Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературная или педагогическая газета




В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объеди­няющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможнос­тей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профес­сиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинитель­ство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую ме­тодику или разработать идею. В группу объединяются несколько педа­гогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологичес­кой совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, раз­работку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совме­стное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3 — 4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поиско­вой, исследовательской деятельности, с результатами которой в пос­ледующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой

При правильном выборе единой методической темы для всего дош­кольного учреждения эта форма делает целостными все другие фор­мы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема


18

Лекция №5

действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она вы­ступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Су­ществует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важ­ной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследо­ваниями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого под­хода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную ра­боту и создает необходимые методические разработки. Практика по­казывает целесообразность определения темы на перспективу, с раз­бивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразова­ния воспитателей.

Самообразование

Система непрерывного повышения квалификации каждого педа­гога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самооб­разование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на кур­сах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсо­вой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступатель­ное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в пери­од между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функ­ции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует професси­ональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого кон­кретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспита­нием и считается его составной частью.


Организационные основы эффективной методической деятельности

в дошкольном образовательном учреждении 19

В процессе самовоспитания у человека развивается умение само­стоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, по­полнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утвержда­ют, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Вся­кое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так орга­низует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершен­ствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литера­турой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотеч­ный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и распо­ложенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет ка­талоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспита­тельном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не све­лась к формальному ведению дополнительной отчетной документа­ции (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и



Лекция №5


Организационные основы эффективной методической деятельности

в дошкольном образовательном учреждении 21


 


срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступ­ление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полу­ченные знания в ходе самообразования.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразова­ния многообразны:

— работа в библиотеках с периодическими изданиями, моногра­фиями, каталогами;

— участие в работе научно-практических семинаров, конферен­ций, тренингов;

— получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

— работа с банком диагностических и коррекционно-развиваю-щих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученно-го опыта и на его основе — построение нового опыта.

5. Содержание деятельности старшего воспитателя

Организатором методической работы в дошкольном образователь­ном учреждении является старший воспитатель.

Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошколь­ным учреждением.

Старший воспитатель участвует в:

— подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощни­ков, специалистов;

— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения со­трудников;

— формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

— стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

— создании имиджа ДОУ среди населения;

— выборе (разработке) образовательных программ для детей;

— организации образовательной, воспитательной работы с детьми;

— организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

— развитии, эффективном использовании интеллектуального по­тенциала ДОУ;


развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими
центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитатель­ную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспи­тательного процесса в ДОУ, предусматривая:

— предложения в план работы ДОУ;

— повышение квалификации воспитателей;

— помощь воспитателям в самообразовании;

— аттестацию воспитателей;

— составление сетки занятий по возрастным группам;

— методическую помощь воспитателям (в первую очередь начина­ющим) в подготовке и проведении занятий;

— обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической те­ории и практики;

— развитие преемственности ДОУ и школы;

— совершенствование работы с родителями;

— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспита­тельной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

— готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

— проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, инди­видуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

— организует работу творческих групп;

— своевременно приобретает оборудование, необходимое для учеб­но-воспитательной, методической работы;

— ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методи­ческой литературы;

— комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;

— организует работу воспитателей по изготовлению пособий, ди­дактических материалов;

— проводит совместные мероприятия со школой;

— готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте се­мейного воспитания;

— своевременно оформляет педагогическую документацию;

— формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по раз­ным проблемам и направлениям.



Лекция №6


 


Осуществляет контроль за работой воспитателей:

— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

— по графику посещает занятия в группах;

— следит за выполнением годового плана работы, решений, при­нятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспи­тателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, уме­ний, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию.

Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя склады­вается из нескольких компонентов, в том числе:

— наличия методологической культуры, концептуального мышле­ния, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;

— наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в ре­жиме диалога;

— готовности к совместному овладению социального опыта со все­ми участниками педагогического процесса;

— стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагоги­ческих идей;

— освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обра­ботки информации в условиях лавинообразного нарастания инфор­мационных потоков;

— наличия опыта системного изучения и исследования педагоги­ческой деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

Вопросы

1. Что такое методическая работа в детском саду?

2. На что направлены три типа методической деятельности?

3. Назовите и дайте краткую характеристику наиболее распрост­раненным формам методической работы.

Задание

Выберите тему, определите цель и составьте план своего самообра­зования (в свободной форме).


Лекция № 6

Педагогический совет —

коллегиальная форма управления и школа

педагогического мастерства педагогов ДОУ

План

1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления.

2. Формы педагогического совета.

3. Методы активизации педагогов при подготовке к проведению педсоветов.

Задание № 1. Анализ проведенного педсовета с использованием предложенной таблицы.

Задание № 2. Анализ форм организации группового общения на педсовете на основе предложенной памятки.

