Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы измерения, оценки показателей благосостояния общества




 

Актуальная проблема общественного благосостояния – это повышение качества и уровня жизни.

Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности в этих благах.[3]

Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здравоохранение, качество питания, жилья и т.п. Степень удовлетворения потребности людей зависит как от индивидуальных, так и семейных доходов.

Уровень жизни оценивают по следующим показателям: потребительская корзина, прожиточный минимум, структура ВВП по использованию; развитие сферы услуг (число врачей на 1000 тыс. человек, число больничных коек на 1 тыс. человек и т. п.); состояние трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, доля расходов на образование в ВВП и т.п.); коэффициент Джинни, коэффициент фондов, уровень безработицы и др.

В отличие от категории уровня жизни, которую можно оценить с помощью ряда показателей, категория качества жизни не всегда поддается прямому количественному измерению. Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга, уровня комфорта в труде и быту, окружающей среды, функционирования социальных и политических институтов и т. п. Понятие качества жизни рассматривается в трёх аспектах[4]:

- качество жизни – общенаучное понятие, определяющее совокупность условий жизни человека в её социальном, политическом, культурном, духовном, материальном и других аспектах;

- качество жизни – экономическая категория, отражающая уровень развития потребностей, которые необходимо удовлетворить для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека (как потребителя), и степень их удовлетворения через общественную трудовую деятельность человека (как производителя), а также условия для развития и удовлетворения этих потребностей;

- качество жизни – показатель социального менеджмента, отражающий обеспеченность потребностей (рациональных или минимальных) населения определённого социально-территориального образования.

В мировой практике комплексная оценка уровня и качества жизни проводится на основе так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП – Human development index). Чем ближе значение этого индекса к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране. Данный индекс используется в мировом сообществе для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи. ИРЧП рассчитывается с 1990 г. независимыми международными экспертами Программы развития ООН (ПРООН).

Индекс представляет собой сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются[5]:

- физическое состояние людей, их долголетие: показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни (Life expectancy index);

- духовное и интеллектуальное развитие людей: показатель – уровень образования (Education index), рассчитываемый на основе двух элементарных показателей: доля грамотных среди взрослого населения и средняя продолжительность обучения;

- материальная обеспеченность людей (GJDP index), т.е. реальные доходы на душу населения: показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе.

Индекс человеческого развития (ИЧР) исчисляется как взвешенная средняя, как показано в формуле (1)[6].

 

, (1)

 

где Хj – показатель человеческого развития, представляющий одно из измерений;

mj, Mj – минимальный и максимальный уровни, установленные процедурой расчета (или реперные точки);

aj – весовой коэффициент.

Величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития: к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.

ООН в 2006 г. обнародовала ежегодный доклад об уровне жизни в разных странах мира (см. приложение А).

Согласно данным за 2006 г. величина ИРЧП в большинстве стран мира растет, исключение составляют отдельные страны постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности, во второй группе – из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности. Следует отметить, что не все страны – члены ООН предоставляют необходимые статистические данные, поэтому часть стран отсутствует в отчете или относится к группе стран со средним и низким показателем ИРЧП. Всего в списке было 177 государств. Россия заняла в этом рейтинге 65-е место.

Российскими учеными (экономистами, медиками, демографами, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы качества жизни, включающие различные блоки параметров.

Первый блокфакторов качества жизни характеризует состояние здоровья населения, а также демографическое благополучие общества, которые оцениваются по статистическим данным – уровню рождаемости, уровню смертности (с учетом возрастной и причинной структуры смертности), ожидаемой продолжительности жизни и т. п. Данный блок характеризует действительное состояние общества с точки зрения его развития и благополучия.[7]

Факторы эти будут учитывать помимо прямых показателей и обеспеченность молодых семей жильем, и ожидания, связанные с будущим, и удовлетворенность жизненными и трудовыми условиями. Таким образом, данные показатели будут свидетельствовать о комплексном ощущении качества жизни, игнорируя различные прямые количественные статистические данные, часто зависящие не только от реальной ситуации, но и от таких факторов, например, как методика сбора и обобщения данных, не всегда идеальная.

Второй блокфакторов структурно связан с первым, по многим значениям продолжая его. Он отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в стране (организация власти, способность решения острых социальных вопросов, доступность образования и здравоохранения, качество управления государством, безопасность существования, экологическое благополучие). В данном случае опора на прямые статистические данные также не даст нормального понимания качества жизни (такой анализ сведет нас опять-таки к уровню обеспеченности тем или иным благом, но никак не к качеству).[8]

Третий блоквзаимосвязан с предыдущим, так как оценивает духовно-нравственное состояние общества. Принципиально уровень духовности можно определить по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей, таких как "не убивай", "не кради" и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной уголовной и социальной статистики, которые представляют данные о нарушениях упомянутых заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.[9]

В итоге можно сделать ряд выводов:

- социальная политика государства – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Основными задачами социальной политики являются: повышение благосостояния; улучшение условий труда и жизни людей; осуществление принципа социальной справедливости.

- к основным направлениям социальной политики можно отнести создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника; прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения; развитие человеческой личности, повышение качества и уровня жизни, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление услуг социальной инфраструктуры.

- основными показателями социального состояния общества служат показатели уровня и качества жизни, которые являются комплексными показателями.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...