывалось давление со стороны неправительственных организаций и общественного мнения, которое подпитывалось телевизионными репортажами о многочисленных погибших и умирающих, особенно детях.

Тем не менее, последовавшие события в Сомали заставили заново проанализировать ситуацию. Целый ряд организаций по оказанию помощи, как государственных, так и неправительственных, задавались вопросом, как эффективно обеспечить достижение гуманитарных целей и не стало бы это возможным в случае лучшей координации усилий с самого начала операции по спасению или, по крайней мере, проведения менее внушительной военной акции. Операция в Сомали оказалась не такой быстрой и не такой безукоризненной, как на это надеялись все, кто был шокирован страданиями, положившими ей начало.

Показательно, что опыт мирового развития последних лет, в том числе динамика событий на Балканах после бомбардировок Косово, а также военная операция англосаксов по свержению С. Хусейна, в определенной степени повлиял на настроения международного сообщества. В результате возросло число сторонников взвешенного подхода – тех, кто высказывается за то, чтобы СБ ООН непременно играл уставную роль при решении вопросов использования силы в гуманитарных целях.

 

Выводы

Основные тезисы, характеризующие суть, параметры и механизмы миротворческой деятельности:

- Организации Объединенных Наций принадлежит авторство идеи о миротворчестве – использовании средств международного воздействия для решения задач, которые возникали уже после создания ООН; за более чем полувековую – с 1948 года – историю ооновского миротворчества был не только накоплен гигантский опыт, а также расширен арсенал используемых инструментов, но и произошла смена качества проводимых операций по поддержанию мира (ОПМ); отличительной чертой миротворческих операций нового поколения стала их многокомпонентность, то есть расширенный круг определенных мандатом операции задач и соответствующая структура миротворческих миссий;

- понятие «миротворчество» с учетом современных проявлений этой деятельности подразумевает усилия, направленные на предотвращение или пресечение конфликтов и войн, а также их последствий, в том числе превентивную дипломатию, поддержание мира, принуждение к миру, миростроительство и т.п.;

- миротворчество является абсолютно необходимой функцией мирового сообщества, поскольку очевидно, что без него человечество столкнется с неизбежным распространением и разрастанием конфликтов;

- притом что в обозримом будущем миротворческая деятельность будет пользоваться предсказуемым спросом, исключительно важно, чтобы она соответствовала основным принципам, в частности положениям Устава ООН об исключительной ответственности Совета Безопасности за усилия, предпринимаемые в интересах международного мира и безопасности, в том числе с использованием силы;

- эволюция миротворческой деятельности сопровождалась совершенствованием рабочих методов и процедур, используемых как Советом Безопасности, так и Секретариатом ООН при решении вопросов, связанных с проведением миротворческих операций;

- рассмотрение рекомендаций группы Брахими привело к осуществлению целого ряда преобразований, в том числе кадровому укреплению Департамента ОПМ, что в сочетании с другими мерами позволяет говорить о совершенствовании этого направления деятельности Организации в качестве наиболее успешного примера в деле реформы ООН;

- по мере увеличения числа ОПМ существенно возросла важность налаживания эффективного сотрудничества между СБ ООН, Секретариатом и странами-поставщиками контингентов, в связи с чем были рассмотрены соответствующие предложения;

- анализ показывает, что пока совершенно не проработанным остается вопрос о контртеррористической составляющей миротворческих операций; с одной стороны, ясно, что после «горячей фазы» того или иного конфликта нельзя допускать создания вакуума, который заполнялся бы структурами экстремистско-террористической направленности, с другой, очевидно, что мировое сообщество только приступает к осмыслению этой проблемы;

- многообразие форм современного миротворчества, в том числе с участием региональных организаций или коалиций, представляется вполне естественным, но непреложным должно оставаться и правило о ведущей роли ООН как единственной универсальной организации, Устав которой обязались соблюдать все члены мирового сообщества;

- современная внешняя политика России, прежде всего вследствие своей деидеологизированности и в силу особого статуса нашей страны в ООН, позволяет успешно использовать возможности Организации для обеспечения национальных интересов; в том, что касается миротворческой деятельности, нам следовало бы и впредь выстраивать свою работу в Организации в сотрудничестве с разными «командами попутчиков» в зависимости от конкретных задач, которые надо решать в тот или иной момент: иногда, как показывает опыт, миротворческие цели могут объединять нас с остальными постоянными членами СБ ООН, иногда со странами-поставщиками контингентов, а порой и с другими попутчиками;

- поскольку политика США на международной арене вне зависимости от партийной принадлежности администрации в постконфронтационный период тяготеет к односторонним силовым действиям, нашим национальным интересам отвечает всестороннее укрепление роли ООН в миротворчестве, чего следует добиваться путем напряженного поиска взаимоприемлемых решений спорных вопросов, предпочтительно в рамках Организации; опыт последних лет показывает, что это вполне реальная задача;

- необходимо целенаправленно проводить линию на расширение российского участия в ооновских операциях по поддержанию мира; при этом важно, чтобы мы были представлены во всех контингентах – и в военном, и в полицейском, и в гражданском; только так можно повысить степень влияния на решение вопросов, представляющих для нас интерес.

 

Задание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...