Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нотный стан и ноты: как это выглядит?




В современной так называемой западной системе нотной записи, который пользуемся и мы, ноты записываются на нотном стане (он же нотоносец), представляющем собой обычно пять параллельных линеек, расположенных горизонтально. Линейки различают по номерам: нижняя считается первой. Для записи некоторых инструментов иногда используют нотоносцы с меньшим количеством линеек.  

 

  На нотном стане располагают ноты, которые состоят из трех основных элементов – головки, штиля и флажка. Только головка является обязательным элементом: бывают ноты без штиля и без флажка. Кроме того, на нотном стане, над ним и под ним располагают различные надписи и графические обозначения, называемые знаками. Знаки нотами не являются, то есть сами по себе не означают никакого звука. Тем не менее, они дают важную дополнительную информацию о том, как именно следует понимать нотную запись.

Паузы

Ноты не признают пустоты. Каждое мгновение музыки должно быть обозначено соответствующей нотой или нотами, которые звучат в этот момент. Однако музыка – это не только звук, но и тишина. Паузы в музыкальных партиях обозначаются специальными знаками, не похожими на ноты (см. рис.). Эти знаки так и называются – паузы.  


Использование штилей, флажков и пауз в нотной записи ударных не отличается от нотации любого другого инструмента, поэтому мы рассмотрим их во второй части статьи вместе с прочими аспектами общей нотной грамоты.

Расположение нот на нотном стане

  Головка ноты может быть расположена на одной из линеек нотного стана, между линейками, а также на так называемых дополнительных линейках – коротеньких горизонтальных черточках, расположенных выше или ниже основных (см. рис.). Штили нот могут быть направлены вверх или вниз. Обычно, если головка ноты расположена выше середины нотного стана, то штиль направлен вниз, а если ниже – вверх. Тем не менее, расположение и направление штиля обычно не имеет значения: главное, на какой "высоте" на нотном стане находится головка ноты. Поэтому, если готовка ноты находится, например, на второй линейке, то для краткости говорят, что "нота на второй линейке".

 

В современной записи ударных также используют нотоносец, состоящий всего из одной линейки. Двухбарабанные инструменты (timbales, bongo, conga) записывают на нотоносце с одной линейкой: ноты, обозначающие меньший (т. е. выше настроенный) барабан, рисуют выше линейки, а бóльший – ниже линейки. Партии одиночных ударных инструментов вроде треугольника также записывают на одной линейке, располагая головки нот на ней. Партии установок с количеством барабанов больше двух (quad -томы, quint -томы, том-томы, ударная установка) записывают обычно на пятилинеечном нотном стане (см. рис.).  

Тон или шум?

Итак, если вы записываете мелодию, то пользуетесь нотным станом так же, как при записи, скажем, скрипки, даже если вы записываете партию курантов: расположение нот соответствует воспроизводимой высоте звука (т. е. основной частоте колебаний). Этот способ записи мы здесь рассматривать не будем. Если же вы записываете атональную перкуссию, то каждому инструменту будет соответствовать своя "полочка" на нотном стане, даже если ваш инструмент – скрипка (атональная перкуссия путем соударения корпуса скрипки с паркетным полом, например:).

Для тональных инструментов "высота" расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты, то есть мы можем сказать, например, что если головка находится на первой линейке нотного стана, то она означает ноту "ми". Таким способом записывают, в том числе, и партии тональных ударных инструментов (ксилофон, литавры, маримба, куранты и т. п.), т. е. таких, на которых можно сыграть мелодию.

Для шумовых ударных инструментов обозначать высоту нот нет необходимости. Вместо этого расположение нот означает тот или иной барабан, тарелку и пр. Скажем, для ударной установки ноты между третьей и четвертой линейкой означают малый барабан.

Конечно, можно возразить, что, например, том-томы в ударной установке дают звук определенной высоты (т. е. набор том-томов в принципе можно использовать для игры мелодии). Тем не менее том-томы в составе ударной установки принято записывать как шумовые инструменты, потому что в ударной установке их (в основном) не используют для игры мелодии.

Артикуляция

Возникает существенный вопрос: как же обозначать так называемую артикуляцию (это слово более знакомо перкуссионистам), то есть способ звукоизвлечения? Для любого перкуссионного инструмента можно использовать как минимум два способа звукоизвлечения – открытый (англ. open), когда по инструменту просто ударяют палочкой, колотушкой, рукой и т. п., и закрытый (заглушенный, англ. muted), когда при ударе инструмент каким либо образом приглушают, в результате чего звук получается более короткий и менее глубокий. Так играют, например, на треугольнике, conga и др. Для многих перкуссионных инструментов может использоваться больше видов звукоизвлечения, каждый из которых обозначается своим способом. В ударной установке такие обозначения применяются к хай-хэту (ногой или палочкой, открытый, закрытый), тарелкам (игра по краю или цоколю), малому барабану (приемы rim shot и cross-stick, он же side stick). Более сложные приемы игры вроде глиссандо обычно подкрепляют пояснительными надписями на "человеческом" языке. Чаще всего информацию о способе звукоизвлечения доверяют самой важной части ноты – головке. Обычно головка ноты имеет овальную форму с небольшим наклоном оси по отношению к горизонтали (см. рис. справа). Именно такую форму имеют головки нот при нотной записи обычных тональных партий.  

