Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение ОРД со смежными видами деятельности.




Молодежи и спорта

Украины

Донецкий национальный

Университет

Экономико-правовой

Факультет

 
 


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО

РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ДОНЕЦК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция 1 Сущность и содержание ОРД как практической правоохранительной категории  
1. Понятие ОРД, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления.  
2. Цели и задачи ОРД  
3. Соотношение ОРД со смежными видами деятельности  
4. Понятие принципов ОРД, их система и значение.  
5. Содержание принципов ОРД.  
6. ОРД как наука и открытая учебная дисциплина.  
Лекция 2 Субъекты оперативно-розыскной деятельности  
1. Понятие и виды субъектов ОРД.  
2. Компетенция и полномочия конкретных оперативно-розыскных органов.  
3. Лица, содействующие ОРД.  
4. Лица, защищаемые в ОРД.  
5. Субъекты, подлежащие изучению в ОРД.  
Лекция 3 Меры и средства ОРД  
1. Понятие ОРМ и их классификация.  
2. Основания для проведения ОРМ.  
3. Содержание ОРМ.  
4. Меры и средства ОРД, направленные на поиск и получение сведений информационно-поискового назначения.  
5. Меры и средства ОРД, направленные на обнаружение и фиксацию фактических данных о конкретных преступлениях.  
Лекция 4 Процессуальная сторона ОРД  
1. Понятие и предмет судебного контроля над ОРД.  
2. Обязанности и права судьи в ОРД.  
3. Прокуратура, как орган уполномоченный проводить прокурорский надзор над ОРД, основные положения прокурорского надзора над ОРД.  
4. Процессуальные формы проведения ОРД.  
5. Процессуальный порядок открытия, продления и закрытия оперативно-розыскных дел.  
6. Процессуальное регулирование проведения отдельных мер ОРД.  
7. Процессуальные нормы, регулирующие отношения оперативно-розыскных подразделений с лицами, привлекаемыми к выполнению задач ОРД.  
8. Процессуальное регулирование использования материалов ОРД.  
9. Документальное оформление ОРД.  
Лекция 5 Международное сотрудничество в ОРД  
1. Характеристика государственного розыска в странах с англо-саксонской правовой системой.  
2. Характеристика государственного розыска в странах с континентальной правовой системой.  

 


Лекция 1

Тема: «Сущность и содержание ОРД как практической правоохранительной категории».

План.

1. Понятие ОРД, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления.

2. Цели и задачи ОРД.

3. Соотношение ОРД со смежными видами деятельности.

4. Понятие принципов ОРД, их система и значение.

5. Содержание принципов ОРД.

6. ОРД как наука и открытая учебная дисциплина.

 

1. Понятие ОРД, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления.

 

Различают опре­деление ОРД, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и вы­работанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное).

В соответствии с законодательными нормами ОРД — это система гласных и
негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных
мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и
оперативно-технических средств.

Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них опреде­ленные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законода­тельных норм в ОРД.

Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической государственной деятельности.

В научной литературе единства о понятии современной ОРД не достигнуто. Основываясь на понимании ОРД как раз­новидности социально полезной человеческой профессиональной деятель­ности (вида общественной практики) ее можно определить как комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержа­нием которой является система поведенческих актов ее участников, осу­ществляемых в соответствии Законом «Об ОРД», как правило, негласно, для дос­тижения целей и решения задач, в нем предусмотренных.

В определении ОРД можно выделить две группы признаков: субъек­тивные и объективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разре­шение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративно­сти) в ОРД; и др.

В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность со­держания ОРД (в частности, ее публичный характер).

Общими типичными признаками ОРД являются ее социальная обу­словленность, государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковая направ­ленность.

Кроме того, рассматривая ОРД как частный случай социально полез­ной деятельности можно выделить такие ее основные черты, как предмет­ность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Особо подчеркнем, что ОРД по своей природе — это политическая, исторически конкретная деятельность.

Содержание ОРД есть система взаимосвязанных и взаимообу­словленных обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений.

«Цепочку» этих элементов составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оперативно-розыскные меры и средства ОРД на основе оперативно-розыскного за­конодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения задач ОРД и тактики ОРД, воздействуя на объект оператив­но-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объ­ектов.

Все содержательные элементы ОРД сгруппированы вокруг основного элемента — субъектов ОРД и подчинены единой цели ОРД — защите от преступных посягательств объектов (жизнь и здо­ровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство).

ОРД как многоаспектная деятельность. В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам украинского общества.

Различные аспекты ОРД, структурно, выглядят следующим образом:

•непосредственно практическая деятельность, направленная на при­менение специальных сил и средств, для защиты охраняемых объектов;

•составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти;

•организационная деятельность, реализуемая в управлении практиче­ской работой оперативников;

•научная работа;

•педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической деятельности ОРД.

