Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные показатели: обязательные 3 глава

Исходя из этой модели, Мак-Клеланд в конце сороко­вых годов начал большую работу по созданию методик для измерения отдельных мотивов на основе ТАТ. Эта работа была построена, как писал Мак-Клеланд с соавторами в 194? году, "на естественном допущении об управляемости воображаемого поведения теми же основными принципа­ми, что и всякого другого... Если считать, что принципы, управляющие воображаемым поведением, ничем не отли­чаются от принципов, управляющих практическим действи­ем... то используемый в данном случае метод оказывается более тонким и гибким средством обоснования и распрос­транения этих принципов, чем обычный метод изучения практических действий" (цит. по: Хекхаузен, 1986, с.264). Вместе с тем серьезную критику Мак-Клеланда вызвала нечеткость разведения разных потребностей между собой, необязательность некоторых признаков, которые Мгоррей


лкяючил в определение потребностей (McClelland, 1987,. Для четкой диагностики выраженности отдельных озиций, "предъявлявшиеся картинки долж- были тематически соответствовать определенным мо- стимулируя у их интерпретатора соответствующие жотвацяонные состояния, которые могли проявляться в (дознании и толковании картинок. Чтобы создать у испы-.здкэдвромотивационное состояние, тематически связанное Ж еееяфоизведенной на картинке ситуацией, испытуемого яфосияи составить по предъявленной картинке разверну-лдлй рассказ, для чего ему было необходимо полностью пе-фежлючмться на изображенную ситуацию, обдумать, что в я$й-происходит и может произойти дальше, представить, 4 <чем думают и что чувствуют изображенные лица и т.д. врассказах разных испытуемых по содержательно оди- картинкам мотивационная тематика проявляется образом, то при прочих равных условиях это судить о различиях в соответствующем мотиве" н, 1386, с.259).

анд разработал, исходя из этих положений, седину ТАТ для измерения мотива достижения. Картины ТАТ Мак-Клеланда, по сравнению с ТАТ Мюррея, гораздо tSoaee однозначно актуализируют тему достижения. Систе- основана на контент-анализе частоты упомн- в рассказах отдельных диагностически значимых «тегарий. Во многом эта формализованная система обра- 4юпш. сгюсобсгвовала тому, что тго своим психометрическим ларактеристикам ТАТ Мак-Клеланда и его аналоги суще-4»енно превосходят классическую версию ТАТ. Вместе с ЯЧМ явные преимущества методики Мак-Клеланда свиде-Задьсхвуют о большей адекватности его теоретического ДОЗДхода к обоснованию ТАТ, а также перспективности Чмеявда тематической апперцепции.

;?■■■■

; 2.3.2. Дальнейшее теоретическое развитие

подход был развит дальше в работах ряда других, В частности, согласно ДжАткинсону (Atkinson,


         
   
 
 
   
 

 

История и подходы к обоснованию

1958), картина ТАТ, изображающая определенную соци­альную ситуацию, содержит определенные ключевые при­знаки (cues), вызывающие ожидания удовлетворения того или иного мотива. Эти ожидания заключаются во взвеши­вании позитивных и негативных последствий соответствую­щего мотива и ситуации действия. Возникающая на этой основе ситуативная мотивация порождает в рассказах ТАТ описание воображаемых обстоятельств, вызывающих чув­ство удовлетворения либо фрустрации. Мотивы, проявля­ющиеся в рассказах, согласно Аткинсону, не отличаются от мотивов, действующих в аналогичных реальных ситуа­циях. Для того, чтобы по продукции фантазии можно было определить силу мотива, необходимо, во-первых, чтобы сама ситуация обследования не актуализировала опреде­ленный мотив и, во-вторых, чтобы набор картин темати­чески соответствовал различным аспектам проявления изучаемого мотива. Индивидуальной спецификой обладает не только степень выраженности мотива, но и его пред­метная организация; разные картины будут, соответствен­но, вызывать ожидания разной силы и разного содержания, поэтому лишь суммируя результаты по нескольким карти­нам, можно нивелировать эти различия.

