Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные показатели: обязательные 10 глава

Третье требование подразумевает необходимость избе­гать актуализации в ситуации обследования каких-либо специфических мотивов. Не рекомендуется апеллировать к способностям обследуемого, стимулировать его честолю­бие, проявлять выраженную позицию "эксперта-человеко-веда", доминантность. Профессиональная квалификация психолога должна вызывать доверие к нему, но ни в коем



Обработка и интерпретация


Синдромологический анализ



 


                                                 
   
     
 
     
 
   
 
     
 
 
   
     
     
   
 
 
 
 
   
     
       
 
 
 
 

II зона ОПАСНОСТЬ—несчастье— п ред ательство—агрессия (3,4,9,11,15.17,18,19)

III зона БОГЕМА—мир развлечений и высоких наслаждений, увлечение искусством (1,2,5,14,16,20)

ОТЕЦ (учитель, начальник, муж) умный, требовательный 1,2,6, 10

ВРАГ (бандит, предатель, шпион)

уход от опасности (3,11,16)

МАТЬ (бабушка, первая учительница) 1,2,7,19

разоблачает с помощью окружения

руководит, учит, помогает

, нужно заниматься i, домом, семьей i

угрожает, вредит, скрывается

ОКРУЖЕНИЕ (одно­классники, сослужив­цы, друзья) хорошие, отзывчивые

1 мечта

проникнуть
; (2,6,10)
1зона J

ДОМ—спокойствие—благополучие обыденность (все рассказы)

\

 

Рис. 6. Пример пространственной структуры (Розов, 1981)

 

гут различаться по значимости (обозначается сравнитель­ной величиной фигур) и по степени идентификации с ними (обозначается частичным зачернением).

 

Каждая тематическая структура строится отдельно, но внутренним образом они тесно связаны. Тема едина, тема­тические структуры — это ее срезы, которые дополняют и проясняют друг друга. Тема является индивидуальной и ус­тойчивой и, судя по этому, отражает личность рассказчика. Составляющие тему структуры указывают на разные сто­роны организации личности.

 

Парадигматическая структура позволяет определить конкретное место, занимаемое данным тематическим эле­ментом в системе связей с другими элементами. Напри­мер, человек может оправдывать талантом свое равнодушие к людям, или же он может страдать от отсутствия таланта и


__ _„ /вредит, МОЛОДАЯ ДЕВУШКА

ЗАВИСТНИЦА выслеживает (студентка, сельская
(соседка, подруга, учительница, секретарша)

сестра) злая красивая, добрая

3, 7. 9, 12

Рис. 7. Пример общей актантной структуры (Розов, 1981)

приписывать равнодушие тем, кто, по его мнению, та­лантом обладает, или же равнодушие является для него лишь способом выглядеть необычным, талантливым. Во всех трех случаях одни и те же элементы оказываются связаны между собой разными смысловыми (парадигматическими) связями.

Оппозиционная структура раскрывает индивидуальные категориальные шкалы, с помощью которых человек вое-



Обработка и интерпретация


 


i! I


принимает и оценивает окружающее, а также помогает выявить ценностные конфликты.

Синтагматическая структура отражает представления человека о том, какие бывают в жизни ситуации и как в них естественно себя вести. "Возьмем такую цепочку: "из­мена жены" -> "скандал" —.> "уход от жены". Нельзя утверж­дать, что в реальной ситуации измены испытуемый непременно будет скандалить; он может отказаться от скан­дала, однако именно скандал останется для него естествен­но вытекающим из факта измены событием. (Для сравнения приведем цепочку из темы рассказов другого испытуемого: "измена жены" —> "поиск обидчика" -> "месть".)" (Розов, 1981, с.77).

Пространственная структура отображает строение субъективного мира обследуемого, бессознательное структу­рирование им своего жизненного мира.

Актантная структура характеризует отношения челове­ка с окружающими людьми, со своим идеальным Я. "Ар­хиперсонажи указывают на особые структуры сознания испытуемого — "смысловые образы", в которые он поме­щает окружающих. Смысловой образ управляет тем, как человек воспринимает людей, "попавших" в этот образ, что ожидает от них, как сам склонен себя вести по отношению к ним" (Розов, 1981, с.78).