Таким образом, проявления ОРД многообразны.

С учетом регулирования различных правовых отношений, современная ОРД является ком­плексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых раз­личают основные и дополнительные.

Основным видом ОРД, является уголовно-сыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса.

Дополнительными видами современной ОРД являются:

1) удостоверительно-розыскная работа (неуголовно-правового харак­тера). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц; установление личности по неопо­знанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту пли состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами.

2) административная оперативно-проверочная работа. Она предназначена обеспечить отдельные админист­ративно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для приня­тия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окру­жающей среды, и т.п.);

3) поисково-информационная работа, неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Украины вне непосредственных преступных посягательств.

Форма осуществления ОРД есть внеш­нее выражение содержания данной разновидности государственной пра­воохранительной деятельности. Различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД:

1) гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов
могут официально (гласно) представлять интересы конкретного органа,
осуществляющего ОРД (оперативного подразделения), или выступать по
его поручению от его имени;

2) негласную, или конфиденциальную. Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответст­венности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характери­зующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляе­мый в основном секретно, негласно.

Использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и со­вершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятель­ность. При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.

ОРД (в широком смысле слова) является од­ним из наиболее эффективных средств государства для достижения постав­ленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой систе­мы зависит от содержания социально-политического строя общества. ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязан­ную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей по­средством применения оперативно-розыскных возможностей.

Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции украинского права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.

 

Цели и задачи ОРД.

Цель ОРД есть осознанный образ прогнозируемого результата, на дости­жение которого направлено действие (действия) оперативника, агента и других лиц, участников ОРД.

Целью ОРД является защита от преступных посягательств таких объектов, как:

• человек (его жизнь и здоровье, права и свободы);

• собственность;

Цели ОРД достигаются посредством решения задач ОРД.

Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. Интересы человека — основной объект защиты в ОРД.

Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и го­сударства от преступных посягательств. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В свою очередь под жизнен­но важными интересами законодатель понимает совокупность потребно­стей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует по­нимать организацию и реализацию системы мер (различного характера, включая оперативно-розыскные) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию Украины. Таким образом, общество и государство — очередной важнейший объект защиты в ОРД.

Кроме того, с помощью возможностей ОРД государство осуществляет защиту от преступных посягательств собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). В соот­ветствии с Конституцией защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собствен­ность любого законного владельца — важнейший объект защиты в ОРД.

Задачи ОРД есть требующие разрешения по­ручения (волеизъявление, наказ) законодателя, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Вместе с тем под задачами ОРД понимают определенный этап в достижении цели ОРД и одновременно способ такого достижения.

Задачи ОРД нормативно определены в Законе и подзаконных актах.

Известны различные их классификации: официальная (сделанная законодателем) и неофициальные, проводимые учеными и специалистами.

Законодательно, основные задачи представлены тремя группами:

1) поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом;

2) разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью
пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства;

3) получения информации в интересах безопасности граждан,
общества и государства.

В оперативно-розыскной теории группируют задачи с учетом различ­ных критериев. Так, по степени реализации угроз преступных посяга­тельств в отношении защищаемых объектов задачи ОРД классифицируют па две группы защиты:

1) непосредственно от преступных посягательств — выявление пре­ступлений; раскрытие преступлений; пресечение преступлений; розыск лиц (к связи с совершением преступления);

2) опосредованно от преступных посягательств — предупреждение совершения преступлений; добывание информации о событиях или деяни­ях, создающих угрозу безопасности страны (государственной, военной, экономической или экологической); розыск без вести пропавшего; оперативно-проверочная работа.

По функциональной направленности эти же задачи ОРД классифици­руют иначе, выделяя группы:

превентивного назначения — предупреждение совершения преступлений (общая и частная превенция); добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности Украины; опе­ративно-проверочная работа;

обнаружения — выявление преступлений и их раскрытие;

пресечения — изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ; преры­вание предоставления услуг связи в необходимых случаях;

розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и су­да, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего.

• По объему задачи ОРД классифицируют на три группы:

1) общие — всей ОРД;

2) особенные — решаемые по делу оперативного учета, в рамках опе­ративно-розыскной операции и т.п.;

3) частные или единичные — конкретного оперативно-розыскного действия или ОРМ.

В соотношении с целями ОРД среди первых главенствующее положе­ние занимает группа задач ОРД превентивного назначения. Только преду­предив совершение общественно опасного деяния, можно полностью дос­тигнуть цели ОРД — защиты соответствующего объекта от преступного посягательства.

Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из них автономна, имеет свое содержание, обусловленное, прежде всего, спосо­бом решения, влечет определенные юридически значимые последствия.

Соотношение ОРД со смежными видами деятельности.

