Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об умеренности в поклонении




 

Аллах Всевышний сказал: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» [290].

А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [291].

 

Умеренность заключается в том, чтобы человек придерживался середины между излишеством и упущением. Это требуется от человека во всех ситуациях. Аллах Всевышний сказал: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» [292].

Человек должен придерживаться умеренности в покорности Аллаху, не возлагая на свою душу то, что ей не по силам. Однажды, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщили о трех, один из которых сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!” [293] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отрекся от тех, кто не желает следовать его сунне, и возлагает на свою душу то, что ей не по силам.

 

Аллах Всевышний сказал: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» [294].

«Та. Ха» ― это две буквы арабского алфавита. Некоторые думают, что это имя из имен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако это не так. Аллах Всевышний начал некоторые благородные суры великого Корана буквами арабского алфавита. У этих букв огромное значение. Аллах Всевышний бросил вызов тем, кто обвинил во лжи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он бросил вызов им, чтобы они попробовали принести нечто подобное этому Корану, хотя бы суру, хотя бы один аят. Поистине, Аллах Всевышний показал им, что этот Коран состоит из таких же букв, из которых они составляют слова, но вместе с тем, они не могут сочинить нечто подобное Корану.

Поэтому, если ты увидишь суры, начинающиеся с букв, то вслед за буквами сразу приходит упоминание Корана. Аллах Всевышний сказал: «Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» [295]. А также: «Алиф. Лям. Мим. Аллах - нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него» [296]. А также: «Алиф. Лям. Мим. Сод. Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь, дабы ты увещевал им и наставлял верующих» [297]. А также: «Алиф. Лям. Ра. Это - аяты мудрого Писания» [298]. И так каждый раз, когда мы находим в начале суры буквы алфавита, после них приходит упоминание Корана. Это указание на то, что Коран состоит из букв, из которых арабы слагают свою речь, но вместе с этим они не могут сочинить что-либо подобное. Это наиболее правильное объяснение того, почему эти буквы приходят в Коране.

«Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» ― то есть, Аллах Всевышний ниспослал этот Коран не для того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал несчастным. Наоборот, посредством Корана он должен обрести счастье, благо и успех в обоих мирах. Поэтому Аллах Всевышний говорит в этой же суре: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. Он скажет: "Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?" Он (Аллах) скажет: "Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению". Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными» [299]. Поэтому, когда исламская община крепко держалась за Коран, она была величественной и возвышенной над всеми прочими общинами. В те времена исламская община открыла и восток земли, и ее запад. А когда община отвернулась от Корана, ушло величие, ушла поддержка, ушел почет.

 

А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [300].

Аллах Всевышний, устанавливая что-то в религии, желает нам облегчения. Этот аят был ниспослан после аятов о посте, чтобы человек не подумал, что пост является чем-то тяжелым и непосильным. Аллах Всевышний разъяснил, что желает людям только облегчения, а не трудностей. Поэтому, путник не обязан держать пост во время путешествия, а может возместить в другие дни. Также больной человек не обязан держать пост во время болезни, а может возместить в другие дни.

 

142 ― Передается от ‘Аиши, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): “Кто это?” (‘Аиша) сказала: “Такая-то”, - и стала рассказывать о том, как она молится, что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал: “Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь”. А больше всего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) любил такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно [301].

 

В этой истории посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел этой женщине не совершать так много поклонения, ибо это было тяжелым для нее и в будущем могло обессилить ее настолько, что она вообще перестанет поклоняться. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел делать то, что нам по силам. Он сказал: «Должны вы делать лишь то, что вам по силам!»

Также ’Айша упомянула, что больше всего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил такие религиозные дела, которые совершающий их совершает постоянно. Пусть даже деяние будет небольшим, но если оно будет совершаться постоянно, это будет лучше для человека. Такое деяние человек будет делать с радостью, не оставляя его. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь». То есть: Аллах Всевышний будет давать вам награду в зависимости от ваших деяний, и так до тех, пока вы будете их совершать.