В целом метод тематического анализа, предложенный Н.С.Розовым, позволяет осуществить наиболее глубокую и всестороннюю реконструкцию образа мира обследуемо­го на основе данных ТАТ.


5. Пример анализа и интерпретации

КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ

5Л. Предварительные замечания

Для демонстрации работы с ТАТ на конкретном ма­териале мы выбрали один из случаев, обсуждавшихся на занятиях практикума по психодиагностике факультета пси­хологии МГУ. Обследование проводилось Н.В.Антоновой, которой мы выражаем большую признательность за предо­ставленные материалы. Обследуемая И. находилась в прия­тельских отношениях с экспериментатором и пошла на обследование с помощью комплекса методик доброволь­но; несмотря на некоторую генетическую отягощенность, признаки психической патологии у нее не наблюдаются. Мы выбрали для разбора именно этот случай, поскольку протокол содержит довольно богатый и разносторонний материал, хорошо иллюстрирующий диагностические воз­можности ТАТ при работе с нормой. Оборотной стороной медали является чрезмерная громоздкость рассказов, затруд­няющая их обработку. Поэтому мы сочли возможным при воспроизведении рассказов обследуемой несколько сокра­тить их, в основном за счет многочисленных повторов.

5о2„ Анамнез и результаты других

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Обследуемая И., 21 год, не замужем, средний ребенок в многодетной семье. Работает, спортсменка. Отец покон­чил с собой на почве психического заболевания.

Актуальная ситуация жизни И. определяется прежде всего тем, что она влюбилась в парня своей подруги и встре­чается с ним, а подруга пытается вновь отбить его.



Анализ конкретного случая


; Анамнез и результаты других методик



 


До ТАТ было проведено обследование по следующим методикам: 16 ЛФ, MMPI, МИС, ТЮФ, КОТ, пиктог­рамма, рисунок несуществующего животного, опросник Басса-Дарки.

16ЛФ. Выражены два пика: по фактору I (очень чув­ствительна) мечтательна, доверяет интуиции) и Q2 (зави­сима от групповой оценки). По другим шкалам можно отметить несколько сниженную эмоциональную устойчи­вость, склонность к субдоминантности, устойчивое супе-рэго, невысокую тревожность, социальность. Добра, инфантильна, пассивна, стремится к возвышенному, но больше в мечтах, чем на практике.

MMPI. Нет желания создать о себе ложное представле­ние, отвечает искренне и внимательно. Вместе с тем при­сутствует склонность скрыть определенную информацию, скорее всего, бессознательная. Низкая тревожность, повы­шенное беспокойство о здоровье, типичное для спортсме­нов. Развитое вытеснение. При этом ригидность аффекта, большая способность к вытеснению своих аффектов, кото­рым она приписывает различные причины, часто проеци­руя их на других людей и видя в них собственные недостатки. Своеобразие мышления, чувствительность к собственному внутреннему миру, но не к эмоциям окружающих, поэто­му часто неадекватна. Возможность образования неадекват­ных сверхценностей. Активность, мобильность, "скачка целей". Умеренная идентификация со своей половой ро­лью. Выраженная социальная экстраверсия. Слабая рефлек­сия, живет настоящим, склонность к авантюризму. Желание производить хорошее впечатление берет верх над импульсив­ностью. Оптимистична, общительна, способна к высокой активности, непринужденна в общении. Стремление соблю­дать нормы и нетерпимость к нарушению этих норм други­ми. Довольно высокая ориентация на внешнюю оценку, потребность в поддержке со стороны референтной группы.

МИС. Очень высокая самооценка, оценка своего внут­реннего мира, духовной жизни. Не склонна к глубокой реф-


,лексии. Нет внутренних конфликтов, внутреннего напря­жения, живет в согласии с собой, весело и оптимистично, не застревая на отрицательных переживаниях.

\ ТЮФ. Наиболее напряженные темы — секс, пьянство, социальные неурядицы. Напряженность сексуальной сфе­ры связана, возможно, с недостатком удовлетворения этой потребности (не замужем). Тема пьянства может быть обо­стрена в связи с ограничениями, налагаемыми спортив­ным режимом. Выражена также тема "садизма" (агрессии или самосохранения).

РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО.

Высокая самооценка. Несколько эгоцентрична. Заинтересо­вана в информации, для нее значимо мнение окружающих о ней. Нет тревоги. Некоторая демонстративность в поведе­нии. Не слишком агрессивна, "крепко стоит на ногах". В целом — оптимистична, весела, немного инфантильна (в характере много "детского")- Однако есть некоторое бес­сознательное недовольство собой, вытесняемое сомнение по поводу своих действий или поведения. Добрая, ласко­вая, веселая. Интерес к сексу, но нежелание признавать его большую значимость. Открыта, незамкнута, легко рас­крывается в общении с окружающими. Рациональна, кон­кретная установка при ориентировке и адаптации.

ПИКТОГРАММА и КОТ. Продуктивность запоминания высокая. Уровень интеллектуального развития в пределах среднего. Восприятие мира "сказочное", как у детей: деле­ние его на плохое и хорошее, зло и добро. Актуальна тема любви и замужества, которая также реализуется в "сказоч­ной", романтической форме. Идеализирует супружество, любовь. Мечтательна, открыта.

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ. Средняя степень агрессив­ности, нет негативизма, но может при случае "ответить".

Обобщая результаты этих методик, мы видим девушку со средним уровнем интеллектуального развития, несколько



Анализ конкретного случая


йУИротокол обследования по ТАТ



 


и

i1 i


инфантильную, с упрощенной картиной мира, склонную к оптимистической идеализации, эгоцентричную и несколь­ко демонстративную, при этом сильно зависимую от норм и ценностей референтной группы, ее оценок и поддержки. Чувствительность сочетается в ней с поверхностностью самопознания и познания других. Сильное суперэго (ори­ентация на социальные нормы) порождает хорошо разви­тые защиты от осознания внутренних конфликтов, благодаря чему у И. низкая тревожность и высокая само­оценка. Есть основания предположить вытесняемые про­блемы умеренной остроты в сексуальной сфере.

5,3О Протокол обследования по ТАТ

Психолог: Антонова Наталья Викторовна

Обследуемый: И., жен., 21 год.

Семейное положение: Не замужем. Мать, 5 братьев и сестер. Отец покончил с собой, когда И. было около 9 лет (на почве психического заболевания).

Здоровье: хорошее, спортсменка.

Образование: Среднее.

Профессиональная сфера: Работает.

Актуальная проблематика: Конфликт с подругой на почве любовного соперничества, успешного для И. на мо­мент обследования.

Обстоятельства обследования: Добровольное участие на основе приятельских отношений. Обследование дома у И. в два приема с фиксацией рассказов на магнитофон и пос­ледующей расшифровкой.

Дата и время обследования: 26 октября 1990 г., 21.30 (первая серия); 28 октября 1990 г., 21.30 (вторая серия).

Первая серия (картины 1 — 10).

КАРТИНА 1.

Общее время: У 10". Латентное время: 25". Настроение: бодрое. Интонация: слегка взволнованная.


Так... На картинке изображен мальчик примерно 15 лет...
он призадумался и с... и смотрит на скрипку, которая лежит,
видимо, на газете............ Мальчик... очень глубоко чем-то оза­
бочен... видимо, его скрипка сломана... потому что взгляд у

t него слишком уж задумчивый и печальный.... Перед этим... м.. гм... к мальчику приходил либо его друг,... либо подруга, но н-не очень... х-хорошего характера, потому что „ скрипка сло-

.: малась из-зза этого человека, который только что здесь был. Он что-то сделал ему назло. Он печальный еше в-вдобавок и..

■ и потому, с-с этим человеком у него получилось все очень

; плохо и неудачно и этот человек сломал его любимую скрип­ку. Но пускай мальчик не огорчается, потому что.. скрипка, которую ему очень жаль, которая ему очень дорога, она будет сделана. Починит ему хороший, компетентный в этом деле человек. А может быть, он научится сам этому делу, может быть, он даже и умеет. И расстраиваться ему не стоит, пускай он так глубоко не переживает, у него должно обязательно все хорошо быть.

