Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

В настоящее время Югославия - федерация, состоящая из 2 равноправных республик-членов: Сербии и Черногории. Союзные республики суверенны в вопросах, которые Конституцией СРЮ не отнесены к компетенции федерации. Каждая союзная республика в своей конституции самостоятельно определяет организацию власти.

В условиях продолжающегося кризиса югославской федерации 14 марта 2002 г. был подписан Договор о переустройстве отношений Сербии и Черногории, предусматривающий создание нового государства, которое будет называться "Сербия и Черногория". По форме новое государство будет представлять "мягкую федерацию" с единым представительством в ООН, общим воздушным пространством и вооруженными силами. В то же время за Сербией и Черногорией признается право на отдельное экономическое пространство, включая собственные таможенные, денежные и налоговые системы.

До принятия Конституции нового государственного образования сохраняет силу Конституция 1992 г. По форме правления Югославия является президентско-парламентской республикой. Политический режим - демократия в процессе становления.

Высший законодательный орган СРЮ - Скупщина, состоящая из 2 палат Вече граждан (нижняя палата, 138 депутатов избираются по норме 1 депутат от 65 тыс. избирателей) и Вече республик (40 депутатов: по 20 депутатов из числа депутатов парламентов Сербии и Черногории). Союзные депутаты избираются сроком на 4 года. В соответствии с изменениями в Конституции СРЮ от 6 июля 2000 г. Вече республик должно также избираться прямыми выборами.

Союзная Скупщина принимает решения об изменении Конституции СРЮ; о приеме других союзных республик в состав СРЮ, об объединении с другими государствами и о вступлении в международные организации; об изменении границ СРЮ; решает вопросы войны и мира; объявляет военное положение, положение непосредственной военной опасности и чрезвычайное положение; принимает союзные законы, иные предписания и общие акты; принимает союзный бюджет и отчет о его исполнении; ратифицирует международные договоры, когда это входит в компетенцию СРЮ; осуществляет контроль за деятельностью Союзного правительства и иных союзных органов и должностных лиц, ответственных перед Союзной Скупщиной в соответствии с Конституцией СРЮ и союзным законом; объявляет амнистию по преступлениям, предусмотренным союзным законом.

Скупщина также избирает и освобождает от занимаемой должности: Президента Республики, председателя Союзного правительства, судей Союзного Конституционного суда, судей Союзного суда, союзного прокурора, управляющего Народным банком Югославии и иных должностных лиц, определенных союзным законом.

Союзная Скупщина может по совместному предложению союзных республик регулировать и иные вопросы, которые не входят в компетенцию СРЮ.

Мандат депутатов Союзной Скупщины прекращается досрочно, если в течение 3 месяцев с начала процедуры не будет избрано Союзное правительство или принят союзный бюджет. Президент Республики своим указом констатирует прекращение мандата.

Если Союзная Скупщина в течение длительного времени не в состоянии осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией, Союзное правительство, заслушав мнения председателей обоих веч и депутатских групп, может распустить Союзную Скупщину.

По общему правилу решения вопросов, входящих в компетенцию Союзной Скупщины, принимают на основе равноправия обе палаты большинством голосов каждой из них. Союзные законы по вопросам о флаге, гербе и гимне; выборах союзных депутатов в Вече граждан; выборах Президента Республики; Союзном суде; Союзной прокуратуре; организации Союзного Конституционного суда, производстве в нем и юридической силе его решений - Союзная Скупщина принимает 2/3 голосов в каждой из палат.

Главой СРЮ является Президент, избираемый в соответствии с поправками к Конституции от 6 июля 2000 г. прямыми всеобщими выборами сроком на 4 года. По прежней редакции Конституции 1992 г. Президент избирался парламентом страны. Одно и тоже лицо не может избираться Президентом более 2 раз.

Президент Республики: 1) представляет СРЮ внутри страны и за рубежом; 2) указом провозглашает союзные законы; выдает грамоты о ратификации международных договоров; 3) предлагает Союзной Скупщине кандидата в председатели Союзного правительства, для чего выслушивает мнения представителей депутатских групп Союзной Скупщины; 4) с учетом мнения президентов союзных республик предлагает Союзной Скупщине кандидатов в судьи Союзного Конституционного суда и Союзного суда, союзного прокурора и управляющего Народным банком Югославии; 5) назначает выборы в Союзную Скупщину; 6) указом назначает и отзывает послов СРЮ по предложению Союзного правительства; принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей; 7) присваивает государственные награды и звания, предусмотренные союзным законом; 8) осуществляет право помилования лиц, совершивших преступления, предусмотренные союзным законом.

Исполнительная власть осуществляется Союзным правительством, состоящим из председателя, его заместителей и союзных министров. Союзное правительство: 1) определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику и исполняет союзные законы, иные предписания и общие акты; 2) поддерживает отношения СРЮ с другими государствами и международными организациями; 3) принимает постановления, решения, другие акты во исполнение союзных законов, иных предписаний и общих актов Союзной Скупщины; 4) образует и ликвидирует союзные министерства, иные союзные органы и организации, определяет их организацию и компетенцию; 5) направляет и координирует деятельность союзных министерств и иных союзных органов и организаций, а также признает ничтожными или отменяет их акты; 6) объявляет всеобщую мобилизацию и организует подготовительные оборонительные мероприятия.

