Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Развитие познавательной сферы




2. 3. Развитие познавательной сферы

 (мышле­ния, речи, воображения, памяти, внимания)38

Восприятие, внимание, память в дошкольном дет­стве характеризуются нарастанием элементов про­извольности » мышление приобретает форму нагляд­но-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции пла­нирования и регуляции деятельности, активно раз­вивается воображение.

Внимание, память, воображение, восприятие при­обретают характер еще большей произвольности в младшем школьном возрасте, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умствен­ном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, дей­ствия моделирования, становящиеся предпосылка­ми будущего формирования формально-логическо­го мышления.

2. 3. 1. Игры на развитие мышления и речи

 

ПОМОГИ ХУДОЖНИКУ

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 3-4 года.

Матерная: простые рисунки, на которых на дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д. ).

Ход игры: Ребенку показывают рисунок, на ко­тором есть недорисованный элемент. Он должен, сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д. ). Детям более стар­шего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второсте­пенные, менее заметные детали.

СОБЕРИ ЦВЕТОК

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д. ). Затем игра проводится так же, как в лото: веду­щий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д. ).

____________________________

38 Яковлева Н. Я. Психологическая помочь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Да­нилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр " Академия", 1998. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990, №6. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось—89», 2003.

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает в качес­тве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник — чемодан, кир­пич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треуголь­ник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Цель: развитие мышления, общей осведомленнос­ти, быстроты реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значе­нию. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, силь­ный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т. п.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: развитие способности быстро устанавли­вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Ведущий берет наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «каран­даш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обяза­тельно включали бы в себя эти три слова (мож­но менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упус­тил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти пред­меты в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интерес­ного предложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...