Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Характеристика государственного розыска в странах с англо-саксонской правовой системой.




 

Типичными представителями англосаксонской правовой системы, для которой характерен такой правовой источник, как судебный прецедент (Ав­стралия, Канада, Новая Зеландия и др.), выступают правовые системы Вели­кобритании, а также отчасти США. На примере их моделей сыска (специаль­ного расследования) рассмотрим, кто, по каким правилам и как проводит государственный сыск в государствах с прецедентной правовой системой.

Профессиональный сыск и контроль над ним в Великобритании. Субъекты сыска (уголовного и политического). В учебных целях в понятие этих субъектов в Великобритании включены все правоприменительные органы, уполномоченные осуществлять ОРД, так как имеют одни и те же правовые основания проведения ОРМ. К таким органам относятся:

• столичная лондонская полиция (Скотланд-Ярд) — крупнейшее по­лицейское формирование страны;

• Национальное управление по борьбе с преступностью (NCS);

• Шотландское управление по борьбе с преступностью (SCS);

• Национальная служба криминальной разведки (NCIS);

• Служба безопасности;

• Секретная разведывательная служба и др.

Кроме того, важную роль в правотворчестве в области сыска играют суды, создающие обязательные правила поведения субъектов сыска — прецеденты.

Субъекты контроля над ОРД. Одной из существенных особенностей контроля над сыском выступает наличие специальных судебных органов — ее трибуналов, предназначенных рассматривать ситуации, связанные с правоограничительной деятельностью субъектов сыска.

В стране функционирует также институт Специального уполномочен­ного (Commissioner). В 2000 г. были образованы институты уполномочен­ных: для спецслужб страны — Специальный уполномоченный по разведы­вательным службам (Intelligence Service Commissioner); для полицейских органов — Специальный уполномоченный по вопросам перехвата сообщений (Interception Communications Commissioner), Специальный уполномоченный полиции, Специальный уполномоченный по розыскным полномочия в Север­ной Ирландии (Investigatory Powers Commissioner/or Northern Ireland).

Кроме того, имеется институт Главного уполномоченного по наблю­дению (Chief Surveillance Commissioner), который решает, вопросы, не вхо­дящие в компетенцию вышеназванных уполномоченных.

Правовые источники ОРД. Они делятся на:

- законодательные акты, принимаемые Парламентом и подписываемые монархом и (или) Премьер-министром либо соответствующим министром;

- акты, принятые на основе делегированного права;

ведомственные приказы и инструкции (как открытые, так и секретные);

судебные решения.

К парламентским относятся в основном акты, регулирующие деятель­ность субъектов сыска, связанную с вмешательством в частную жизнь и ограничением конституционных прав граждан. В их число входят Акты о Службе безопасности 1989 г., о разведывательных службах 1994 г., о поли­ции 1997 г., другие законодательные акты, содержащие нормы, касающиеся ОРД , а также Акт о регулировании розыскных полномочий 2000 г. (базо­вый законодательный акт в области ОРД).

Содержание законодательных актов Великобритании в области ОРД, как и в США, различается от направленности их правил на борьбу с пре­ступностью или на достижение разведывательных либо контрразведыва­тельных целей. Однако вне зависимости от субъекта и целей ОРД строго соблюдается принцип «ubijus ibi remedium» («право там, где есть средства его защиты»), т.е. каждым актом предусматривается подробный порядок рассмотрения жалоб лиц, которым, вероятно, причинен вред.

В Великобритании все чаще прибегают к использованию делегирован­ного права. Акты делегированного права, более подробно регламентирую­щие порядок проведения отдельных ОРМ и операций, относятся ко второй группе. Из-за своей обширности акты делегированного права стали назы­ваться процессуальными кодексами (Code of Practice).

В области ОРД действуют кодексы о наблюдении, об операциях под прикрытием и об использовании осведомителей. Кодексы издаются в целях регламентации группы однородных ОРМ или операций, и в каждом из них даются определения понятиям, устанавливаются задачи и цели, основания, условия и сроки проведения ОРМ, порядок хранения полученной информа­ции и ее правомерного раскрытия.