Взгляды Аткинсона получили дальнейшее развитие и уточнение в теории мотивационной активации Р.Фукса (см. Fuchs, 1976). Р. Фукс отвечает на вопрос, который у Аткин­сона оставался неясным — каким образом признаки, со­державшиеся в картинах ТАТ, вызывают определенные ожидания. Фукс экспериментально показал, что наподо­бие условного рефлекса существует также процесс услов­ного активирования эмоций через ассоциированное с этими эмоциями предметное содержание. Активирующая функ­ция стимулов является механизмом их генерализации. Что касается, в частности, ТАТ, то некоторые детали картин выступают такого рода стимулами, активирующими свя­занные с ними эмоции, причем этот процесс находится вне сознательного контроля. Активированное ощущение значимости первоначально когнитивно не интегрировано с ситуацией, однако оно вызывает ожидания, связанные


^^^стеракционистско-деятельносгньш подход 37

со значимостью соответствующих стимулов и определяю­щие интерпретацию ситуации. Лишь затем происходит ре­интеграция сложной мотивационной системы в терминах МЕдк^Клеланда. Готовность к рассказыванию историй об­легчает этот процесс реинтеграции. При этом, однако, кон­курирующие мотивы, связанные с активированной эмоцией цЯЯ же с ситуацией обследования, могут породить доволь-ню сложные процессы: вытеснение, символизацию и др. Конечный результат предсказать при этом практически

Ц$£рЗМОЖНО.

..j,- Новый виток теоретического обоснования был предло­жен Дж.Аткинсоном в его работах 70-х годов (напр., Atkinson, Birch, 1970). Аткинсон исходит из того, что орга­низм существует в непрерывном потоке активности; ос­новная возникающая при этом проблема заключается в О&ьяснении перехода от одной активности к другой, их связи. Поэтому Аткинсон вводит представление о силах, уййиичивающих или ослабляющих тенденции действовать ЖТОИ или ином направлении. Смену одной деятельности другой Аткинсон объясняет изменением соотношения сил раданяных мотивационных тенденций. Для ТАТ это озна­чает* чгопоскольку с течением времени паттерн актуали-зицвванных мотивов изменяется, в разных картинах может отражаться разная констелляция мотивов и лри оценке Р$ШёиЧных картин получаются различные значения силы иотнвационных тенденций вне зависимости от специфики картин. Отсюда следует, что ТАТ может рассматриваться как надежный инструмент измерения силы мотивов, не­смотря на низкую внутреннюю согласованность. -;Из изложенного видно, что теории Д.Мак-Клеланда, Лфукса, Дж.Аткинсона и некоторых других, не упомяну-так в этом обзоре авторов, представляют собой подробное и;тлубокое обоснование диагностической ценности ТАТ. ТАТ оказывается уникальным по своим возможностям ди­агностическим средством, в частности, благодаря тому, что о»позволяет анализировать когнитивные процессы, имею­щие место при работе с воображаемыми ситуациями, та- оценивание ситуации, планирование действия,



История и подходы к обоснованию


^нтеракционисгско-деятельностный подход



 


каузальную атрибуцию, ожидание успеха и др. В качестве подтверждения валидности и надежности ТАТ в новом тео­ретическом контексте предлагается рассматривать прежде всего ситуативную валидность и доказательства возможно­сти влияния на мотивы с помощью специальных тренин-говых программ (Kornadt, Zumkley, 1982, с.271).

С интеракционистско-деятельностными концепциями Д.Мак-Клеланда, ДжАткинсона, Х.Хекхаузена, Р.Фукса и др. хорошо согласуется деятельностно-смысловая теория мотивации, разрабатываемая в русле деятельностного под­хода е психологии и породившая уже несколько ориги­нальных попыток теоретического обоснования ТАТ (Реньге, 1979; Соколова, 1980, 1991; Леонтьев, 1989й).

2.3.3. Деятельностно-смысловой подход к обоснованию тат

Предлагаемое здесь теоретическое обоснование ТАТ исходит из понятии жизненных отношений, связывающих человека с объектами, явлениями и событиями его жиз­ненного мира, жизненного смысла различных объектов, яв­лений и событий, характеризующих их место и роль в жизни данного конкретного человека, и смысловых структур лич­ности, представляющих собой превращенную форму жиз­ненных отношений (Леонтьев, 1988а, 19896, 1990а). Жизненный смысл, который объективно имеет для человека какой-либо объект, явление или ситуация, преломляется в структуре личности в превращенной (М.К.Мамардашви-ли) форме различных структур, которые, имея одно и то же смысловое содержание, функционально различаются и занимают разное место в системе смысловой регуляции человеческой деятельности. По функциональному основа­нию выделяются шесть видов смысловых структур: личност­ный смысл — составляющая сознания, репрезентирующая в образе объектов и явлений их жизненный смысл для субъекта; смысловая установка — элемент исполнительных структур деятельности, обнаруживающийся в эффектах ста­билизации деятельности, преградных, отклоняющих и дез-