 

Пользы из хадиса:

1 — Указание на то, что человек, увидевший, что к его семье пришел какой-либо человек, должен спрашивать о том, кто этот человек. Необходимо спрашивать, дабы твою семью не посещал тот, кем ты недоволен. Ведь, есть такие женщины, которые могут прийти к твоей семье и вести в твоем доме греховные речи, например, злословить за спиной о ком-то. Может быть, женщина начнет спрашивать твою жену о тебе, а потом скажет: «Неужели твой муж не дает тебе ничего, кроме этого?! Почему так мало одежды?», и так далее. И в итоге женщина может начать плохо относиться к своему мужу. Поэтому, если человек видит в своем доме гостей, то должен узнавать, кто они такие.

2 — Указание на то, что человек не должен переутомлять свою душу поклонением. Поистине, если человек возложит на себя слишком много, то ему может надоесть, и он бросит это деяние. Лучше совершать определенное деяние постоянно, даже если его и мало. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «В своё время пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я действительно говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда (мир ему и благословение Аллаха) и это - наиболее справедливый пост”. Я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”».

В старости ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, говорил: «И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества! [302]» [303]

3 — Указание на то, что человек должен совершать поклонение в умеренном виде, не излишествуя, но и не проявляя небрежность. Необходимо поклоняться именно так, дабы совершать поклонение постоянно, ибо самое любимое деяние для Аллаха то, которое совершается постоянно, даже если его и мало.

 

 

143 ― Сообщается, что Анас сказал: «Однажды к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!”» [304].

 

Речь идет о троих мужчинах, которые пришли к дому пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы спросить его жен о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ведет себя дома. Большинство сподвижников знали о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ведет себя в мечети, на рынках, в обществе людей, так как это было явным. Но о том, как он ведет себя дома, не знал никто, кроме обитателей его дома.

Поэтому, эти трое пришли к домам жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы спросить о том, как он поклоняется Аллаху, находясь у себя дома. Им рассказали об этом, а они посчитали, что это не так уж и много. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда постился, а иногда нет, иногда молился, а иногда спал. Он также был женат на женщинах. И им показалось это не совсем достаточным. У этих троих была любовь к благу. Они были активными, но активность не является критерием, критерием является то, с чем пришел шариат.

Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то?”

Без сомнения, их слова противоречили шариату, ибо они пытались возложить на себя то, что не по силам душе. Безусловно, душе будет очень тяжело, если человек будет все время молиться и почти не спать. Это приведет к тому, что человек утомится, и ему станет неприятным это поклонение. Также, если человек будет постоянно поститься, летом и зимой, это будет очень тяжелым для души. Третий из них вообще собирался никогда не жениться, а это очень тяжело для души, особенно в молодости. Тем более следует заметить, что отказ от женщин запрещен в Исламе! Сообщается, что Са‘д бин Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ‘Усману бин Маз‘уну отказываться от брака, а если бы он разрешил ему (это), то мы непременно оскопили бы себя» [305].

В общем, это поклонение, которым хотели заняться эти трое, было очень тяжелым и противоречащим сунне. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: “Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!” То есть: тот, кто не желает следовать по моему пути и хочет взвалить на себя более тяжелое поклонение, не имеет ко мне отношения.

В этом хадисе содержится указание на то, что человеку следует придерживаться умеренности в вопросах поклонения и в остальных делах. Если человек будет небрежным, он потеряет огромное благо. Если же человек будет излишествовать, он вскоре утомится и ослабнет, а затем и вовсе откажется от поклонения.

Умеренность в поклонении – это и есть сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Не следует тебе, о человек, отягощать свою душу! Поистине, самым любимым деянием для Аллаха является то деяние, которое совершается постоянно, даже если его и мало.

 

أسأل الله أن يجعلني وإياكم من متبعي هديه الذين يمشون على طريقته وسنته

 

 

144 ― Передается от ибн Мас’уда, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды [306].

 

Речь идет о тех, кто проявляет чрезмерную строгость в делах религии и в мирских вопросах.