Третья группа нормативных актов — это закрытые и открытые ведом­ственные инструкции и приказы. В настоящее время их издают в основном Служба безопасности, Секретная разведывательная служба и Штаб-квартира правительственной связи; они касаются организации и тактики проведения отдельных мероприятий. Однако приказы или инструкции мо­гут быть изданы и государственными секретарями в целях уточнения от­дельных норм законодательных актов.

Важным источником права выступает судебный прецедент.

Осуществление правоограничителъных ОРМ. По Акту о регулирова­нии розыскных полномочий 2000 г. такие мероприятия поводят в зависимо­сти от полномочий соответствующих органов и в целевом порядке.

Целевой порядок предусматривает разные правила проведения правоограничительных мероприятий в зависимости от целей, для достижения которых они проводятся. По этому критерию их делят на три категории.

Первая категория — прослушивание телефонных переговоров, кон­троль почтовых, телеграфных и электронных сообщений. Эти мероприятия проводятся в целях защиты интересов национальной безопасности, преду­преждения и выявления тяжких преступлений и сохранения экономическо­го благосостояния Соединенного Королевства.

Вторая категория — наблюдение. Оно осуществляется в тех же це­лях, что и мероприятия первой категории, а также в интересах обеспечения общественной безопасности, защиты здоровья населения, в целях преду­преждения беспорядков и оценки налогов, пошлин, пеней и других сборов, подлежащих уплате Правительству. Но в отличие от ОРМ первой категории мероприятия второй категории могут быть санкционированы в целях пре­дупреждения и выявления любых преступлений, а не только тяжких.

Третья категория — мероприятия по добыванию сведений из баз дан­ных, собираемых, накапливаемых и хранящихся различными службами, независимо от форм собственности. Такие мероприятия, кроме того, могут проводиться в целях предупреждения опасности для жизни, физического и психического здоровья индивида.

Каждый субъект уголовного сыска имеет свои пространственные пре­делы деятельности, в пределах которых он полномочен осуществлять ОРД. В отличие от них спецслужбы имеют право проведения ОРМ в любой части территории Соединенного Королевства.

Особенности осуществления ОРМ, не влекущих ограничения прав граждан. В целях регламентации проведения правоприменительными ор­ганами ОРМ, не предусматривающих ограничение конституционных прав граждан, в 1997 г. приняты три процессуальных кодекса: о наблюдении (наружном), об использовании осведомителей и об операциях «под при­крытием».

Кодекс об использовании осведомителей различает осведомителя и осведомителя-участника. Осведомитель — лицо, самое существование и тождественность которого правоприменительные органы считают необходимым сохранить в тайне от третьих лиц и которое предоставляет информа­цию о преступлении или лицах, занимающихся преступной деятельностью или нарушением общественного порядка.

Осведомитель-участник — осведомитель, которому с «одобрения» соответствующего санкционирующего должностного лица разрешено прини­мать участие в совершении такого преступления, которое другие лица уже намеревались совершить.

К операциям «под прикрытием» относят проверочную закупку, опера­тивное внедрение и подставу. Проверочная закупка — деятельность подготовленного сотрудника по установлению сущности и (или) пригодности реализуемых законными способами товаров или услуг, имущества, расхо­дов, а также предметов или материалов, приобретение, хранение, использо­вание либо реализация которых образует состав преступления.

Подстава — деятельность соответствующим образом подготовленного сотрудника, который в целях обеспечения осуществления ареста преступ­ника пассивно ставит себя в положение, когда он может стать жертвой намеченного преступления.

Разница между внедрением и подставой заключается в форме прове­дения мероприятия, т.е активности или пассивности действий. Внедрение (infiltration) — это деятельность специально подготовленного сотрудника, личность которого скрыта от третьих лиц использованием вымышленных данных и вымышленного имени, которые дают возможность проникнове­ния в преступную группу, способствуют аресту преступника или противо­действию угрозе национальной безопасности или значительной угрозе об­щественной безопасности и общественным интересам.

Профессиональный сыск в США и его правовая регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. Центрального единого ведомст­ва, выполняющего общефедеральные полицейские функции, в стране нет.

На федеральном уровне расследование преступлений осуществляет Федеральное бюро расследований (ФБР), которое проводит расследования примерно 200 преступлений.

