Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




 
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                             
1. Маркетинг + + + +                      
2. Основы организации собственного бизнеса + +     + + +       + +      
3. Макроэкономическое планирование и прогнозирование + +     + + + + +   + + +    
4. Корпоративные финансы         + + + + +     + +    
5. Предметно-ориентированные информационные системы       +   +   +     + +   +  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН

МОДУЛЬ 1

 

Тема 1. Управление в деятельности человека

Потребность в управлении как сознательном воздействии для достижения целей. Парадигмы управления. Выделение управления в отдельную область деятельности. Содержание управленческой деятельности. Выделение управления в отдельную область знаний. Понятия «управление» и «менеджмент». Концепция менеджмента.

Тема 2. Типы менеджмента

Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Менеджмент как процесс и область деятельности. Критерии типологического анализа при выделении основных типов менеджмента. Применение типологии менеджмента в практике управления.

Тема 3. Цели и задачи менеджмента

Понятие цели и задачи менеджмента. Взаимосвязь целей и задач. Структура цели и методология ее разработки. Отличие цели менеджмента от целей организации. Дерево целей и дерево функций. Правила построения дерева целей.Суть управленческой деятельности. Формирование кадров управления. Роли руководителя. Уровни управления. Качества и структура кадров. Обучение и переквалификация кадров. Карьера менеджера, ее типы. Кадры и качество управления.

Тема 4. Система менеджмента

Понятие системы менеджмента. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций. Внешняя и внутренняя среда организации. Компоненты внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия. Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации. Анализ организационной среды и его значение для эффективного управления.

Тема 5 -6. Развитие идей менеджмента.

Характеристика некоторых вариантов периодизации истории менеджмента. Основные этапы развития идей менеджмента. Первые формы управления организацией совместного труда в первобытнообщинном строе. Управление государственным хозяйством в древних цивилизациях. Характеристика индустриального периода. Разделение труда как один из главных принципов производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности. Заслуга А. Смита в развитии идей управления. Практические эксперименты по управлению текстильной фабрикой Р. Оуэна. Переворот в практике и теории управления, осуществленный Ч. Бэббиджем. Значение индустриального периода для развития менеджмента.

Период систематизации (1856 - 1960 гг.) Деятельность школы научного управления (1885 – 1920 гг.). Вклад в развитие менеджмента Ф. Тейлора, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет. Характеристика основополагающих идей теории Ф. Тейлора. Система взглядов на рациональную организацию труда Г. Эмерсона.

Основные идей административной (классической) школы (1920 – 1950 гг.). Принципы управления А. Файоля. Анализ воззрений на менеджмент Л. Гьюлика, Л. Урвика, Д. Муни, А. Райли. Значение разработок А. Файоля и его последователей для развития менеджмента.

Концепция человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. Характеристика школы поведенческих наук, ее постулаты.

Основные направления деятельности школы науки управления (С. Герберт, Дж. Марч, Х. Райфа, Д. Форрестер, С. Черчмен и др.). Значение теорий школы науки управления для совершенствования методологии менеджмента.

Основные направления развития менеджмента в США в 70-90-е гг. XX века. Специфика западноевропейской модели менеджмента Л. Эрхарда. Шведская модель социализма Г. Мюрдаля. Регулирующая роль государства в развитии экономики. Особенности и основные черты японского менеджмента. Характерные черты кайрацу. Своеобразие системы канбан. Кружки качества, способы организации управления качеством труда.

Развитие теории и практики хозяйственного управления в Российской империи.Развитие системы управления хозяйственной жизнью в России до XIX века (А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов). Вклад в развитие научного управления С.Ю. Витте. Значение идей П.А. Столыпина для становления управления в России.

Социально-экономическая ситуация в России начала XX века. Идеи системного подхода в работах А.А. Богданова. Совершенствование теории и практики организации труда А.К. Гастевым. Основные положения работ О.А. Ерманского.

Своеобразие системы управления производством в 30-е годы XX века. Мероприятия по совершенствованию форм и методов хозяйствования во второй половине 50-х – 60-х гг. Теория и практика управления в России 70-х – 80-х годов.

Сущность теории 7S (Т. Питерс и Р. Уотермен, Р. Паскаль и Э. Атос), составляющие этой теории. Достоинства и недостатки этой теории. Идеи теории Z У. Оучи. Теория хаоса (Д. Глик), ее основные положения.

Новая система хозяйственного управления. Особенности российского бизнеса на современном этапе. Своеобразие российского менеджмента. Требования к современному менеджеру.

