Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные аспекты проблем инвалидов и вызовы современности




 

Современное общество характеризуется возрастанием тенденций к гуманизации, поиску оптимальных путей социальной интеграции инвалидов, обеспечению их равных прав и равных возможностей в обществе, доступности социокультурной и информационной среды.

В настоящее время основной акцент социальной защиты инвалидов переносится из сферы благотворительности различной формы в сферу реализации гарантированных мер экономического, социального, правового характера. Социальная реабилитация представляет собой активную форму социальной защиты, преследующую цель восстановления не столько трудоспособности, сколько утраченных возможностей индивидуума для социального функционирования, возвращения его к нормальной социальной жизнедеятельности, интеграции в общество.

Сущность и содержание современной социальной реабилитации инвалидов комплексом социальных барьеров - ограничений, которые воздвигает перед человеком инвалидность [17]:

физические ограничения (изоляции), которые требуют принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию, и обеспечивающих возможность трудовой адаптации;

трудовая сегрегация (изоляция) инвалидов, которая обусловлена не только (и не столько) ограниченностью их индивидуальных физических и интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым рынком труда для лиц с особыми потребностями. В условиях нашей страны барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна 2/3 всех инвалидов, работают - не более 11 % [17]. Это вызвано не только отсутствием специальных рабочих мест, но и ориентацией на получение льгот и пособий;

малообеспеченность, которая является естественным следствием социально-трудовых ограничений;

пространственно-средовой барьер, который является труднопреодолимым даже для инвалида со средствами передвижения: сама организация жилой и транспортной среды является недружественной (неприспособленной) для людей с ограниченными возможностями;

информационный барьер, который приводит не только к угасанию интеллектуальных способностей в познании, критической оценке окружающей действительности и в самооценке, но и провоцирует правовую безграмотность, в том числе в вопросах социальной защиты, отгораживает общество от инвалида и инвалида от общества;

эмоциональный барьер, который также является двусторонним. Он складывается из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида (любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т.д.) и фрустрирующих эмоций самого инвалида (жалости к себе, недоброжелательства по отношению к окружающим, ожидания гиперопеки, стремления к изоляции). Этот барьер требует нормализации эмоционального фона взаимоотношений общества и инвалида;

коммуникативный барьер обусловлен действиями всех вышеперечисленных ограничений. Расстройство общения - одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, а восстановление коммуникативных связей - одна из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида [17].

Сущность реабилитации инвалида - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Её цель - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Большое значение имеет также содействие формированию толерантности нормально видящих людей по отношению к инвалидам по зрению, изменению отношений в системе "инвалид - общество", преодоление имеющей место "полосы отчуждения" между людьми с глубокими нарушениями зрения и нормально видящими. В этом плане необходима работа с неадекватными социальными установками и стереотипами восприятия инвалидов по зрению: недооценка их способностей и возможностей, восприятие инвалидности по зрению как несчастья, неполноценности; ориентация на избегание или гиперопеку в общении с ними и т.п. Важной задачей социальной интеграции является преодоление возможных негативных установок людей с глубокими нарушениями зрения по отношению к нормально видящим: установка на возможное непонимание, избегание, изоляцию, установка на беспомощность, "инвалидизацию" и т.п.; а также формирование конструктивных установок на повышение собственной самостоятельности, свободы во взаимодействии с людьми, построение позитивных личных и деловых отношений с другими, трудоустройство и самореализацию в посильной трудовой деятельности, общественную активность. Это обусловливает необходимость проведения социальной работы по созданию позитивного образа инвалида в общественном сознании, информирование об их реальных нуждах и возможностях, по преодолению социально-психологических барьеров в общении, формированию адекватных позитивных установок во взаимодействии инвалидов по зрению и нормально видящих [14].

Объём и содержание социальной реабилитации инвалидов в немалой степени зависят от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты социальной реабилитации.

Политика в отношении лиц с ограниченными возможностями в прошлом основывалась на принципах изоляции и компенсации. Принцип изоляции выражается в создании особых систем жизнеобеспечения инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной форме (пенсии, пособия, льготы). Будучи единственными механизмами помощи, компенсационные формы не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования.

Изменение идеологии в отношении инвалидов на политическом уровне, переход к социальной модели инвалидности определили иную современную систему принципов:

принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов, которые предоставляются каждому члену общества;

принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями;

принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями;

принцип связи инвалида и социальной среды;

принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида;

принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий;

принцип государственных социальных гарантий для инвалидов [14].

Таким образом, социальная реабилитация инвалидов - это процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Социальная реабилитация признаётся неотъемлемым правом инвалида и неотъемлемой обязанностью общества перед инвалидом.

Выводы по 1 главе

 

. Конституционное право граждан Российской Федерации на образование относится к категории социально-культурных прав и свобод. Оно тесно связано с другими социальными и социально-экономическими правами, в частности с правом на труд и правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Однако для многих граждан потенциальная способность к получению высшего образования и дальнейшей профессиональной деятельности сочетается с ограниченными возможностями. Многие социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов остаются нерешенными.

. Основные принципы классификации методов, используемых в социальной работе: по целевому назначению и по теоретической и функциональной основе метода. По целевому назначению различают:

) методы социальной диагностики;

) методы внедрения;

) методы проектирования и планирования социальной работы;

) методы социальной терапии;

) методы оценки социальной работы. По видам деятельности различают:

) социологические методы;

) социально-экономические методы;

) социально-психологические методы коррекции поведения людей;

) социокультурные методы;

) социально-педагогические методы;

) медико-социальные методы на основе принципов валеологии;

) организационные и организационно-распорядительные методы;

) методы проектирования и прогнозирования;

) методы посредничества и разрешения конфликтов.

. Социальная реабилитация признаётся в настоящее время неотъемлемым правом инвалида и неотъемлемой обязанностью общества перед инвалидом. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...