Посмотри на сынов Исраиля, когда среди них был убит человек, и началась смута. Муса, мир ему, сказал им: "Аллах приказывает вам зарезать корову" [307]. То есть, нужно было убить корову, и ударить мертвого частью ее туши, чтобы он рассказал о том, кто его убил. Сыны Исраиля ответили: "Неужели ты насмехаешься над нами?" [308] То есть: неужели ты говоришь, чтобы мы взяли корову и ударили мертвого частью ее туши, и тогда он сообщит о том, кто его убил?! Если бы они покорились приказу Аллаху и зарезали любую корову, то это бы случилось, но они стали проявлять чрезмерность и потерпели убыток. Они сказали: "Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она" [309]. Затем опять сказали: "Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какого она цвета" [310]. И так, начали задавать разные вопросы, то есть, начали усложнять себе дело. Затем они зарезали ее, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого.

То же самое касается и строгости в вопросах поклонения, когда человек усложняет для себя намаз, пост, и так далее. Тот, кто начнет усложнять то, что облегчил Аллах, погибнет! В пример можно привести то, что делают некоторые больные люди в месяц Рамадан. Известно, что Аллах Всевышний разрешил больным не поститься, ибо они могут нуждаться в еде и питье. Но они усложняют для самих себя и продолжают поститься. К таким людям тоже можно применить этот хадис: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”

В пример также можно привести некоторых студентов, изучающих единобожие, которые стремятся залезть поглубже, когда речь идет об атрибутах Всевышнего. Они задают такие вопросы, которыми не задавались саляфы этой общины. Мы говорим им: ″Если тебе достаточно того, чего было достаточно сподвижникам, то воздержись от подобных вопросов″.

Например, некоторые из них говорят: ″Поистине, у Аллаха Всевышнего есть пальцы, как пришло в хадисе: «Поистине, все сердца сынов Адама между двух пальцев из пальцев Милостивого, подобно одному сердцу, и Он направляет их, как пожелает» [311]. Интересно, сколько у Него пальцев?″, и начинают задавать разные вопросы.

Или, например, есть хадис: «В последнюю треть каждой ночи Благой и Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу» [312]. Они начинают спрашивать: ″Как Он нисходит? Как Он нисходит в последнюю треть ночи, если на земле везде по-разному наступает последняя треть ночи?″, и так далее. За такие вопросы человек не получит награды, наоборот, он будет находиться ближе к греху и порицанию.

Человек не должен обременять себя этими вопросами, ибо они касаются сокровенного. Этими вопросами не задавались те, которые были лучше нас. Этими вопросами не задавались те, которые больше нас стремились к познанию Аллаха, познанию Его имен и атрибутов. Посему воздержись от этих вопросов!

 

145 ― Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, хотя бы приблизительно, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гъадуа), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа)» [313].

 

В (другой) версии этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)» [314].

Слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “…она неизменно побеждает его…”, - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей.

Слово “аль-гадуа” означает - движение в начале дня, слово “ар-рауха” - движение в конце дня, а слово “ад-дульджа” - движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши – свободными. Дабы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.

«Поистине, религия эта легка…» ― имеется в виду та религия, с которой Аллах Всевышний послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [315]. А также: «Аллах не хочет создавать для вас трудности» [316]. А также: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» [317]. Все шариатские тексты указывают на то, что религия легка.

Кроме того, что шари’ат сам по себе легок, да еще и при возникновении нужды человеку даются другие облегчения. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Имрану ибн Хусайну: “Совершай намаз стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку” [318].

 

«…но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его…» ― то есть: если человек будет пытаться усложнить религию, возложив на себя что-то, он устанет, а затем и вовсе оставит это дело. Как сказано в предыдущем хадисе: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды [319].

 

«…так придерживайтесь же правильного, хотя бы приблизительно…» ― то есть: выполняйте религиозные предписания правильным образом. Но если вы не можете делать все правильным образом, то хотя бы делайте приблизительно.

 

«…и радуйтесь…» ― то есть: радуйтесь тому, что вы получите награду, если будете придерживаться религии должны образом, или хотя бы стараться делать это. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень часто использовал это выражение. Он сообщал своим сподвижникам то, что их радовало. Поэтому каждому человеку следует стараться радовать своих братьев по мере возможности.