Литература

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в ДОУ. Подготовка и прове­дение. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатула В.И. Заведующий дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Волобуева П.М., Газина О.М., Фокина В.Г. Спецкурс. Орга­низация работы методиста детского сада. М., 1994.

4. Дошкольное образование в России. М.: ACT, 1997.

5. Поздняк Л.В. Спецкурс: Основы управления дошкольным об­разовательным учреждением. М.: А.П.О., 1994.

6. Далецкий Ч. Практикум по риторике. М., 1996.

7. Соловьева Н.Н. Учусь общаться: читаю, слушаю, говорю, пишу. Учебное пособие по культуре речи и речевому общению. М., 1996.

1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления

Педагогический совет в детском саду как высший орган руковод­ства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкрет­ные задачи дошкольного учреждения.

Литературы по вопросам организации и проведения педагогичес­ких советов создано немало, и все-таки часто сталкиваешься с прак­тикой формального отношения к данному вопросу. Некоторую пута­ницу внесли предложения, статьи и рассуждения о создании «Сове­тов трудового коллектива» в учреждениях образования. Они могут создаваться, и об этом обязательно указывается в уставе образова­тельного учреждения, но нельзя отождествлять эти два органа управ-


24

Лекция №6

ления: «совет трудового коллектива» и «педагогический совет», так как у них разные функции. В небольшом коллективе детского сада у руководителя много рычагов управления, и правильно организован­ная работа педагогического совета как органа управления исключает острую необходимость создания совета трудового коллектива.

В каждом дошкольном учреждении должно быть Положение о пе­дагогическом совете. Его можно составить, используя Типовое поло­жение о педагогическом совете, утвержденное приказом Министер­ства просвещения СССР № 94 от 16.12.1970 г. или «Примерный ус­тав ДОУ>> из пакета образцов документов, разработанных Министерством образования РФ № 212/19-12 от 30.03.1994 г.

Составленное положение о педагогическом совете ДОУ необходи­мо согласовать с учредителем, утвердить и его содержание довести до сведения коллектива детского сада.

Предлагаем вам извлечения из вышеперечисленных документов, которые помогут проанализировать или составить положение о педа­гогическом совете вашего учреждения.

Извлечения:

5.12. Управление педагогической деятельностью осуществляет пе­
дагогический совет ДОУ.

Педагогический совет ДОУ состоит из (_____________)

(в состав входят все педагоги ДОУ, другие работники ДОУ, в том

числе медицинские, родители могут приглашаться и пользоваться

правом совещательного голоса).

5.13. Функции Совета педагогов ДОУ:

— определяет направления образовательной деятельности ДОУ; отбирает и утверждает образовательные программы для использова­ния в ДОУ;

— обсуждает вопросы содержания, форм и методов образователь­ного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;

— рассматривает вопросы повышения квалификации и переподго­товки кадров;

— организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;

— рассматривает вопросы организации дополнительных услуг ро­дителям;

— заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реали­зации образовательных программ; иное.

5.14. Заседания Совета педагогов правомочны, если на них при­
сутствует не менее половины его состава. Решение считается приня­
тым, если за него проголосовало (количество) присутствовавших.


Педагогический совет — коллегиальная форма управления

и школа педагогического мастерства педагогов ДОУ 25

Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

5.15. Совет педагогов избирает председателя сроком на____________

год. В функции председателя Совета педагогов может включаться следующее:

— организует деятельность Совета педагогов ДОУ;

— информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседа­нии за дней;

— регистрирует поступающие в Совет педагогов заявления, обра­щения, иные материалы;

— определяет повестку заседания Совета педагогов;

— контролирует выполнение решений Совета педагогов;

— отчитывается о деятельности Совета педагогов перед учреж­дением.

Организация деятельности Совета педагогов (педсовета) предпо­лагает активное участие всех членов коллектива в обсуждении вопро­сов повестки дня. Именно поэтому педсовет является коллективным органом управления дошкольным образовательным учреждением.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы вос­питательно-образовательной работы с детьми, внедрения в работу коллектива новых достижений в науке и педагогической практике.

В последний раздел повестки дня под рубрикой «Разное» могут включаться вопросы трудового этикета и распорядка работы, сани­тарное состояние помещений, разрешение конфликтных ситуаций, по­ощрения или взыскания, информация по разным вопросам и другое. Таким образом, на педсовете обсуждаются вопросы, связанные с ра­ботой всего коллектива.

Главным для обсуждения на педсоветах являются вопросы воспита­ния и обучения дошкольников, анализ имеющихся недостатков, приня­тие решений для их устранения, обмен опытом педагогической работы.

Тематика педагогических советов определяется в годовом плане дошкольного учреждения. При необходимости в него вносятся допол­нения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты рабо­ты педагогов — уровень развития детей, их здоровье, формы совмест­ной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.

