Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Изучение социально-психологических особенностей слабовидящих людей




Оглаление

Введение

Глава 1. Изучение социально-психологических особенностей слабовидящих людей

1.1 Социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов

1.2 Формы и методы психолого-социального сопровождения семей с инвалидами

1.3 Социальные аспекты проблем инвалидов и вызовы современности

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей на примере центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т.д. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения. В результате слепого представляли, как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможности компенсации дефекта, развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.

На современном этапе развития взгляды на слепых людей изменились, но проблема осталась. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона человек страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких людей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких людей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Помимо этого такие люди имеют огромные трудности вхождения в общество. Им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.

Нарушение социальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточной квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных особенностей. Устойчивые свойства личности таких людей (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими.

Для успешного вхождения слепых и слабовидящих в общество необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у людей в процессе становления их личности.

Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. По мнению таких специалистов, как В. Гудонис, С.С. Лебедева, А.Г. Литвак и других, зависимость развития психики от состояния зрительных функций чаще проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике. Именно неблагоприятная среда, некачественное обучение, неквалифицированная помощь, ограниченность социальных контактов способны сформировать у людей с дефектом зрения нежелательные личностные качества: негативный взгляд на окружающий мир, на человека, неверие в себя, в свои силы. Таким образом, социальные факторы, влияние которых на человека не зависит от состояния его здоровья, в рассматриваемом случае - от момента возникновения и степени патологии зрения, играют едва ли не решающую роль в формировании личностных качеств и свойств.

Современное общество характеризуется возрастанием тенденций к гуманизации, поиску оптимальных путей социальной интеграции инвалидов, обеспечению их равных прав и равных возможностей в обществе, доступности социокультурной и информационной среды. Ведущими специалистами в области реабилитации инвалидов по зрению, социальной работы, коррекционной педагогики и психологии, работниками служб социальной помощи, накоплен обширный теоретический и практический материал, проводится значительная по объему и содержанию работа по реабилитации и социально-психологической адаптации людей с глубокими нарушениями зрения.

В то же время, сложность организации комплексного социально-психологического сопровождения, реабилитации, адаптации и интеграции в общество слабовидящих людей требует продолжения исследований, ориентированных на помощь данной категории людей в социально-бытовой и личностной адаптации к социальной среде и жизни в целом, в гармонизации отношений к себе, другим людям и окружающему миру, профессиональной и личной самореализации.

В связи с этим исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению является актуальным.

Объект исследования: слабовидящие люди.

Предмет исследования: социально-психологические особенности слабовидящих людей.

Цель работы: исследовать социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.

Задачи исследования:

. Проанализировать теоретические аспекты проблемы социально-психологических особенностей слабовидящих людей.

. Охарактеризовать деятельность Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.

3. Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей.

Методы исследования:

теоретические: анализ литературных источников по теме исследования, обобщение;

эмпирические: анализ документации Центра; тестирование;

методы обработки данных: первичные статистики;

интерпретационные: сравнительный и структурный анализ.

База исследования: Государственное бюджетное учреждение "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению".


Глава 1. Изучение социально-психологических особенностей слабовидящих людей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...