 

организующих влияниях на ее протекание; мотив деятельно-&жи — системное качество, приобретаемое предметом дея­тельности и придающее ему способность в конкретной ситуации инициировать, побуждать и направлять деятельность; смысловая диспозиция — устойчивое отношение к объектам и явлениям действительности; смысловой конструкт — кате-пяасшьная шкала, используемая при восприятии, оценке, (гптертлизации и классификации объектов и явлений по их месту и роли в жизни субъекта; личностная ценность — при-сккэтая в ходе социализации идеальная модель должного, служащая, наряду с потребностями, источником смыслооб-разования (см. Леонтьев, 1988а, б, в, 19905, в). Некоторые из этих структур являются ситуативными (личностный смысл, смысловая установка, мотив), другие устойчивыми (смысло­вая диспозиция, смысловой конструкт, личностная ценность); Некоторые проявляют себя на уровне процессов переработки построения образа мира (личностный смысл, смыс-[ жоиструкт), другие преимущественно на уровне прак-взаимодействия с миром (мотив, смысловая Смысловые структуры личности и связи между 1 смысловую сферу личности, основное назначе-н функция которой — регуляция жизнедеятельности в соответствии с логикой жизненной необходимос­ти задаваемой системой его отношений с миром (Леонтьев, ЬШб, 1990с).

*: Классическая теория проекции объясняет диагности­ческую ценность ТАТ тем, что в основе процессов вообра- поведения лежат одни и те же глубинные i, особенности проявления которых в том и дру-

гом плане различаются лишь спецификой психологичес­ких защит (рис. 1,а).

i (93«гаераищонизм обосновывает ее тем, что процессы иЫйрйжения и реального поведения порождаются одним и тем же мотивом, различные проявления которого в том случае обусловлены лишь различием ситуаций

(рис.1,6).

^''йеягельностно-смысловой подход объясняет ее тем, что ЩфШвош воображения и реальное поведение регулируют-



История и подходы к обоснованию


;;1<1нтеракционистско-деятельностный подход



 


                       
 
   
   
 
   
   
 
 
     
 

личностные I структуры '

а) с позиций теории проекции


скусственная актуализация мотиво

личностные диспозиции (мотивы)

б) с позиций интеращионизма

жизненные отношения

ся одними и теми же жизненными отношениями субъекта, проявляющимися, правда, в различных превращенных формах (рис.1, в).

в) с позиций деятельностно-смыслового подхода Рис. 1. Схемы теоретического обоснования ТАТ


-: Проективный подход предполагает цепь умозаключе­ний от продукции воображения к глубинным личностным

структурам и от них к реальному поведению; интеракцио--иизм — от воображения к интенсивности мотивации и от -нее к прогнозу реального поведения; деятельностно-смыс-

ловой подход — от воображения к жизненным отношени-. ям и жизненным смыслам и от них к регуляции реального

доведения.

Согласно деятельностно-смыеловому подходу, то, что
.непосредственно отражается в рассказах ТАТ — это инди­
видуальный образ мира обследуемого — целостное много­
мерное и многоуровневое представление действительности,
-формирующееся на протяжении всей жизни субъекта, вы-
■лолняющее функции регуляции практической деятельности
•If опосредующее любые процессы психического отражения
.{$еонтъев, 1983; Смирнов, 1985). Образ мира выступает ис-
яцнником субъективной определенности, позволяющей
^ воспринимать объективно неоднозначные си-

. Возникающая на основе образа мира в конкретной авуации система апперцептивных ожиданий влияет на «задержание восприятий и представлений, порождая иллю-зддо и ошибки восприятия, а также определяя характер вое-Д1риятия неоднозначных стимулов таким образом, чтобы воспринимаемое или представляемое содержа- соответствовало целостному образу мира, структури-5рующим его смысловым структурам и вытекающим из него -итерпретациям, атрибуциям и прогнозам относительно -дайрой ситуации, а также актуальным смысловым уста-оюэдам (Леонтьев, 19886). "Психический образ действитель­ности не просто находится в отношении подобия с Непринимаемым объектом, главная его особенность со-ЖЧИхв том, что он является "сколком" целостной, субъек-^шно-охрашенной и пристрастной "картины мира — в Дрисугствии Я"" (Соколова, 1991, с.37). Зная особенности ^оецриятия человеком тех или иных сторон действитель­ности или же односторонней интерпретации им объектив--#S "неоднозначных событий и ситуаций и приписывая ■Щшишу этих особенностей или интерпретаций сложив-


 


 


                           
   
 
   
 
 
   
   
   
 
   
 
 
 

 

История и подходы к обоснованию

шемуся у него устойчивому образу мира, можно "вычис­лить" жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать реальное поведение его в подобных обстоятельствах, кото­рое внешне может не совпадать с поступками героев его рассказов. Этим и обусловлена диагностическая ценность Тематического апперцептивного теста.