Все педагогические советы можно условно разделить

по формам организации:

а) традиционный педсовет — это педсовет с подробной повесткой дня, проведенный четко с соблюдением регламента всех обсуждае­мых вопросов и принятием решения по каждому из них;


26


Лекция №6


Педагогический совет — коллегиальная форма управления

и школа педагогического мастерства педагогов ДОУ 27


 


б) педсовет с использованием отдельных методов активизации педа­
гогов, в ходе такого педсовета председатель может предложить участ­
никам различные активные методы, например, решить ситуативную
задачу по теме или использовать метод «игрового моделирования»;

в) нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции
и др. Подготовка этого педсовета требует написания сценария, рас­
пределения участников на команды и определения ролей. Однако не­
обходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать
принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

по видам:

а) тематический, посвященный одной из годовых задач коллектива;

б) итоговый, подводящий итоги работы за полугодие или год.
Обязательным условием правильной организации всей работы в

ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональной ответственности за свое дело. На заседаниях в ходе обсуждения педа­гоги приходят к единому решению по совершенствованию воспита­тельно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, органи­зации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На пе­дагогических советах определяются перспективы в развитии учреждения. Решения педагогического совета обязательны для ис­полнения всеми членами коллектива.

Исполнение решений контролируется, именно поэтому важно, что­бы они были понятны, адресованы конкретным исполнителям и огра­ничены сроками исполнения. В какой бы форме не проводился педсо­вет — обязательно принимаются решения.

Решения педагогического совета фиксируются в протоколах, к офор­млению которых предъявляются определенные требования.

Часто задается вопрос: «Сколько решений должно приниматься на каждом педсовете?». А ответ очевиден — все зависит от вопросов, которые обозначены в повестке дня, следовательно, если их 5, то решений должно быть не менее пяти. Однако, обсуждая один из воп­росов повестки дня, можно по нему принять несколько решений. В единстве они помогут разрешить возникшую проблему. Формулиров­ки решений должны быть конкретными с указанием ответственных, срока исполнения. Другими словами, они должны быть проверяемы­ми. Ведь каждый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего педсовета.

В детских садах ведутся записи протоколов педагогических сове­тов. Эта документация является обязательной отчетной педагогичес­кой документацией, следовательно, к ее ведению и оформлению предъявляется ряд определенных требований. Книга протоколов пе-


дагогических советов пронумеровывается, скрепляется подписью за­ведующего и печатью дошкольного образовательного учреждения.

В книге протоколов фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов и отсутствующие. Повестка дня пишется подроб­но, а затем кратко фиксируется ход обсуждения вопросов, предложе­ния и замечания членов педагогического совета и решения по каждо­му из пунктов повестки дня. Каждый протокол подписывается пред­седателем и секретарем педагогического совета.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива еди­номышленников, создает условия для анализа и оценки своих педаго­гических установок, принципов в соответствии с требованиями совре­менной науки и передовой практики.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действен­ными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому заседа­нию предшествует тщательная подготовка всех его участников. Необ­ходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на пед­совет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в работе с детьми не удается, почему, и как выявленные недостатки можно ис­править и т.д.).

Старший воспитатель и заведующая помогают педагогам сравнить результаты анализа знаний, умений, навыков детей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, выделить главные направления в работе.

Опытному педагогу достаточно предложить диагностическую кар­ту или вопросник к самоанализу, а начинающему специалисту лучше показать методику выявления знаний, умений, навыков детей. Воз­можны и взаимопроверки воспитателей, где каждый анализирует со­стояние дел по конкретному вопросу у своего коллеги. Заведующая и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: рег­ламент, повестку. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по обсуждаемой тематике, материалы об опыте работы ведущих педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми). Воспитателям предлагаются задания, которые по­могут подготовиться к педагогическому совету. Например: «Оцените навыки самообслуживания у детей вашей группы, условно разделив всех на три подгруппы:

— с устойчивыми навыками;

— частично сформированными, но не устойчивыми;

— с полным отсутствием тех или иных навыков.
Перечислите причины такого разного уровня и предложите систе­
му работы с детьми второй и третьей подгрупп».


Лекция №6

28

Таблица 1

 

 

Перечень вопросов к обсуждению на педсовете Очень интересно Интересно и актуально Не возражаю Неинтересно и неактуально Возражаю
      1 6 Об
           

Подобные задания помогут создать на педагогическом совете об­становку для творческого размышления, поиска истины. Старший вос­питатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает ва­рианты активизации педагогов.

Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны те вопросы, обсуж­дение которых дает практическое решение проблем, вызывающих зат­руднения у большинства членов коллектива, а также новые педагоги­ческие технологии, авторские разработки.