Кроме ФБР, на федеральном уровне функционирует свыше 50 органов, каждый из которых имеет свой предмет оперативно-розыскного ведения. Среди них Министерство внутренней безопасности (МВБ), Управление по контролю за распространением наркотиков (DEA), Служба иммиграции и натурализации и Таможенная служба (с 2003 г. в составе МВБ).

Известны также Инспекция почтового ведомства (старейшая уголов­ная полиция страны, которая, в частности, расследует кражи почтовых от­правлений), Корпус военной полиции Минобороны США, Бюро полиции безопасности ВВС США, Секретная служба и Служба внутренних доходов Минфинансов США и др.

Кроме того, существенную роль в правовом регулировании в области ОРД играют суды.

Правовые источники сыска. ОРД правоприменительных органов {law enforcement agencies) и спецслужб регулируется актами, которые делят на четыре группы:

1)законодательные акты, принимаемые Конгрессом США;

2)исполнительные приказы (executive order) Президента США;

3)ведомственные инструкции (guidelines);

4)судебные решения.

Хотя традиции и значение прецедентного права в стране велики, закон тем не менее занимает ведущее место в системе правовых источников сыска.

Закон США 1968 г. содержит подробное перечисление всех преступ­лений, информация о совершении или о подготовке к совершению которых является основанием для перехвата сообщений (по российской терминоло­гии — для проведения ОРМ, ограничивающих право граждан на тайну переписки и телефонных переговоров).

Принятый в 1978 г. Закон о наблюдении за иностранной разведкой уполномочивает Президента США без судебного ордера санкционировать через Генерального атторнея наблюдение, в том числе электронное, на срок до одного года для сбора информации о деятельности иностранных разве­док, т.е. по делам, связанным с угрозой национальной безопасности.

Закон о борьбе с международным терроризмом 1984 г. (дополнен в 1994 г.) предусматривает, что в целях предотвращения актов терроризма на территориях, находящихся под юрисдикцией США, Генеральный атторней может санкционировать выдачу денежного вознаграждения за предоставле­ние информации для ареста или осуждения в любой стране любого лица или лиц, совершивших, планирующих совершить либо сговорившихся с целью совершения акта терроризма против США либо их собственности.

Особенности правового регулирования ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (правоограничительных мероприятий). В стране установлен порядок проведения правоограничительных мероприятий в зависимости от целей. В одном случае — это проведение мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, а также в целях противодействия международному терроризму, а в другом — в целях борьбы с общеуголовной преступностью.

Кроме того, по субъекту, санкционирующему проведение ОРМ, их можно разделить на две категории. Первая категория — прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, устных, теле­графных и иных сообщений, а также мероприятия, проводимые с ограниче­нием права на неприкосновенность жилища. Для проведения этих меро­приятий требуется решение суда. Вторая категория — остальные меро­приятия, для проведения которых не требуется получение санкции суда.

По федеральным правилам уголовного процесса США информация, полученная в результате проведения правоограничительных мероприятий (по Законам 1968 и 1978 гг.), может быть использована в суде в качестве доказательства. Это возможно при условии, что за десять суток до судебного разбирательства сторонам будут представлены копии ходатайства судье о выдаче ордера на перехват и копии самого ордера, разрешившего перехват.

Особенности осуществления ОРМ, не ограничивающих конституци­онные права американских граждан. Порядок проведения этих обычных мероприятий установлен в инструкциях Генерального атторнея. В них регламентированы такие мероприятия, как использование осведомителей и конфиденциальных источников, наведение справок, опрос, физическое (наружное) наблюдение за лицом, внедрение, тайные операции («операции под прикрытием»1), прослушивание телефонных переговоров и электрон­ное наблюдение с согласия одного из участвующих лиц.

Иные ОРМ, которые не предусмотрены различного рода нормативны­ми правовыми актами, проводятся субъектами сыска, как правило, без пра­вовой основы, но в последующем такие действия обязательно рассматри­ваются в судах, которые признают их правомерными или неправомерными (например, судами США признается законным такой метод, как поиск с помощью специально тренированных служебных собак).

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.