Тема 7. Методологические подходы к формированию

менеджмента

Методология как пути, средства и возможности достижения цели. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Взаимодействие, соответствие и противоречия между методологией и организацией управления.Функциональный подход в управлении и выделение основных функций управления. Взаимосвязи функций управления. Распределение функций в организации, их влияние на процессы управления.

Сущность системного подхода. Закрытые и открытые системы. Организация как открытая система. Взаимодействие открытых систем. Методы системного подхода, их характеристика.Сущность ситуационного подхода. Понятие ситуации. Принципы ситуационного подхода и использование его в практике управления. Классификации ситуаций. Использование ситуационного подхода в принятии решений.

Тема 8. Интеграционные процессы в менеджменте

Понятие интеграции и интеграционных процессов в менеджменте. Факторы интеграции управления: цель, согласованность и результат совместной деятельности. Коммуникации и информация как интегрирующие инструменты менеджмента. Понятие коммуникаций. Роль коммуникаций в управлении. Виды и средства коммуникаций, коммуникационные стили. Использование коммуникационных средств для повышения эффективности управления. Влияние формальных и неформальных коммуникаций на управление. Информация как фактор интеграции управления. Виды информации, коммуникационные свойства информации. Влияние информации на процессы управления. Информационные технологии управления. Создание информационных систем, их роль в повышении эффективности управления организацией.

Тема 9. Планирование как функция менеджмента

Сущность, функции и выгоды планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование как основа успешной деятельности организации. Этапы процесса стратегического планирования: разработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.Тактическое планирование. Оперативное планирование.

Модуль 2

Тема 1. Организация взаимодействия в системе менеджмента

Понятие функции организации. Делегирование, ответственность и полномочия. Сущность организационного проектирования. Характеристика элементов организационного проектирования. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой: органические и механистические организации. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейно-функциональные, дивизиональные, матричные и проектные организации. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации.

Тема 2. Мотивация деятельности в менеджменте

Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации – потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей Э. Локка, комплексная модель Портера-Лоулера.Формирование мотивационного механизма активизации деятельности в системе менеджмента.

Тема 3. Координация и контроль в системе менеджмента

Сущность процесса координации. Понятия взаимозависимости подразделений организации. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Сущность и необходимость контроля в управлении организацией. Виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля.

Тема 4. Принятие решений в менеджменте

Понятие управленческого решения. Классификация решений. Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Модели принятия решений. Причины использования моделей в менеджменте. Методы принятия решений: платежная матрица и дерево решений. Методы прогнозирования: неформальные методы, качественные методы, количественные методы.

Тема 5. Власть и влияние в менеджменте. Динамика групп и лидерство

Понятия влияния и власти. Необходимость власти в менеджменте. Формы власти и влияния, их характеристика и применение в практике менеджмента. Баланс власти и влияния, его сущность и применение в практике менеджмента.

Формальные и неформальные группы в организации. Влияние групп на поведение индивида. Определение лидерства. Формальные и неформальные лидеры. Основные подходы к эффективному лидерству: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Классификация стилей руководства. Ситуативные модели руководства.

Тема 6. Управление изменениями

Управление изменениями как перемена внутренних факторов среды организации. Проактивность и реактивность руководства организации. Виды изменений: изменение цели, структурные изменения, изменение технологии и задач, изменение человеческого фактора. Сопротивление переменам и его причины. Организационное развитие, меры организационного развития. Основные этапы процесса управления изменениями в организации.

Тема 7. Имидж организации и образ современного менеджера

Понятие «имидж», его сущность. Имидж организации. Структура имиджа организации, анализ смысловой наполняемости всех структурных элементов. Имидж товара, имидж потребителя, внутренний имидж, имидж руководителя, имидж персонала, визуальный имидж, бизнес-имидж, социальный имидж. Понятие «корпоративный имидж».

Образ менеджера. Пути формирования имиджа менеджера. Основные факторы, влияющие на образ менеджера. Имидж российского менеджера.

Тема 8, Социальная ответственность и этика менеджмента

Организация и социальная ответственность. Юридическая ответственность менеджмента. Социальная ответственность и ее наиболее актуальные аспекты: загрязнение окружающей среды и ответственность перед потребителями. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности.Понятие этики бизнеса. Организационные меры, позволяющие повысить этичность поведения руководителей и сотрудников.

Тема 9. Факторы и тенденции эффективности менеджмента

Эффективность и управление: подходы к измерению и оценке. Результативность и эффективность. Эффективность как соотношение затрат и результатов. Производительность как относительная эффективность организации. Размещение, пополнение и движение ресурсов управления во времени и в пространстве. Эффективность как степень достижения поставленных целей. Системный и ситуационный подходы к управлению как факторы и тенденции эффективности менеджмента.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1

Занятие №1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...