Деятельностно-смысловой подход, как уже отмечалось, не противостоит интеракционистской объяснительной мо­дели, а, напротив, хорошо с ней согласуется. Так, отмечено, что из теорий ДжАткинсона и Р.Фукса следует положение о том, что образы, в наибольшей мере отвечающие отно­шениям личности обследуемого, легче всего актуализиру­ют мотивы {Kornadt, Zumkiey, 1982, с.279—280). Вместе с тем эти подходы различаются по акцентам. Если интерак-ционистские модели значительно дальше продвинулись в формализованном описании, измерении и моделировании отдельных мотивационных систем (см. McClelland, 1987), то деятельностно-смысловой подход способен дать более дифференцированное описание динамики смысловых про­цессов одновременно как в плане общих закономерностей их протекания, так и в плане переживаний внутреннего мира субъекта, совместить объяснительный и понимающий подход, номотетическое и идеографическое описание {см. Леонтьев, 19896). Характерно, что анализируя направле­ние развития интеракционизма в сторону его превращения в то, что они называют деятельностной теорией, основан­ной на идее интенциональности, Х.-Й.Корнадт и Х.Цумк-ли подчеркивают (ссылаясь, в частности, на Р.Фукса), что согласно этой парадигме человек не только действует в ситуации и соразмерно ситуации, но он вносит в любую ситуацию свои собственные субъективные интерпретации, оценки, мотивы и т.д. Тем самым в число важнейших детер­минант действия входят, наряду с мотивами, в частности, когнитивные схемы и намерения, от которых зависит, как интерпретируется данная ситуация и в соответствие какому мотиву она ставится (Kornadt, Zumkiey, 1982, с.ЗЗЗ—334). Из этого следует, в частности, то, что традиционное тре-


|6перакционистско-деятельностньш подход 43

: объективности применительно к диагностическим

; теряет смысл. Действительно, зачем формально унифицировать стимульный материал и ситуацию прове­дение, если они все равно имеют для разных испытуемых разный смысл? Напротив, следует предоставить испытуе­мым возможность эксплицировать присущие им когнитив-т н- структуры, стили мышления, паттерны реагирования,./также мотивы, оценки и т.п. — все то, что реально уча-во взаимодействии индивида с ситуацией. Именно ' является наиболее подходящей для этого методикой, вгйсрывающей "возможность выстроить индивидуальные ййассы ситуаций и связанных с ними деятельностей, и увя-зШ& их с личностными характеристиками названного типа" фат же, с.334). При этом, однако, необходима разработка Й^йнципиалъно новых исследовательских процедур, свя-ЯЦшая с некоторым движением назад от уже созданных Лйжостандартизированных версий ТАТ, обладающих хо-психометрическими свойствами. Традиционная l становится неприемлемой, так же как и тра-ДНЩмонная теория проекции. Тематический апперцептив-ЙЙ№*гест, казавшийся сомнительным с точки зрения как J, так и другого подходов, содержит, однако, бога-[ для методической реализации новой ин-ЯЙ(ёЙционистско-д.еятельностной парадигмы.

Варианты и модификации ТАТ

уже отмечалось, о ТАТ можно говорить по мень-шере вдвух значениях. В узком значении — это конкрет- "■ диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, «троком значении — это метод личностной диагности­ки, йоалощением которого является не только тест Мюр- не и целый ряд его вариантов и модификаций, позднее, как правило, для более частных и гностических или исследовательских задач. Посвя-t книгу в основном методике Г.Мюррея, мы счи-*М»«»ваобходимым дать краткий обзор других вариантов и "Иярфикащнй ТАТ. Поскольку уже в 60-е годы их наечиты-



История и подходы к обоснованию


'Варианты и модификации ТАТ



 


                           
   
     
 
       
         
 
 
 
 
 
   
   
 
   
 

 


валось более 60, сколько-нибудь полный обзор вряд ли возможен и мы ограничимся лишь наиболее известными, взяв за основу обзоры методик, данные в работе Х.-Й. Кор-надта и Х.Цумкли (Komadt, Zumkley, 1982, с.313—330) и в книге Б.Семеноффа {Semeonoff, 1976, с.123—160).