А человек, с которым он гаю... поругался, и так плохо

сделал этого, он не стоит этого, этих переживаний, п-

потому что он встретит еще более лучшего, более к нему под­ходящего по.. по его характеру, а характер у этого мальчика

очень хороший, чистый, искренний и духовно богатый

Это уже понятно по тому, что он увлекается такой серьезной
музыкой как игра на скрипке........... Все.

Психолог: Картинка номер 2, пожалуйста.

КАРТИНА 2.

Общее время: 4*. Латентное время: 18". Настроение: то же. Интонация: поучающая.

Так, картинка номер два. На картинке.. изображена красивая

природа.... Это где-то... агорах... Тут же, на дальнем плане........

ш-шшатры.... если так можно сказать...и происходит такое дейст­
вие.... На переднем плане довольно-таки симпатичная девушка

... примерно двадцати пяти лет держит в руках.... согнутый жур­
нал.... Она задумчива.... Рядом стоит...... это справа.. ее с-евск-

ровь... женщина надменная.. и.. г-гордая и слишком упрямая, которая любит, чтобы ей во всем угождали и чтобы ее невестка... точно исполняла то, что она прикажет.... Далее я вижу уже в-ввдали от них.... с-с-сына свекрови и мужа.. невестки. Сын зани-



Анализ конкретного случая


Протокол обследования по ТАТ



 


мается лошадью, она слева от него, ему нет... д-деладо разгово- ]
ра, который произошел с его женой и с его мамой, потому что;
.. видимо, человек он характера не сильного, раз не обращает |
внимания на то, что его жена глубоко переживает этот момент,!
ссору с его мамой. Ей бы очень хотелось, чтобы в семье их было
все хорошо,... но очень тяжело ей.. с этой женщиной... с-с
мамой ее мужа, потому что женщина, как я уже сказала, она
упрямая, гордая,... и для нее справедливость — это не самое
главное, главное — чтобы ее слушали......... И, как я уже сказа­
ла, они поругались... и-из-за чего — это точно неизвестно, это
даже может быть какой-нибудь любой пустяк, потому что всегда
эта женщина.. свекровь этой девушки.. всегда считает себя пра­
вой, в любом моменте. Но момент, видимо, здесь, на этот раз,
б-более сложный, чем обычно, потому что.. эта девушка глубо­
ко задумалась и очень расстроена. Она задумалась: сколько мож­
но так жить, неужели это будет продолжаться всю ее жизнь, что
же мне для этого нужно сделать.... Ну, что будет дальше. Опять
же мне хочется сказать.. что эта девушка все-таки победит. Она
настолько настойчивая, настолько сильная характером, настолько
волевая девушка, что.. свекровь в конце концов поймет свою
неправоту и.. поймет, что эта девушка.. оказалась справедливой,
доброй и честной.... И вполне возможно, даже так и будет, что
свекровь примет ее сторону и... сын ее будет более чуток, более
нежен и... б-более... у...более общителен со своей женой, пото­
му что сейчас, то, что здесь изображено на картине, у них не­
сколько разные взгляды на жизнь, разный угол зрения, у него
тут работа, лошадь, ему главное — заработать деньги, нельзя
это упускать из виду, потому что важно не то, что он заработает,
не то, что они соберут эт... богатый урожай, вот тут..потому что
изображены еще пашни. М-м... должна быть там посажена кар­
тошка, но не это важно, важно, чтобы было у них отношение
близкое, теплое, духовное..... И это наступит, потому что де­
вушка с очень сильным характером... Все.

П.: И., я хочу тебе сказать — не сковывайся, не чувствуй себя так скованно, и дай волю своей фантазии, И.: Ага, хорошо. П.: Прекрасно, так, теперь — картинка номер три.

КАРТИНА 3.

Общее время: б'15". Латентное время: 22". Настроение: то же. Интонация: заинтересованно-взвол­нованная.