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды, рассказывал своим сподвижникам следующую историю: «В День воскресения Аллах скажет: “О Адам!” Адам откликнется: “Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках! Аллах скажет: “Выведи тех, кому суждено оказаться в Огне!” Адам спросит: “А сколько их?” Аллах скажет: “Выведи девятьсот девяносто девять из каждой тысячи”, и после этого поседеют малые (дети), и каждая беременная сложит свою ношу, и увидишь ты людей (будто) пьяными, хотя пьяными они не будут, но суровым будет наказание Аллаха!» Сподвижникам стало страшно, когда они услышали это, и они спросили: «О посланник Аллаха, а кто из нас будет тем единственным, кто спасётся от Огня?» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Радуйтесь, ибо один будет из вас, а тысяча — из (народов) Йаджудж и Маджудж!» — после чего сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я надеюсь, что вы составите собой четверть обитателей рая!» Сподвижники воскликнули: «Аллах велик!» Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой треть обитателей рая!» Сподвижники воскликнули: «Аллах велик!» Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой половину обитателей рая!» Сподвижники воскликнули: «Аллах велик!» А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь чёрному волоску на шкуре белого быка или белому волоску на шкуре чёрного быка» [320].

Поэтому человек должен стараться радовать своих братьев по мере возможности. Однако, иногда может быть и так, что предостережение лучше для твоего брата. Например, твой брат-мусульманин небрежно относится к обязательным предписаниям религии и совершает запретное. Такого человека лучше предостеречь и устрашить, используя мудрый подход. Но все равно в большинстве случаев следует радовать людей. Например, к тебе придет человек и скажет: ”Я совершил много грехов и хотел узнать, поможет ли мне покаяние?“ Ты должен сказать: ”Радуйся! Если ты покаешься, то Аллах Всевышний примет твое покаяние“. Таким образом, ты можешь обрадовать этого человека.

 

«… и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гъадуа), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа) » ― здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил поклонение с дорогой путника. Путешественник во время своего пути обычно двигается в начале дня, затем в конце дня, и немного ночью, так как в эти времена прохладно, и путь не будет тяжелым. Что же касается поклонения, то в начале и в конце дня следует делать ″тасбих″[321], как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» [322]. Что же касается некоторой части ночи, то это время для совершения ночного добровольного намаза.

 

أعانني الله وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته

 

146 ― Сообщается, что Анас сказал: «Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха), вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?” (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать”» [323].

 

В этом хадисе указание на то, что человеку нельзя излишествовать в поклонении, взваливая на свою душу то, на что она неспособна. Пусть человек совершает дополнительные намазы, пока будет бодрым, а когда устанет, пусть ляжет и поспит. Если человек продолжит молиться, будучи сильно уставшим, то не сможет сосредоточиться на молитве, ему быстро надоест, а может быть даже ему станет неприятным поклонение. Может быть, он захочет попросить у Аллаха Всевышнего чего-либо для себя, а на самом деле начнет просить против себя. Например, человек будет совершать земной поклон и из-за усталости вместо того, чтобы сказать: ″О Аллах! Прости меня″, скажет: ″О Аллах, не прощай меня″. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел каждому молиться, пока тот будет сохранять бодрость, и спать, когда устанет.

Хоть и хадис пришел относительно намаза, но это повеление охватывает и все остальные виды поклонения. Не возлагай на свою душу то, что ей не по силам! Обращайся со своей душой мягко, используя мудрость.

В пример можно привести некоторых требующих знания, которые продолжают читать свои уроки, уже будучи сонными. Они утомляют свою душу, не получая пользы. Ведь, если человек будет повторять уроки будучи сонным, он не получит пользы. Поэтому, если человек читает книгу, а его одолевает сон, то пусть закроет книгу и поспит.

Это правило охватывает все времена суток. Например, если человека одолевает сон после послеобеденного намаза (’аср), то он может прилечь и отдохнуть, и в этом нет ничего страшного. То же самое касается и времени после утреннего намаза (фаджр). В какое бы время тебя не одолевал сон, поспи. Когда же ты будешь бодрым, то совершай деяния. Аллах Всевышний сказал: «Посему, как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему Господу» [324].