 

  При записи шумовых ударных форму головки нот иногда изменяют для обозначения специфических приемов игры (артикуляции), которые мы только что обсуждали. Например, обычная игра по малому барабану записывается обычными же нотами, как на предыдущем рисунке. Игра приемом rim shot (когда палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану) записывается нотами, расположенными в том же месте нотного стана (между третьей и четвертой линейкой), потому что барабан тот же; однако форма головки ноты другая, Х-образная (см. рис.). Обычно так играют на малом барабане, однако встречается игра rim shot и на других барабанах. Иногда такой прием игры иногда также называют флажолетом по аналогии со струнными инструментами – ведь при игре rim shot основной тон глушится, и на передний план выступают гармоники.
  Для обозначения приемов игры используют также кружок вокруг головки ноты. Для барабанов такой кружок обычно обозначает игру приемом cross-stick (он же side stick), когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки наносят удар по ободу. Обычно так играют на малом барабане. Игра так называемых "мёртвых" нот (англ. ghost note) обозначается нотами, головка которых записывается как бы в скобках, как показано на рисунке. Такая запись может относиться как к барабанам, так и к тарелкам; в последнем случае ноты тарелок также записывают как бы в скобках.

 

 


Исторически сложилось так, что барабаны, издающие звук определенной высоты, обозначают нотами с головкой, имеющей стандартную овальную форму, как для любых тональных инструментов. В свою очередь тарелки, являющиеся шумовыми инструментами без всяких "но", всегда обозначают нотами с головкой в виде буквы Х, а перкуссия часто обозначается нотами с ромбовидной головкой. Эта традиция часто сохраняется даже при записи одиночной тарелки или другого шумового инструмента, даже на нотном стане, состоящем из одной линейки.

Перкуссия

Для записи перкуссии в составе партии ударной установки часто используют ноты с ромбовидной головкой, как показано на рисунке. Cow-bell иногда записывают выше пятой линейки, а иногда между четвертой и пятой линейкой, причем головка ноты при этом бывает треугольной (см. рис.). Одиночные перкуссионные инструменты (тамбурин, maracas, casaba, claves, треугольник) обычно записывают между третьей и четвертой линейками – там же, где и малый барабан, но иногда аналогично cow-bell ’у вверху нотного стана.  


Перкуссию, состоящую из двух инструментов, в составе ударной установки записывают нотами, расположенными на разной высоте, при этом более высоко настроенный инструмент соответствует более высоко расположенной ноте. Conga, timbales чаще всего записывают в верхней части нотного стана (выше четвертой и на четвертой линейке), а bongo, agogo и wood blocks – пониже (третья линейка и ниже третьей линейки, см. рис.). Во всех случаях используют поясняющие надписи - о какой именно перкуссии идет речь.

Тарелки

  Тарелки обычно обозначают нотами, расположенными в верхней части нотного стана. В составе ударной установки нотами с Х-образной головкой обозначают игру по краю (периферии) тарелки (англ. bow). Для обозначения игры по цоколю тарелки (англ. bell, он же ping, он же (редко) sock) используют ноты с Х-образной головкой в кружке (см. рис.). Иногда бывают исключения: ride -тарелки: игра по их цоколю, дающая прорезающий колокольный звук (англ. ride bell), иногда записывают аналогично перкуссии – с головкой ромбовидной формы (см. рис.).


Другие приемы игры на тарелках, такие как акцент с глушением рукой (англ. choke) или крещендо (англ. build) обозначают при помощи знаков стакатто и трели, которые используются в "общемузыкальной" нотации, поэтому мы рассмотрим их в третьей части статьи.

 

 

Хай-хет с точки зрения нотной записи также относят к тарелкам, поэтому обозначают его нотами с Х-образными головками, расположенными между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке или выше пятой линейки. Однако для обозначения открытого или закрытого положения тарелок хай-хета используют не различные формы головки, а знаки (см. рис.). Кружком, расположенным выше или ниже ноты, обозначают открытый хай-хет. Все последующие ноты хай-хета, если рядом нет никакого знака, также будут означать открытый хай-хет, до тех пор, пока не встретится знак закрытого хай-хета в виде плюса (см. рис.). И наоборот, после знака в виде плюса все последующие ноты хай-хета означают закрытый хай-хет, пока не встретится знак в виде кружка. Такими же знаками иногда обозначают открытую (англ. open) и закрытую (англ. muted) игру на перкуссии (conga и т. п.).  


Для обозначения игры на хай-хете ногой также используют ноты с Х-образной головкой, но расположенные ниже первой линейки (см. рис.). Это позволяет зрительно отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.

Руки и ноги

  На примере с нотацией хай-хета мы увидели, что при записи используют зрительное разделение партий рук и ног. Это относится и к игре на больших барабанах: все ноты, извлекаемые ногами, принято писать штилями вниз, а руками – штилями вверх. Традиционная нотная запись для ударной установки выполняется в виде так называемого двухголосия: партия, играемая руками, записывается штилями вверх, а ногами – штилями вниз (см. рис). Встречается и другой способ записи: ритмический рисунок (большой и малый барабаны) записывают штилями вниз, а канву (хай-хет, тарелки) – штилями вверх. Однако запись ударной установки в два голоса приводит к увеличению числа нотных знаков: паузы в одном или другом голосе должны быть явно обозначены знаками паузы (см. на рисунке паузы в партии большого барабана). Так возникла идея упростить нотацию ударной установки путем записи ее как единого инструмента, т. е. одноголосной записи. При этом одновременно играемые ноты объединяются одним штилем, как бы образуя аккорды, поэтому такой способ записи получил название одноштилевой системы записи. Эта система действительно существенно упрощает нотацию ударной установки; тем не менее, традиции оказались достаточно сильны, и в настоящее время используются обе системы записи, и традиционная, и одноштилевая.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...