Так.. Передо мной картинка номер три.. Очень интересная

............ очень горькая картина.. она вызывает какое-то сильное

чувство.. сострадания. Потому что на ней изображена молодая девушка, которой всего-навсего двадцать-двадцать пять лет.. С ней о-очень и очень несправедливо поступила.. судьба, если можно так сказать, а если уж разбираться в этом более под­робно, то., эту девушку об-обманула.. близкая подруга, с которой они дружили на протяжении нескольких лет.... И обманула она ее очень жестоко, наговаривая на ее любимого человека.... всякие низкие вещи, такие низкие вещи, на кото­рые только может быть способен самый-самый подлый чело­век, какой есть на свете. Девушка это просто не понимала, она чувствовала подсознательно, но не воспринимала со всей ясностью и полнотой своего характера. Она ее настолько лю­била, эту подругу, что думала.. п-просто такого никогда не предполагала, думала, что это не может быть... Но зря она так огорчается, эта девушка, потому что друг, он очень любит ее, сильно любит, ему точнее обидно, потому что его... ее быв­шая подружка это бывшая же и его подружка в жизни, он встречался с ней целый год, целый год она его обманывала,

целый год она говорила ему неправду, целый год............ она...

пыталась... в-вытянуть из него все то, что для нее было ц-ц-
ценно, но ценно не с той стороны, не с духовной стороны, а
ценно в отношении меркантильности, в отношении то, что
ей выгодно, что ей необходимо, потому что ничего святого
для нее нет, никакой духовности, никакой.. чистоты и нрав­
ственности, искренности.... И вот сейчас, осознавая всю ту
горечь, которую пережил ее бывший люб....... которую пере­
жил ее теперь настоящий любимый человек, она поняла, на­
сколько могло быть... могла закончится история плачевно. Она
n-переживает очень сильно, ей это горько, потому что сейчас
любимый друг не с ней, она вышла во... двор, и ночью она
дала волю своим чувствам и сильно расплакалась. Она обло­
котилась левой рукой на дверь, на которой изображен.. крест.
Символ.. символ того, что... наконец-то Бог взял ее под свою
опеку. Но если сказать вернее, это даже не крест, это всего
лишь навсего... две скрещенные перекладины, но изображе­
ны они в виде ск.. креста, и изображены они так неспроста,
потому что.. именно Бог сейчас ее настоящая поддержка, Бог,
ее друг, друзья, хорошие люди, и... ее семья, все тс хорошие
люди, которые ей близки и очень дороги., все они объедине­
ны в ее любимом человеке. Он — это все........ И вот она сейчас



Анализ конкретного случая


Протокол обследования по ТАТ



 


так сильно расстроена, потому что перед этим была такая
ужасная история, она плачет, но это будут ее последние сле­
зы, х-хотелось бы так надеяться. Последние печальные, горь­
кие слезы, обидные, жестокие слезы, которые она долго в
себе вынашивала и наконец-то она решила ночью распла­
каться, когда никто не видит, когда она одна, никого нет на
дворе ночью.... Но пускай она не плачет так горько, потому
что, в конце концов у нее есть любимый друг, с которым у
них настоящая любовь, у нее есть настоящие друзья, у нее
наст... есть своя семья, имеется в виду семья, в которой она
воспитывалась, у нее будет своя будущая семья, у нее будут
дети. И плакать так сильно, безутешно не надо, потому что не
стоит эта подружка и все, что с ней было связано, и все, что
было связано с ее другом,.. она не стоит этого. Пускай это все
забудется и останется эта чернь на заднем плане как плохой,
неприятный сон. У нее впереди светлое будущее, впереди свет­
лая радость, много открытий, много впечатлений, бурная,
интересная, эмоциональная жизнь, новые друзья, новые зна­
комые,.. н-новые, м... интересные науки,.. то есть масса все­
го, где она могла бы себя проявить и вместе со своим другом,
У них все одно и то же: у них любимый певец, любимый... вид
спорта, любимый....... ну... любимая собака, любимое живот­
ное, все у них самое любимое. То, что нравится ему — нра­
вится ей, а то, что нравится ей, то нравится ему. Они одно
целое, неразделимое и вечное. И единственное........ Все,

КАРТИНА 4.

Общее время: 10'05". Латентное время: 18". Настроение: дискомфорт. Интонация: тревожная, к кон­цу жизнеутверждающая.