Для выяснения сущности и содержания ОРД как относительно само­стоятельного явления общественной жизни проведем сравнительный анализ ее и смежных с ней явлений (процессов). Из достаточно широкого спектра таковых требуется сравнить ОРД прежде всего с профессиональной сыск­ной деятельностью (включая ее различные виды), уголовно-процессуальной и административно-процессуальной деятельностью.

Место ОРД в сыскной деятельности. Прежде всего, отметим, что каждый имеет право свободно искать, получать, пере­давать, производить и распространять информацию любым законным спо­собом. В широком смысле слова это означает, что каждый законно может индивидуально осуществлять сыск для удовлетво­рения своих потребностей. В узком смысле слова под сыском понимают исключительно профессиональную деятельность. Такая профессиональная сыскная деятельность есть вид юридически значимой деятельности, ко­торая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (за­конность, использование конфиденциальных возможностей, конспирация и др.) уполномоченными на то законом субъектами, и функ­ционирует для достижения определенных законодателем социально зна­чимых целей, не противоречащих Конституции.

Общим, объективно присущим для всех видов профессиональной сы­скной деятельности и объединяющих их в единый деятельностный ком­плекс, является совершение типичных сыскных поведенческих актов (вы­ведывание, опрос, наведение справок, наблюдение и др.).

В зависимости от определенности искомого в профессиональной сыскной деятельности различают:

поиск — того, что индивидуально не определено;

розыск — того, что известно, индивидуально определено.

С учетом относимости к государству различают профессиональ­ный сыск:

• государственный — ОРД, контрразведывательная и разведыватель­ная деятельность, оперативно-боевая деятельность, розыск судебными при­ставами имущества должников (гражданско-правовой сыск), розыскная работа следователей в уголовном процессе, административный розыск и др.;

• негосударственный — частная детективная деятельность, корпоративная разведка и контрразведка (бизнес-разведка), сыск, проводимый цер­ковью и политическими партиями, и др.;

• смешанный — журналистское расследование сотрудниками госу­дарственных и негосударственных редакций и т.п., сыск, проводимый службами почтовой безопасности (по правилам Всемирного почтового союза), и др.

В зависимости от направленности профессиональной сыскной дея­тельности в ней выделяют сыск:

• уголовно-правовой, который в свою очередь делится на сыск: а) обще-уголовных преступлений (уголовно-сыскная деятельность в ОРД, розыскная работа следователей, органов дознания и суда); б) внутренний, или сыск преступлений против государства;

• административно-правовой — оперативно-проверочная работа в ОРД, административный розыск (например, розыск маши­ны, скрывшейся с места дорожно-транспортного происшествия) и др.;

• гражданско-правовой — розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации), осуществляемый службой судебных приставов, и др.;

• семейно-бытовой — поиск ушедших из семьи детей, алиментщи­ков и т.п.;

• экономический или корпоративная (деловая) разведка и контрразведка;

• политический — внешняя разведывательная деятельность, или внеш­ний сыск, сыск, проводимый политическими партиями;

• военный, или военная разведка, и др.

С учетом сложности функций различают виды профессионального сыска: полифункциональные, или комплексные — ОРД, контрразведыва­тельная, разведывательная и частная сыскная деятельность и др.; монофункциональные — уголовный и административный сыск, семейно-бытовой сыск, гражданско-правовой сыск, и др.

Таким образом, ОРД есть разновидность сыскной профессиональной деятельности, ее частный случай. Их понятия соотносятся как часть (ОРД) и целое (сыскная профессиональная деятельность). ОРД с иными видами сыскной профессиональный деятельности сближает применение специаль­ных сил, средств и методов (объективный момент), а отличает, прежде всего, цель — защита от преступных посягательств (субъективный момент).

Соотношение ОРД с другими видами государственного сыска. Хотя ОРД имеет много общих черт с другими видами государственного сыска, так как сама является одним из них, тем не менее, она отличается и от контрразведывательной, и от разведывательной деятельности (впрочем, как и от других видов государственного сыска).

От контрразведывательной деятельности ОРД отличается тем, что:

• целью ОРД является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а контрразведывательной деятельности — обес­печение безопасности Украины посредством противодействия разведыва­тельно-подрывной и иной враждебной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями (их представителями) в ущерб жизненно важным интересам страны;

• круг субъектов, осуществляющих ОРД, гораздо ши­ре круга государственных органов, проводящих контрразведывательную рабо­ту;

• общие правила ОРД изложены в нормах закона «Об ОРД», а контрразведы­вательной деятельности, в нормах закона и подзаконных актах соответствующих спецслужб.

ОРД и разведывательная деятельность. Разведывательная деятельность — это системное применение специальных сил, средств и методов и совер­шение специфических действий, совершаемых с целью получения информа­ции о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности страны.

Помимо внешней разведывательной деятельности (включая военную) термин «разведка» употребляется и в ОРД, под которой понимается комплекс соответствующих методов разведывательной направленности против криминала.

