Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Общая нейрофизиология




Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

Утверждаю

Первый проректор

к.псх.н. Муханова Н.А.

_______________________

«______»___________2012 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

«нейроФизиология»

Направление подготовки 030300 - Психология

Квалификация выпускника: бакалавр психологии

 

Автор учебного методического комплекса — к.б.н. Тимофеева Ольга Петровна

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 3

1.1 Цели и задачи курса. 3

Общая трудоемкость дисциплины: 4

1.2. Содержание дисциплины.. 4

А. По видам учебных занятий. 4

Б. По темам и разделам курса. 5

В. По времени проведения курса. 9

Г. Текст лекций. 9

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 9

1.3.1. Список литературы: 9

1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- телефильмов, мультимедиа и т.п. 10

1.3.3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 10

2. Методические указания преподавателю... 10

3. Методические указания студенту по изучению...

дисциплины и организации самостоятельной работы... 11

3.1 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 11

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену. 12

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.. 13

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 13

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 13

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов.. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы промежуточного контроля знаний.. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросы к экзамену по курсу «Нейрофизиология». 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект лекций.. 16


1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

Базовый курс «Нейрофизиология» относится к блоку Б2 дисциплин ГОС по направлению 030300 «Психология».

Нейрофизиология – это наука о жизнедеятельности головного и спинного мозга, о их взаимодействии с внешней средой и динамике процессов, протекающих на уровне мембраны нервных клеток, синапсов и нервных тканей. В рамках дисциплины так же рассматриваются физиология высшей нервной деятельности человека и механизмы функционирования сенсорных систем.

Место дисциплины в структуре ООП определяется тем фундаментальным вкладом, который нейрофизиология вносит в систему образования студентов, позволяя использовать современные знания, достигнутые нейронаукой, для научного познания психики человека. «Нейрофизиология» изучается на первом курсе после усвоения студентами анатомии ЦНС.

Цель преподавания учебной дисциплины «Нейрофизиология» - раскрыть основные фундаментальные принципы функционирования нервной системы человека и сформировать представление о неразрывном единстве психических и физиологических функций организма человека.

К основным задачам курса «Нейрофизиология» можно отнести следующие:

· формирование представления о содержании, задачах и методах исследования физиологии нервной системы, а также их приложении в психологии;

· овладение системой понятий и категорий, описывающих нейрофизиологию человека;

· усвоение основ функционирования нервной ткани (раздражимости, электрических явлений, возбудимости и физиологии рецепции);

· изучение ведущей роли нервной системы в регуляции физиологических функций человеческого организма;

· усвоение механизмов функционирования сенсорных систем;

· развитие навыков работы со специальной научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой.

Слушатели курса должны овладеть базовыми представлениями о современном положении в области физиологии ЦНС, являющимися основой для формирования целостного комплексного представления о биосоциальной природе человеческой психики.

Продолжительность изучения: 1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины:

Всего аудиторных занятий (очная форма обучения) - 63 час.

Из них: лекций - 61 час

Форма итогового контроля - экзамен

Форма промежуточного контроля - 3 контрольные работы

Содержание дисциплины

А. По видам учебных занятий

 

№   Наименование разделов и тем   Всего часов Аудиторные занятия Самостоят. работа  
Лекции   Семинары  
Раздел 1. Введение
  Предмет и задачи нейрофизиологии          
  Современные методы исследования физиологии головного мозга        
Раздел 2. Общая нейрофизиология
  Физиология нервной клетки        
  Физиология межклеточной передачи        
  Физиология нейронных систем. Рефлексы          
Раздел 3. Нейрофизиология спинного мозга  
  Нейрофизиология спинного мозга        
Раздел 4. Нейрофизиология головного мозга
  Ствол мозга        
  Мозжечок        
  Промежуточный мозг        
  Конечный мозг        
Раздел 5. Нейрофизиология сенсорных систем
  Общие принципы организации сенсорных систем 0,5   0,5    
  Физиология соматосенсорной системы        
  Физиология зрительной системы        
  Физиология слуховой системы        
  Физиология вестибулярной системы        
  Физиология вкусовой системы        
  Физиология обонятельной системы          
Раздел 6. Физиология системы регуляции движений
  Общие принципы управления движениями 0,5 0,5    
  Спинальная организация двигательной функции        
  Управление движениями. Роль головного мозга.        
Раздел 7. Нейрофизиология вегетативных функций
  Функции вегетативной нервной системы        
Раздел 8. Нейрофизиология лимбической системы.
  Регуляция эмоционального поведения        
Раздел 9. Высшие функции нервной системы
  Первая и вторая сигнальные системы Нейрофизиология речевой функции.        
  Организация наглядных пространственных синтезов.        
  Регуляция психической деятельности человека        
  КСР        
  Консультация к экзамену        
  Всего        

 

Б. По темам и разделам курса

 

Раздел 1. Введение

Тема 1. Предмет и задачи нейрофизиологии. Определение нейрофизиологии, ее место в системе наук. История и современное состояние. Зачем психологу знать физиологию головного мозга?

Тема 2. Современные методы исследования физиологии головного мозга. Методы изучения работы нервной системы. Электроэнцефалография. Регистрация импульсной активности нервных клеток и вызванных потенциалов головного мозга. Компьютерная томография: позитронно-эмиссионная томография, магнитно-резонансная томография.

Раздел 2. Общая нейрофизиология

Тема 3. Физиология нервной клетки. Нейроны - особенности строения, функциональная организация клеточной мембраны, потенциал покоя. Потенциал действия, локальный ответ. Распространение потенциала действия.

Тема 4. Физиология межклеточной передачи. Синапсы (электрические и химические). Понятие о медиаторах. Возбуждение и торможение.

Тема 5. Физиология нейронных систем. Рефлексы. Дивергенция, конвергенция, суммация и окклюзия. Виды торможения: реципрокное, возвратное, латеральное. Синаптические потенциация и депрессия. Рефлекторные дуги. Компоненты и виды рефлексов. Врожденные и приобретенные рефлексы.Мозговые системы обеспечения поведения. Понятие системности в организации мозга. Сенсорные, эффекторные и интегративные системы мозга. Координация рефлекторных процессов. Уровни интеграции сенсорных систем. Важнейшие системы безусловных рефлексов - рефлекторные системы сохранения постоянства внутренней среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...