Следует заметить, что это правило касается добровольных поступков. Что же касается обязательных предписаний религии, то их необходимо выполнять в строго определенное для них время.

 

نسأل الله أن يعيني وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته

147 ― Передается от ‘Айши, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать, (что говорит), и может случиться так, что (желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя» [325].

 

Мудрость этого веления заключается в том, что у души есть право на человека. Если человек заставляет свою душу делать то, что сверх ее возможностей, он этим самым причиняет ей несправедливость. Посему, брат мой, не будь небрежным в поклонении, но и не излишествуй!

 

148 ― Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Джабир ибн Самура сказал: «Я часто молился вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), молитвы и проповеди которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными» [326].

 

Из хадиса можно сделать вывод, что речь идет о пятничных намазах. Намазы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его проповеди были умеренными. Они не были слишком короткими, но и не были слишком длинными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, продолжительность молитвы и краткость проповеди свидетельствуют о понимании человека (в религии)» [327].

 

 

149 ― Сообщается, что Абу Джухайфа Уахб ибн ‘Абдуллах сказал: «В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку (мир ему и благословение Аллаха), а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” И он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, - и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, - а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом, пророк же (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сальман сказал правду”» [328].

 

В хадисе говорится о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал побратимами Сальмана и Абу ад-Дарду, да будет доволен им Аллах. Известно, что мухаджиры, прибыв в Медину, побратались с ансарами, благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует. После этого мухаджиры стали ансарам, как родные братья. Они даже получали наследство друг от друга до тех пор, пока Аллах Всевышний не ниспослал: «Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха» [329].

Однажды, Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, то есть одежда ее не была похожа на одежду замужней женщины, которая украшает свою одежду для мужа. Сальман спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. То есть: он отвернулся от этого мира, и уже не нуждается ни в семье, ни в еде, ни в чем-то еще.

Тем временем пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь”. Абу-д-Дарда сказал: “Поистине, я пощусь”. Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” Сальман сказал так, ибо уже понял из слов Умм ад-Дарды, что ее муж Абу ад-Дарда постоянно постится, отказался от этого мира и от своей семьи.

А когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: “Спи”, - и он лёг спать, но через некоторое время снова встал на молитву. Сальман снова сказал: “Спи”, - а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву.

А потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!”

 

В этом хадисе указание на то, что человеку не следует взваливать на свою душу столько постов и намазов, сколько она не сможет вынести. Он должен поститься и совершать столько намазов, сколько приведут его к благу. Не нужно доводить себя до изнеможения и тяжести.

 

150 ― Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «(В своё время) пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью [330] до конца своей жизни!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту” [331]. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда (мир ему и благословение Аллаха) и это - наиболее справедливый [332] пост”. (В другой версии это хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “ … и это - наилучший пост”), - я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Нет ничего лучше этого!” ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: "И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества!” [333]» [334]

 

В (другой) версии этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «Однажды, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам”. Я сказал: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту”. Однако я настаивал, а потом был наказан за это. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!” Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!” Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил: “Через день”». А когда ‘Абдуллах состарился, он часто говорил: “О если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!”

В (третьей) версии того хадиса сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “Мне сообщили, что ты постоянно постишься и за ночь прочитываешь Коран целиком, (так ли это)?” Я ответил: “Да, о посланник Аллаха, но я стремлюсь только к благу!” Тогда он сказал: “Постись так же, как делал это пророк Аллаха Дауд, поклонявшийся Аллаху больше кого бы то ни было из людей, и прочитывай Коран за месяц”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в двадцать дней”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в десять (дней)”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в семь (дней), но не более того!” Однако я стал настаивать, и потом был наказан за это, ибо тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты же не знаешь, может быть, проживёшь ты долго!” [335] И получилось именно так, как говорил мне пророк (мир ему и благословение Аллаха) а когда я состарился, то пожалел о том, что не согласился (поступать так, как позволил мне поступать) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».

В (четвёртой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и, поистине, у детей твоих есть на тебя право…».

В (пятой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно».

 

В (шестой) версии этого хадиса сообщае

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...