Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.




В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспита­теля, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкаль­ный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физиче­ской культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача руководителя — поставить перед каждым участником кон­кретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предо­ставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использо­вать таблицу (табл. 4).

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитичес­кой справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержа­нии аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состо­янии педагогического процесса по одному из направлений деятельно­сти педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

7. Итоговый контроль

В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подве­дение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педаго­гического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не вре­менные, а содержательные — тематические.

Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педаго­гического процесса на интегративной основе — проведение интегра-


Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования 51

тивных занятий и использование тематического планирования», сле­довательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детс­ком саду использовали определенную систему закаливающих мероп­риятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по оконча­нии работы.

Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая прово­дится один раз в пять лет по отношению к каждому педагогу учреж­дения и учреждению в целом.

Вопросы по теме

1. Почему контрольная функция считается неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя?

2. От чего зависит качество и эффективность контроля?

3. В чем отличие оперативного контроля от тематического?

4. Перечислите разделы тематического контроля.

Задание. Используя «Правила этики поведения инспектирующе­го», приведенные в лекции, проанализируйте и выделите пункты, которых вы реже всего придерживаетесь при проведении контроля в своем ДОУ.


Лекция № 8

Управление педагогическими инновациями

в дошкольном образовании

План

1. Почему возникает потребность в инновациях.

2. Что такое инновация.

3. Организация инновационной деятельности в ДОУ.

4. Как добиться положительного результата.

5. Механизм стимулирования нововведений и организационная го­товность коллектива к инновациям.

6. Как стимулировать работу.

Литература

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методичес­кое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским са­дом. М., 2001.

3. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 7.)

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб­ное пособие. М., 1998.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное уч­реждение: Управление по результатам. М., 2003.

Почему возникает потребность в инновациях

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отли­чались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразова­тельной практики способствует проявлению творческого, инноваци­онного потенциала всех работников системы дошкольного образова­ния.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие пе­дагогов и управленцев. Процесс обновления образования организует­ся людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности обще­ства.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включе­ны уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные пре-


Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании 53

образования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется не­обходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противо­речие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обыч­но говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреж­дении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкрет­ных целей.

Что такое инновация

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Приведем несколько определений этого понятия.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом ас­пекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождаю­щих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практи­ческого психолога. Минск, 1998.)

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. {Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. {Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развити­ем школы. М., 1995.)


54

Лекция №8

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, техно­логия, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, исполь­зованию и распространению новшеств. (Управление развитием шко­лы. М., 1995.)

Процесс (продвижение) — совокупность последовательных дей­ствий для достижения какого-либо результата.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

• добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;

• носит конкретно-исторический характер и может быть прогрес­сивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать в разных формах:

• принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

• условная (относительная) новизна;

• «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная сме­на названий, заигрывание с наукой;

• изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основа­ниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих ме­тодик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбина­торные нововведения);

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства
(заменяющее новшество);


Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании 55

— прекращение использования формы работы, отмена програм­мы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (от­крывающее нововведение);

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для кол­лектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений. К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие.

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существу­ющих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество пре­доставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достиг­нутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей кур­сов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

3. Организация инновационной деятельности в ДОУ

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновацион­ную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя опреде­ленные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных уч­реждений и их руководителей, работающих в инновационном режи­ме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности вне­дряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методи­ческого обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творчес­кого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их инновационную деятельность; отсутствие должной экспертизы ин­новационных образовательных проектов дошкольных учреждений и


56

Лекция №8

мониторинга качества и эффективности их внедрения; необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных цент­ров и инновационных.

Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Не­обходима подготовка педагогов, руководителей, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность, управлять инновацион­ными процессами в дошкольном образовании.

Например, коллектив хочет изменить организацию работы с деть­ми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуаль­ные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает лите­ратуру по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение сво­их педагогов и т.д.

Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сфор­мулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направ­ления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методичес­кой работы в ДОУ?>>, «Как изменим предметно-развивающую сре­ду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познако­мив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариан­тами ответов:

1) считаю бесполезным;

2) есть сомнения в необходимости использования;

3) есть сомнения в возможности применения;

4) есть интерес;

5) есть уверенность в его эффективности и необходимости исполь­зования в практике;

6) затрудняюсь ответить;

7) свой ответ.

Нововведение может считаться успешным, если оно позволило ре­шить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества учас­тников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической на­грузке.


Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании 57

Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь норма­тивными документами, заведующий определяет функциональные обя­занности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) каче­ства человека.

Вот несколько позиций, по которым руководитель может оцени­вать педагога:

1. Степень ответственного отношения к делу.

2. Мотив педагогической деятельности: призвание — старание — случайность.

3. Приоритеты в организации работы: поиск нового — набор изве­стных приемов.

4. Отношение детей: любовь — уважение — боязнь.

5. Отношение родителей: уважение — неприятие — «никакое».

6. Отношение коллектива: стремление к лидеру — ровное — от­чуждение.

7. Кругозор.

8. Воспитанность: тактичность — низкая культура — конфликт­ность.

9. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен — участвует — отмалчивается.

 

10. Степень профессиональной открытости: охотно делится опы­том (часто проводит открытые уроки) — после уговоров — иногда.

11. Моральные правила: принципиальность — невмешательство — игра в «правду».

12. Чувство юмора.

13. Коммуникабельность: открытость — сдержанность — «все в себе».

Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиаль­ное значение для организации инновационной деятельности в коллек­тиве.

В свою очередь, предъявляются требования к руководителю детс­кого сада, планирующему инновационную деятельность. Он должен:

1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недости­жимых;

2) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основан­ную на интересных идеях программу или план действий;

3) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулиро­вать, к каким результатам приведет ее реализация;


58

Лекция №8

4) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

5) иметь в коллективе группу единомышленников;

6) мыслить категориями успеха.

Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулиро­вать ответы на следующие вопросы:

— что мы имеем, каких результатов достигли;

— что нас не удовлетворяет в работе;

— что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

4. Как добиться положительного результата

В организации инновационной деятельности важны последователь­ность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить и форсировать события. Руководитель — стратег развития своего уч­реждения, создает целый комплекс условий для получения положи­тельных результатов.

Первое — это мотивационные условия вхождения в инновацион­ную деятельность коллектива, программа постепенного приобщения педагогического коллектива к принятию и последующему освоению нового типа деятельности.

Ключевой задачей руководителя является увязка инновации с интере­сами коллектива. В ходе первоначальных обсуждений «нужна ли нам инновация» важно обеспечить возможность для жестких дискуссий, когда честно и открыто можно высказать нелицеприятное мнение, при этом пред­почтение отдается высказываниям, в которых звучат конкретные предло­жения и избегаются оценочные суждения. Обсуждая план инновацион­ных действий, необходимо стимулировать чувство ответственности каж­дого педагога за общий результат, искреннее желание решить проблему.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это зна­чит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать инфор­мацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конст­руктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личност­ных особенностей.

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и ана­лиз помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.


Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании 59

По результатам исследований можно выделить пять групп педаго­гов с различным отношением к деятельности*:

1-я группа — педагоги, для которых характерно стремление к твор­ческому росту, активность к инновационной деятельности. Чаще все­го это педагоги, имеющие педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет;

2-я группа — педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;

3-я группа — педагоги, ориентированные на внешние оценки сво­ей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве орга­низационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Обычно это педагоги со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 до 20 лет;

4-я группа — так же, как педагоги предыдущей группы, они ори­ентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стре­мятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов имеет стаж работы свыше 20 лет;

5-я группа — педагоги, которые отрицательно относятся к органи­зационным изменениям и инновациям в педагогической деятельнос­ти, уделяют повышенное внимание условиям труда. Чаще это педаго­ги, имеющие стаж более 20 лет и даже находящиеся на пенсии, но продолжающие трудиться.

Чтобы понять реакцию человека на инновацию, необходимо учи­тывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие являются приверженцами стереотипного поведения. Руководитель обя­зан учитывать наличие этих групп в любом коллективе.