Так... На картине.. изображены... мужчина... средних лет..
около сорока.. 35—40... Интересного........ типа лица, и моло­
дая... девушка.. около тридцати лет.. красивые черты лица..
красивая линия рта, красивая линия глаз,... брови очень кра­
сивые, тонкие, то есть она — само очарование. Влюбленными
глазами она смотрит на своего возлюбленного, который в это
время думает.. о чем угодно, но только не о ее любви... пото­
му что его взгляд отведен в сторону и в нем ощущается какая-
то... какая-то.... скрытная и в то же время слишком ясная
мысль о том, как бы из этого отношения.. получилось бы что-
то для него выгодное, как бы использовать эту девушку, кра-


сивую, влюбленную в него искренней любовью, повыгоднее, где-нибудь ее п-показать, может быть даже... э... получить за нее деньги,.. то есть, у него явно, явно корыстные цели, потому что... взгляд у него устремлен не на нее — это раз, немножко он ушел в себя, в свои меркантильные мысли, в нем нет той чистоты и г-глубизны, и светлости, как у этой девушки, которая не может оторвать от него взгляда, тем бо­лее, что она... обняла его обоими руками, хотя тут видно только одной, но наверняка п-правой рукой она обхватила. его сзади, а он как бы пытается отодвинуться от нее в сторо­ну, потому что она ему мешает продумывать свои вот эти мыслишки.... И вот в то время, как он думает, она, не подо­зревая это, с-своим взглядом, вс-сей своей сущностью.. п-просит, чтобы он взглянул на нее, посмотрел на нее, как она любит сильно его, как ей хорошо с ним. А он.. знает это, он чувствует, что она его любит сильно, он вполне сознает, и ре-решает использовать это в своих корыстных целях, чтобы из этого вышло для него какое-нибудь... выгодное дельце, даже, может быть, дельце крупной величины.... Тем более, что он знает, что он мужчина интересной внешности, симпа­тичный, мужественное у него лицо, слегка вьющиеся воло­сы, зачесанные назад, с открытым лбом, такой мужественный п-подбородок, интересные глаза, и вообще — мужчина инте­ресный, можно сказать, во всем, тем более здесь видно, что он может зарабатывать огромные деньги, а любая девушка, пускай даже самая д-духовно красивая, любой девушке нра­вится, когда за ней ухаживают, делают ей подарки, и это вполне естественно.... Красивые люди должны красиво жить, красиво одеваться, у них должны быть красивые вещи. Но... не вещи должны красить их, а они должны красить вещи... Сейчас это и можно сказать про эту девушку. Все, что бы она ни одела — любая вещь ей к лицу... У нее ухоженные ногти, на-а левой руке.. одет либо браслет, либо часы, симпатичная белая... кофточка скромного такого пошива с небольшим вырезом. У нее чистое такое лицо с открытым.. льд... лбом. Волосы зачесаны назад в симпатичную прическу.... И.... на прическе у нее сзади приколот бантик. Мы видим.. его кусо­чек с-с левой стороны. Сейчас, хочу сказать,.. они находятся у какого-то... ресторана, потому что тут видно через окно, что там какая-то девушка легкого поведения, в этом рестора­не. И... в.... только этот человек может пригласить девушку в такой ресторан, где собираются такие дешевые л-люди. Види-



Анализ конкретного случая


Протокол обследования по ТАТ



 


мо, он даже сейчас уже хочет совершить какой-то свои хит­рый план, он хочет привести эту девушку в этот ресторан, и даже, возможно, как это я не догадалась сразу, возможно, он хочет втянуть ее вот в эту жизнь легкого поведения, может быть, даже хочет ее отдать в этот ресторанчик, где бы она плясала, пела, где бы ока.. мм.. восхищала мужчин, потому что она обладает всеми теми достоинствами, ко-которыми вос­хищаются мужчины, и с этого он хочет иметь огромные деньги... Вот это сейчас в его уме, и он думает, как бы так сделать, более красиво для нее, потому что она натура тонкая, и б-более логично, более справедливо для нее, но он это сделает, потому что у него такие мысли, что... все это возможно....

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...