Поэтому ушли в прошлое скучные, заранее подготовленные доклады по проблемам. Вообще теоретические доклады и сообщения лучше вклю­чать в другие формы работы, например — теоретический семинар.

Темы для обсуждения на педагогическом совете должны быть кон­кретны и близки воспитателям.

Можно подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оце­нить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые акту­альные, волнующие всех вопросы, которые затем будут включены в повестку дня педагогического совета (табл. 1).

Такая таблица помогает определить приоритетные темы на весь учебный год. Но при этом нужно помнить, что проблемы воспитания так же, как и развития, обучения должны обсуждаться в равной сте­пени на каждом педсовете.

Если тема определена, то можно приступать к подготовке педсове­та. Рекомендуем создать рабочую группу, которая продумывает фор­му педсовета, оформление помещения, составляет список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Го­товимся к педсовету» или «Наш педсовет». Важно представить и опыт работы, и публикации, и методический материал.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за 2 — 3 недели до проведения педсовета.

Хочется подчеркнуть важность именно всей подготовительной ра­боты, от которой зависит результативность педсовета.

2. Формы педагогического совета

Одним из видов методической работы является педсовет, который может быть организован в разных формах.


Педагогический совет — коллегиальная форма управления

и школа педагогического мастерства педагогов ДОУ 29

1. Педсовет в форме деловой игры может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сце­нарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабаты­вают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

2. Педсовет-конференция может состоять из нескольких со­ставных частей, например: основное теоретическое сообщение и диа­лог, который организует старший воспитатель с группой специалис­тов (музыкальный руководитель, психолог, воспитатель по физкуль­туре, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы по теме, высказывать свое мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждае­мому вопросу.

 

3. Педсовет в форме «круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, инте­ресные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Напри­мер, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность оз­накомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное пра­вило при организации «круглого стола» — подготовленность и заин­тересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умею­щего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

4. Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении од­ной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проиг­рываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокаме­ру сюжету. Опыт проведения таких педсоветов есть в ДОУ № 1016 Юго-Восточного округа г. Москвы.

5. Педсовет в форме дискуссии требует, чтобы заранее педа­гоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции об­суждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.

Например, можно обсудить тему: «Каким должен быть план вос­питательно-образовательной работы с детьми и каковы формы его написания».

6. Педсовет в форме научно-практической конференции
можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дош-


 

Лекция №6

кольных учреждений. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки: здесь работает наука. При подготовке такого педсовета заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных уча­ствовало в представлении своего опыта, обсуждении проблем и пред­ложений к выработке решений. Научный руководитель во вступи­тельном сообщении тезисно представляет основные положения обсуж­даемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива от­дельно, с учетом его специфики.

Обязательно анализируются итоги:

— чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;

— кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;

— какие уроки можно извлечь из этого опыта?

3. Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов

В какой бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. И перед руководителем всегда встает воп­рос: «Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?».

Существуют методы активизации педагогов при проведении мето­дических мероприятий, которые помогают руководителю в работе с кадрами.

Практика показала, что конечный результат любого методическо­го мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подго­товке и проведении использовались разнообразные методы включе­ния в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содер­жания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-вос­питательного процесса.

Предлагаем вам описание методов и форм активизации, которые помогут руководителям при подготовке и проведении очередного ме­тодического мероприятия в дошкольном учреждении.

Можно предложить воспитателям решить, как правильно поступить в конкретной ситуации. Педагог должен уметь принять педагогически правильное решение в любой обстановке. Этот метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных. Это возможно в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить, обосновать решение.


Педагогический совет — коллегиальная форма управления

и школа педагогического мастерства педагогов ДОУ 31

Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с уче­том постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинте­ресованности и активности воспитателей.

/. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

2. Ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела Программы воспитания и обучения в детском саду и др.).

3. В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педаго­гов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оце­нить его.

4. Ситуации-проблемы наиболее сложный метод активиза­ции, когда конкретный пример из практики излагается как существу­ющая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дает­ся несколько вопросов.

Диалоги-дискуссии стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме ди­алога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог — это разговор двух и более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различ­ных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обыч­но не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Дискуссия — рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Это более мягкая разно­видность спора, это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среди разных точек зрения. В дискуссии нужна не только критика, но и изложение пози­ции, путей решения проблемы.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффекти­вен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. По продолжительности он должен занимать до 5 минут. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогам дается ха­рактеристика возрастной группы детей, формулируются цель и зада­чи, которые надо решить, и предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководи-


32

Лекция №6

тель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализиру­ет положительное и называет недостатки.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточ­нить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их круго­зор, а значит, влияет на качество работы с детьми. Их можно исполь­зовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитате­лям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе и, выделив одно из направлений, про­думать план работы по устранению своих недостатков. Эту работу каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются раз­ные подхо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...