Союзное правительство образуется после выборов Союзной Скупщины. Кандидат в председатели Союзного правительства излагает перед Скупщиной его программу и состав. Союзное правительство считается образованным, когда Скупщина большинством голосов всех союзных депутатов в каждом из веч тайным голосованием изберет его председателя.

Председатель руководит работой Союзного правительства, он извещает Союзную Скупщину об изменении его состава. Отставка Председателя влечет прекращение мандата всего Союзного правительства.

За свою работу и работу Союзного правительства председатель несет ответственность перед Союзной Скупщиной. Он может поставить перед парламентом вопрос о доверии Союзному правительству. Мандат правительства, которому выражено недоверие, прекращается. Союзная Скупщина может выразить недоверие Союзному правительству по инициативе не менее 20 союзных депутатов одного из веч. Недоверие считается выраженным, если за это проголосовало большинство от общего количества союзных депутатов в каждом из веч.

Конституции Сербии и Черногории приняты соответственно 28 сентября 1990 г. и 12 октября 1992 г.

Сербия является смешанной, президентско-парламентской республикой. Законодательная власть принадлежит Государственной Скупщине, состоящей из 250 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых всеобщих выборов. Глава государства - Президент Республики, избираемый гражданами на 5 лет. Президенту принадлежат обычные для главы смешанной республики полномочия: осуществление внешнеполитических сношений, предложение кандидатуры главы правительства, право отлагательного вето и т.д. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с Премьер-министром, ответственное перед парламентом. Аналогичную систему органов власти имеет Черногория.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Югославия входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней (наряду с другими бывшими югославскими республиками) обособленное место.

Для королевской Югославии был характерен правовой партикуляризм: после 1918 г. действовали 6 обособленных правовых систем (хорватско-словенская, далматинско-словенская, воеводинская, сербская, черногорская и боснийско-герцеговинская), в каждой из которых присутствовали элементы римского, германского, венгерского, византийского, османского, а также канонического права. В 1920-1930-е гг. началась кодификация права, существенную роль в которой сыграли местные ученые-правоведы.

Приход коммунистов к власти в 1945 г. нарушил преемственность развития югославского права. 23 октября 1946 г. издан специальный Закон о недействительности правовых актов, принятых до 6 апреля 1941 г. (день начала войны) и в период оккупации. До принятия нового законодательства такие акты могли действовать в части, не противоречившей основам нового, народного строя.

С другой стороны, коммунисты добились унификации югославского права в масштабах всей страны. До расширения законодательных полномочий союзных республик по Конституции 1974 г. все основные отрасли права находились в компетенции федеральных властей. В социалистический период югославское право, как и страна в целом, развивалось своим собственным, оригинальным путем. Его отличал отказ от кодификации гражданского права, а также интенсивный поиск новых форм общественного и производственного самоуправления в конституционном и хозяйственном праве. Югославия была наиболее либеральной из всех социалистических стран; ее экономика с начала 1960-х гг. основывалась на рыночных принципах при сохранении сильного государственного сектора в промышленности и значительных регулировочных функций у государства. В конце 1940 - начале 1950-х гг. ряд отраслей югославского права развивался под сильным влиянием советской юридической школы, но в дальнейшем советские образцы потеряли для югославского законодателя привлекательность из-за идеологических расхождений.

В период демократических преобразований начала 1990-х гг. югославское право в большей степени стало ориентироваться на западно-либеральные ценности, особенно в конституционной сфере. В то же время переход от "рыночного социализма" к "социально ориентированной рыночной экономике" не потребовал такой глубокой ломки гражданского и смежных с ним отраслей права, как в других бывших социалистических странах. Сохранению многих элементов прежней правовой системы способствует то, что Сербия и Черногория, составляющие новую Югославию, принадлежат не к западному, а к восточно-православному типу правовой культуры с характерным для последней преобладанием общинно-социалистических ценностей над индивидуалистическими.

Основным видом источников права являются законы и другие нормативные акты. Все законодательство делится на федеральное (союзное) и республиканское. На вершине иерархии нормативно-правовых актов находится Конституция СРЮ. Конституции союзных республик, союзные законы, законы союзных республик и все иные предписания и общие акты должны ей соответствовать. Законы, иные предписания и общие акты, изданные в союзных республиках, должны соответствовать союзным законам.

Конституция СРЮ содержит перечень вопросов, по которым может законодательствовать федерация: единый рынок; правовое положение предприятий и других хозяйствующих субъектов; денежная, банковская, валютная системы, внешняя торговля и таможенные пошлины; система кредитных отношений с иностранными субъектами; основы налоговой системы; обеспечение конституционных прав и безопасности граждан; оборона и государственная безопасность; организация федеральных органов.

В настоящее время на территории СРЮ наряду с законодательством Сербии, Черногории и новой федерации продолжает действовать прежнее федеральное законодательство.

Согласно Конституции СРЮ международные договоры, которые ратифицированы и опубликованы в соответствии с Конституцией и общепринятыми нормами международного права, являются составной частью внутреннего права.

Судебная практика в югославской правовой доктрине не считается источником права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...