Основные отличия ОРД от разведывательной деятельности (внешней разведки) заключаются в том, что:

• разведывательная деятельность имеет собственную цель, отличную от цели ОРД (добывание информации в интересах республики др.);

• в отличие от ОРД разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами территории страны;

• основными «контрагентами» разведывательной деятельности являются, с одной стороны, республика (в лице своих представителей), а с другой — иностранное государство или междуна­родная организация;

• разведывательная деятельность регламентирована специальным за­конодательным актом — нор­мативные предписания которого не распространяются на ОРД.

Соотношение ОРД с отдельными видами негосударственного сыс­ка. ОРД, являясь частью сыскной профессиональный деятельности, имеет много общего с другими ее частями, в том числе, с негосударственными видами сыска. Тем не менее известны и те ее стороны, которые выделяют ОРД, делают ее отличной от них. Так, ОРД является видом государственно­го сыска, т.е. носит публичный характер. Это ее принципиально отличает от негосударственного сыска, который носит частный характер, зависит от «капризов» клиентов.

ОРД имеет следующие основные отличия от частной сыскной дея­тельности:

• целью ОРД является защита объектов от преступных посягательств, а частной сыскной деятельности — получе­ние прибыли посредством совершения действий (услуг) по защите закон­ных прав и интересов своих клиентов;

• ОРД осуществляется исключительно государственными органами и их представителями, а частная сыскная деятельность — негосударственны­ми организациями и частными лицами (детективами);

• в ОРД допустимо ограничивать конституционные права граждан, а в частной сыскной деятельности — запрещено.

Соотношение ОРД и уголовно-процессуальной деятельности. На протяжении веков сыск и уголовный процесс рассматривались как единое целое. И в настоящее время ОРД, являясь «инструментом» государства в воздействии на преступность, имеет много общих черт с уголовно-процессуальной деятельностью, которая также предназначена для борьбы с преступлениями (наличие единой цели — защита от преступных посяга­тельств; ряд единых задач, в частности раскрытие преступлений, а также розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда).

Однако эти два вида современной правоохранительной государствен­ной деятельности имеют и принципиальные различия. Существенные отли­чия ОРД от уголовно-процессуальной деятельности состоят в следующем:

• в ОРД широко применяются негласные силы, методы и средства, а в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо;

• ОРД осуществляется субъектами, указанными в Законе, а уго­ловно-процессуальная деятельность — исключительно субъектами, указан­ными в УПК (органами предварительного расследования, судом и др.);

• в результате следственных и судебных действий могут быть получе­ны уголовно-процессуальные доказательства, а в результате ОРМ — только фактические данные, не имеющие уголовно-процессуального доказательст­венного значения;

• ОРД проводится на основании и в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно-процессуальная деятельность — на основании УПК;

• одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасно­го деяния к уголовному наказанию. Наступление такого правового по­следствия в ОРД исключается. Таким образом, ОРД от уголовно-процессуальной деятельности отли­чает, прежде всего, применение специальных сил, средств и методов (объек­тивный момент), а сближают их цели и задачи — защита от преступных посягательств (субъективный момент).

Соотношение ОРД, административной и административно-процессуальной деятельности. Глубокая связь их вполне реальна, но между тем имеются кардинальные различия, не позволяющие считать ОРД исключительно частью административной или административно-процессуальной деятельности.

Анализ нормативных и научных источников свидетельствует о том, что сравнение этих видов юридической деятельности весьма затрудняет неразрешенность проблемы не только собственно ОРД, но и администра­тивного процесса как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом варианте. Все многообразие позиций по этому вопросу мож­но свести к двум основным: пониманию административно-процессуальной деятельности 1) как административно-процедурной и 2) как административно-юрисдикционной.

В первом случае определенная часть ОРД вполне может быть пред­ставлена в виде совокупности административных процедур (например, процедур разрешительной системы, порядка делопроизводства). Так, некоторые из возникающих в ОРД правоотношений регулируются, конечно же, административным и административно-процессуальным правом (например, изучение лиц в связи с оформлением допуска к работе с секретными сведе­ниями или удостоверение личности неизвестного ребенка). Однако все многообразие ОРД нельзя свести только к административным процедурам. Такое достаточно узкое понимание ОРД обедняет ее природу, затушевыва­ет ее цель — защиту от преступных посягательств (характерная черта ос­новного вида ОРД — оперативно-розыскного процесса).

ОРД также доступна для сравнения и во втором случае — с административно-юрисдикционной деятельностью. В последней разрешаются исключи­тельно административно-правовые споры, возникающие в связи с нарушени­ем административно-правовых отношений. Именно в этом заключается ее коренное отличие от ОРД. Если предназначение ОРД (понимаемой в узком смысле слова) состоит в защите человека и общества от преступных посяга­тельств, то административной — в борьбе с менее общественно опасными деяниями — правонарушениями административного свойства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...