Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зависимость количества фамилий, которые может указать отвечающий, от общей численности группы




Численность группы Максимальное количество фамилий До семи человек Одна 8–11 Две 12–16 Три 17–21 Четыре 22–26 Пять 27–31 Шесть 32–40 Семь

В инструкции также говорится, что свою фамилию при ответах указывать нельзя и ни один из вопросов не должен остаться без ответа.

2. Вопросы карточки. Они также называются критериями выбора. Вопросы должны нацеливать на позитивный или негативный выбор других членов группы на основе заданной ситуации. Позитивный выбор выявляет положительное отношение, или симпатию, например: Кому бы Вы поручили представлять свой отдел на переговорах о системе оплаты и условиях труда? Негативный выбор направлен на выявление антипатии, например: Кому бы Вы никогда не поручили сложное, ответственное задание?

Также к вопросам предъявляются следующие требования:

1) они должны быть логичны и понятны;

2) должны быть так сформулированы, чтобы выявлять эмоциональное отношение человека к другим членам группы;

3) должны убеждать человека в практической направленности исследования.

Существует обширная классификация вопросов.

По целям вопросы могут быть разделены так:

1) вопросы, направленные на выявление лидера группы. К таким вопросам относится вопрос, представленный выше ( Кому бы Вы поручили представлять свой отдел на переговорах о системе оплаты и условиях труда?);

2) вопросы, направленные на выявление симпатий, антипатий и статусов членов группы. Эти вопросы всегда эмоционально окрашены.

Например: С кем бы Вы хотели общаться после окончания института? В карточке должно быть одинаковое количество вопросов, направленных на положительный и отрицательный выбор;

3) вопросы, направленные на выявление степени осознанности человеком своего положения в группе (гностические вопросы).

Например: Как Вы считаете, кто выбрал Вас при ответе на вопрос № …?

По форме выделяют:

1) вопросы дихотомические: один вопрос направлен на положительный выбор, другой – на отрицательный. (Пример. Вопрос 1: Кого бы Вы пригласили на свой День рождения? Вопрос 2: Кого бы Вы никогда не пригласили на свой День рождения?);

2) вопрос монический – один вопрос, направленный либо на положительный, либо на отрицательный выбор;

3) вопрос ранжированный – вопрос, где требуется назвать фамилии в порядке предпочтения. Как правило, это вопросы на лидерство.

Пример: Кого бы Вы направили на важные переговоры? (Укажите в порядке предпочтения.)

В первую очередь__________________

Во вторую очередь_________________

В третью очередь__________________

Количество вопросов в карточке зависит от опыта общения и от уровня организации взаимоотношений в группе. Их может быть от 7 до 12. Вопросы должны быть расставлены в таком порядке: от самых простых до самых сложных. Время, необходимое для ответов на вопросы, не должно превышать 20 мин.

3. Паспортичка – третья часть социометрической карточки.

Здесь респондента просят указать свою фамилию (если необходимо, то просят также назвать номер или название группы) и благодарят за участие.

Для того чтобы результаты опроса были объективными и надежными, необходимо правильно организовать его проведение. Организация опроса должна соответствовать следующим требованиям.

1. Перед началом опроса исследователю необходимо представиться, назвать организацию, проводящую опрос, и цель опроса, дать гарантию анонимности ответов.

2. Исследователь должен обеспечить такое положение отвечающих, при котором они не могли бы совещаться друг с другом. Поэтому место проведения опроса должно быть определено заранее и обеспечивать возможность относительной изоляции респондентов друг от друга. Исследователь должен следить за тем, чтобы каждый отвечающий заполнил карточку самостоятельно.

3. Необходимо проведение подробной устной инструкции по правилам заполнения карточек до раздачи карточек респондентам. Особое внимание следует обратить на то, сколько фамилий может называть отвечающий и может ли указывать свою фамилию. Исследователь должен объяснить респондентам, что ответы типа «все» или «никого» не допускаются. Не должно быть и вопросов, ответы на которые не даны.

4. Исследователь должен раздать карточки и предоставить респондентам время, необходимое для ответа. Следует пресекать разговоры между респондентами. При правильной разработке карточки у опрашиваемых не должно возникать никаких вопросов или недоумений по поводу ее заполнения. Если же возникают вопросы по поводу формулировок, используемых терминов или о смысле задаваемого вопроса, то это означает, что карточка составлена недостаточно качественно и требует доработки.

5. Исследователь должен заранее предупредить о том, что время опроса ограничено и сообщить, сколько времени дается для ответа на вопросы. В ходе исследования можно прибавить 1–2 мин.

6. Исследователь должен собрать карточки. При сборе карточек он должен обратить внимание на правильность их заполнения:

1) указаны ли фамилии отвечающих;

2) не пропущены ли вопросы при ответе;

3) не нарушена ли инструкция по заполнению карточки социометрического опроса.

Исследователь может попросить респондента исправить имеющиеся нарушения. Если респондент отказывается это сделать или нарушения обнаружены после окончания опроса, то карточка должна быть отложена и не должна принимать участия в дальнейшей обработке. Если данные нарушения встречаются в значительном количестве карточек, то результаты опроса должны быть аннулированы. Такая ситуация говорит о существенных ошибках, допущенных при составлении карточки или в ходе подготовки и проведения опроса; также она может свидетельствовать об отсутствии доверия к лицу, проводящему исследование. Для предотвращения возникновения подобной ситуации часто проводят пробное, так называемое «пилотажное» исследование, позволяющее апробировать инструментарий опроса и выявить все возможные недочеты. В таком пробном исследовании участвуют пять–семь человек, которые не входят в основную (исследуемую) группу, но занимаются сходной деятельностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...