Можно выделить два основных типа реакций на нововведения. Первый тип представляют люди, легко распознающие преимущества внедрения нового, не удовлетворенные положением, которое они за­нимают в детском саду, своим статусом. Второй тип чаще характери­зуется пассивным принятием нововведений, имеет «жесткие» стерео­типы поведения, в большинстве случаев придерживается мнения все­го коллектива.

Какие условия влияют на отношение педагогов к нововведениям?

Позитивное отношение возможно при:

— неудовлетворенности результатами образовательного процесса;

* Использованы материалы из книги: Зубов Н. Как руководить педагогами. М., 2002.



Лекция №8


Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании 61


 


— потребности в творчестве (приложение 1), осознании происхо­дящих перемен в обществе;

— положительной оценке творческих возможностей коллег;

— совпадении собственных воззрений с целями нововведений, на­личии собственных идей, применимых в инновационном процессе;

— высоком уровне информированности о достижениях педагоги­ческой науки;

— демократическом стиле отношений в коллективе;

 

— практическом опыте инновационной деятельности. Безразличное отношение к нововведениям определяется:

— отсутствием значимых мотивов нововведений;

— отсутствием интереса к инновациям;

— отрицательной оценкой творческих возможностей коллег;

— напряженными отношениями в коллективе. Негативное отношение к нововведениям объясняется:

 

— несогласием воззрений педагога с сутью планируемых преобра­зований;

— отсутствием других мотивов инновационной деятельности, кро­ме соображений престижа, материальной заинтересованности и т.п.;

— авторитарным стилем руководства педагогическим коллекти­вом.

Руководителю, организующему инновационную деятельность, важ­но уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллек­тива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому это потребность в по­стоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в
процессе деятельности;

г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической
деятельности, сотрудничает с научными консультантами;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в
перспективе.

Опираясь на эти пять признаков, при помощи простого тестирова­ния можно оценить своих педагогов, используя пятибалльную шкалу оценок:

5 баллов — восприимчивость очень сильно выражена;

4 балла — выражена;

3 балла — проявляется, но не всегда;


Таблица 1

 

«Новатор» «Передовик» «Умеренный» «Предпоследний» «Последний»
         

2 балла — слабо проявляется;

1 балл — не проявляется.

Коэффициент восприимчивости К определяется по формуле:

-^ факт ^макс

где К — фактически полученное количество баллов; К — максимально возможное количество баллов.

макс.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: ин­
формированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении
педагогического процесса, знаний и умений для успешной професси­
ональной и исследовательской деятельности.

Оценить подготовленность педагогов можно посредством наблю­дения, анкетирования, бесед, в которых может раскрыться личность педагога*.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе. К.Ангеловски**
выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства.
Используя характеристики, руководитель детского сада может выя­
вить, к каким группам относятся педагоги и каков процент педагогов
по каждой группе (табл. 1).

1. Группа новаторов. Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа передовиков — это те, кто первыми осуществляют прак­тическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в окру­ге, районе инновации.

3. Группа «Золотая середина» («умеренные»). Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

* Использованы материалы из книги Шамов Т.И., Тюлю Г.М., Литвиненко-Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. Вологда, 1995. ** Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. С. 49 — 50.



Лекция №8


 


4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринима­ет новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость — кликушество — стабилизация — сотрудничество — зрелый коллектив. Последние две — это стадии высокого осознания коллективом необходимости инноваций.

По выборочным статистическим данным, члены коллектива ДОУ по отношению к инновации разделяются следующим образом (в про­центах): первая группа — лидеры — 1—3; вторая — позитивисты — 50; третья — нейтралы — 30; четвертая — негативисты — 10 — 20.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлет­воренности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях, переводить таким образом людей из третьей и четвертой групп в зону повышенной инновационной мотивации.

5. Механизм стимулирования

нововведений и организационная готовность

коллектива к инновациям

Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инно­ваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.

При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении.

Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:

1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации;

2) организация «круглых столов» с приглашением известных уче­ных, специалистов, управленцев;

3) организация работы методических объединений или творческих групп;

4) практикумы;

5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению ли­тературы по теме.


Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выпол­нить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

Система методических мероприятий в коллективе должна быть под­чинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.

Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.

Мы уже подчеркивали, что инновационная деятельность — это специфическая педагогическая деятельность, которую характеризуют восемь основных действий:

— предварительное решение, которое возникает в процессе анали­за ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой науч­ной информации);

— принятие решения об организации инновационного процесса;

— разработка новой модели образовательной системы (осуществ­ляется на основе индивидуального и группового педагогического про­ектирования);

— определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности;

— разработка программы преобразований;

— реализация программы преобразований;

— определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода);

— оценка эффективности инновационного процесса (определяют­ся качество результатов, затраты времени, финансов на их получе­ние).

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной ком­петентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллек­тиве. Главные условия эффективности инновационной деятельности:

1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельно­сти;


2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизу­ет его потенциальные способности;

3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного простран­ства, где каждый ощущает свою значимость (приложение 3);

5) установление добрых, открытых отношений, при которых сни­маются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов (приложение 4);

6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

После того как содержание инновационной деятельности опреде­лено, необходимо выделить фигуру инноватора.

Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса. Опыт подсказывает, что:

• инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляю­щего инновацию;

• организатором нововведений может быть любой член педколлек­тива, не обязательно представитель администрации;

• инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответ­ствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).

6. Как спланировать работу

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет со­ставление аналитического обоснования и инновационной программы.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.


Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании 65

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым ус­ловиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечи­вать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих дей­ствий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инно­вационной деятельности разрабатываются групповым методом.

Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: «Чего достичь? Что надо сделать?». Целесооб­разность мер необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно.

Организация педагогическим коллективом исследовательской деятель­ности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результа­тов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.

Хочется подсказать практикам более гибкую форму коллективно­го обсуждения. Например, можно на доске написать фразы (см. ниже) и предложить всем поочередно продолжить одну из них. При этом старший воспитатель под каждой из фраз кратко записывает выска-

Таблица 2

 

Я увидела, что.... Я была удивлена тем, что... Я была встревожена... Мне понравилось... У меня возник вопрос...
         

Таблица 3

 

Формы организации Содержание деятельности
Сентябрь Октябрь | Ноябрь

Таблица 4. Порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций

 

Стадии инновационного процесса Управление инновационным процессом
1. Зарождение инноваций 1.1. Осознание потребности и определение возможностей Выявление проблем на основе вычленения препятствий, ме­шающих достижению намеченных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигну­тым. Формирование потребности в изменениях
1.2. Поиск соответствующего новшества Организация творческих групп воспитателей и специалистов, распределение между ними функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта
1.3. Выбор инноваций Детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, резуль­тативности, новизны, методической разработанности, време­ни для внедрения, нормативно-правовой базы и т.д.
2. Подготовка инноваторов Отбор участников творческих групп на добровольной основе. Обучение участников творческих групп
3. Разработка и проектирование новшества 3.1. Формулировка цели 3.2. Разработка содержания 3.3. Определение критериев оценки инноваций Внесение изменений в учебный план, проведение семинаров, составление программы опытно-экспериментальной работы
4. Опытно-экспериментальная проверка Организация контроля за ходом работы, внесение корректив в программу. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощь, психологическая поддержка
5. Многократное повторение новшества на раз­ных объектах Расширение сферы повторения
6. Отработка рекомендаций  


Лекция №8


 


зывания педагогов. Практика показала, что при таком обсуждении исключается пустословие, а наглядность помогает в конце подвести итог, сделать выводы, какая из фраз пользовалась популярностью и т.д. Фраза <<У меня возник вопрос...» предполагает, что на все запи­санные вопросы в конце такого коллегиального обсуждения кто-то должен обязательно на них ответить. Обычно это организатор иссле­довательской деятельности — руководитель или старший воспита­тель. Вот эти фразы (табл. 2).

Чтобы спланировать работу коллектива

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...