2.4.1. Варианты ТАТ для разных возрастных групп

Наиболее известной методикой из этой группы являет­ся Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака {Bellak, 1986). Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антро-поморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охваты­вали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опи­ралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человечес­кими фигурами. Экспериментальные данные, однако, оп­ровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году парал­лельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н). Сравнительные исследования не обнаружили существенных различий между результатами по "звериной" и "челове­ческой" формам теста. Замена звериных фигур человечес­кими снижает степень неоднозначности изображений. Сам Беллак считает высокую степень неопределенности безус­ловным плюсом, однако некоторыми авторами это мне­ние оспаривается. Для обработки Детского апперцептивного теста Беллак использует те же основные категории, что и при обработке ТАТ, подчеркивая, что там, где это воз­можно, тест должен даваться не как тест, а как игра.

Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8—14 лет. Он состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица — чистое белое поле). Как и в ТАТ Мюррея, часть таблиц МРТ (8) предъяв­ляется обследуемым обоего пола, а часть различна для маль­чиков и девочек (по 4). Основной предмет диагностики —


девять проблемных областей, такие как конфликты в се­мье, в школе, конфликты с авторитетами, проблемы аг­рессии и т.п. В отличие от ТАТ, картины МРТ более реалистичны и не содержат чрезмерной неопределенности. Индекс напряженности, высчитываемый по результатам *еста, значимо различается у нормально адаптированных и дезадаптированных детей. Как и CAT, MPT обладает доста-'ЗДчно хорошими психометрическими характеристиками, Жйя он не считается в достаточной мере объективным. ■■-■ Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) был гййдан в 1948 году и предназначен для тестирования подрос- *КоВ от 12 до 18 лет; первоначально разрабатывался в иссле-йаьательских целях. Включает 20 таблиц с изображениями ■р&евантных ситуаций. Обработка результатов опирается на вданку сравнительной частоты разных тем. Этот тест не полу-1Ч(ЙМцирокого применения. Сами изображения выглядят явно т; отсутствуют данные о каких-либо преимуще-с теста Саймондса перед ТАТ Мюррея. Дж.Каганом выс-иось мнение о том, что оптимальным для обследования эв был бы смешанный тест, включающий в себя «ЯИШьные картины из ТАТ Мюррея, МРТ и SPST.

для пожилого возраста. В семидесятые годы предприняты попытки создать версии ТАТ для по-людей: геронтологический апперцептивный тест Уолка и Уолка и апперцептивный тест для старше-аста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак. Оба эти теста в не оправдали ожиданий; оказалось, что изображе-чых людей на картинках не повышает их диагнос-ценности.

^Варианты ТАТ для этнокультурных групп 1 С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). Т-ТАТ был создан ИГгоду в качестве параллельного варианта ТАТ Мюр-&^Ч*едназначенного Для обследования американцев гекого происхождения. Томпсон исходил из пред-о том, что им легче будет идентифицироваться мщными персонажами. 10 таблиц ТАТ Мюррея были


История и подходы к обоснованию


Варианты и модификации ТАТ



 


леределаны соответствующим образом, одна исключена, другие сохранены без изменений. Имеющиеся данные дос­таточно противоречивы, но в целом не подтверждают ги­потезу о преимуществах этого варианта при работе с неграми. Вместе с тем общепризнано, что этот тест полезен для изу­чения расистских установок и стереотипов у людей как белого, так и черного цвета кожи.

ТАТ дня африканцев СЛи. Эта методика отличается от Т-ТАТ содержанием картин, ориентированным на тради­ционную африканскую культуру в той мере, в какой мож­но обобщенно говорить о таковой. Последнее обстоятельство отмечалось критиками, подчеркивающими существование культурных различий между отдельными регионами, на­родами и племенами, вследствие чего для одних предло­женная версия будет более, а для других менее адекватна. Набор включает в себя 22 таблицы, из них по 8 для муж­чин и женщин и 6 общих. При проведении считается необ­ходимым, чтобы экспериментатором был также африканец, в противном случае ответы будут стереотипно-ролевыми. Порядку предъявления таблиц придается мало значения. Обследование завершается опросом, в ходе которого, в частности, обследуемые должны припомнить картины — то, какие именно картины воспроизведены, считается ди­агностически значимым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...