Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные сроки выполнения работы




Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Н.П. ТЕРЁШИНА, И.А. ЕПИШКИН, В.В. ЖАКОВ

Экономика железнодорожного транспорта

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К курсовому проектированию

Москва – 2013


Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Московский государственный
университет путей сообщения»

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Н.П. ТЕРЁШИНА, И.А.ЕПИШКИН, В.В. ЖАКОВ

Экономика железнодорожного транспорта

Рекомендовано редакционно-издательским Советом университета
в качестве методических указаний для бакалавров по направлению

«Экономика»

Москва – 2013

 
 


УДк 656.2

т-35

 

Терёшина Н.П., Епишкин И.А., Жаков В.В. Экономика железнодорож­ного транспорта: Методические указания к курсовому проектированию. – М.: МИИТ, 2013. – 59 с.

 

В данных методических указаниях приведены варианты задания и порядок выполнения курсовой работы по планированию и экономическому регулированию эксплуатационной работы железнодорожного транспорта в условиях
его реформирования по дисциплине «Экономика железнодорожного
транспорта».

 

Ó МИИТ, 2013

 
 

Содержание

Введение.. 4

Контрольные сроки выполнения работы... 6

Исходные данные.. 7

1. Прогнозирование и планирование перевозок.. 8

2. Прогнозирование и планирование эксплуатационной работы дороги.. 13

2.1. Планирование объемных показателей работы.. 15

2.1.1. Расчет нагрузки вагонов и их пробега в груженом состоянии. 15

2.1.2. Планирование порожнего и общего пробега вагонов. 17

2.1.3. Расчет тонно-километровой работы брутто и ее распределение по категориям поездов. 19

2.1.4. Планирование пробега поездов и локомотивов. 22

2.2. Определение парков подвижного состава. 26

2.2.1. Определение эксплуатируемого парка локомотивов. 26

2.2.2. Определение рабочего парка грузовых вагонов. 29

3. Определение качественных показателей работы подвижного состава.. 32

3.1. Качественные показатели работы локомотивного парка. 32

3.2. Качественные показатели работы вагонного парка. 34

Рекомендуемая литература.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 48

 


Введение

Структурная реформа на железнодорожном транспорте предусматривает постепенный переход от преимущественного функционально-территориального принципа организации деятельности железнодорожного транспорта к функциональному принципу, что нашло отражение в выделении вертикалей управления
ОАО «Российские железные дороги». Как субъект хозяйственной деятельности, оно формирует стратегию развития, направленную на решение таких важнейших стратегических задач как обновление и техническое перевооружение отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить финансово-экономическое состояние отрасли и повысить уровень ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

При этом основным видом деятельности являются грузовые перевозки, осуществление которых происходит на основе разработки плана-прогноза перевозок грузов и плана работы подвижного состава.

Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам холдинга РЖД: повышению доходности перевозок, сокращению издержек на перевозки грузов, повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных подразделений в улучшении финансово-экономических результатов работы ОАО «РЖД» и холдинга в целом, ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.

Целью методических рекомендаций является практическое закрепление знаний студентов по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта».

В первом разделе курсового проекта разрабатывается план-прогноз перевозок грузов на условной дороге (отдельно по двум родам грузов и общий). Определяются следующие показатели плана перевозок грузов: отправление, прибытие, прием, дача, перевозки, грузооборот, средняя дальность перевозки, средняя густота перевозки.

 

 

Второй раздел курсового проекта посвящен разработке плана работы подвижного состава. На основе данных, полученных в первом разделе, и с помощью норм, приведенных в задании, определяются объемные и качественные показатели плана работы, а также парки подвижного состава (вагонов и локомотивов).


 

Контрольные сроки выполнения работы

 

Введение 5 % 1 неделя
1. Прогнозирование и планирование перевозок. (Изучение спроса на перевозки и методика планирования перевозок грузов на дорогах. Расчет показателей плана перевозок для условной дороги.) 25 % 4 неделя
2. Прогнозирование и планирование эксплуатационной работы дороги 2.1. Планирование объемных показателей работы 2.1.1. Расчет нагрузки вагонов и их пробега в груженом состоянии 2.1.2. Планирование порожнего и общего пробега вагонов 2.1.3. Расчет тонно-километровой работы брутто и ее распределение по категориям поездов. 2.1.4. Планирование пробега поездов и локомотивов 2.2. Определение парков подвижного состава 2.2.1. Определение эксплуатируемого парка локомотивов 2.2.2. Определение рабочего парка грузовых вагонов 40 % 11 неделя
3. Определение качественных показателей работы подвижного состава 3.1. Качественные показатели работы локомотивного парка 3.2. Качественные показатели работы вагонного парка 20 % 15 неделя
Оформление проекта 10 % 16 неделя
  100% 17 неделя

Исходные данные

 

 

  Приложение Вариант
1. Данные для разработки плана перевозок грузов дорог № 1-4 № 1            
2. Размеры местного сообщения по дороге № 1            
3. Протяженность участков дорог № 1            
4. Нормативные показатели для расчета плана эксплуатационной работы дороги № 2            

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

1. Прогнозирование и планирование перевозок

В первом разделе курсового проекта дается стандартная методика разработки плана-прогноза перевозок грузов на дорожном уровне.

Прогнозирование и планирование перевозок грузов осуществляется на основе изучения районов тяготения железных дорог и их маркетинговых исследований.

Показатели плана-прогноза перевозок определяются по одной из условных дорог (вариант задания по Приложению 1).

Для этого разрабатываются схемы грузопотоков на дороге в тыс. тонн:

· по сухогрузам;

· по наливным грузам;

· по всем грузам.

На схемах участковые станции дороги обозначены прямоугольниками, в которых показан объем отправления груза (числитель дроби) и объем его прибытия (знаменатель дроби). Прием груза на станцию и сдача груза на участок записываются в правопутном порядке соответственно перед станцией и после нее. Объем отправления и прибытия груза на промежуточных станциях участка не выделяется, а записывается суммарно для всего участка, при этом считается, что грузовая работа выполняется в центре участка. Размеры приема грузов с других дорог и его сдачи на другие дороги записываются по стыковым станциям дорог по ходу движения. Груженым считается направление потоков с юга на север. Пример схемы грузопотоков представлен на рис.1.1.


 

 
 

 

 


Рис.1.1 Схема грузопотоков сухогрузов по участкам дороги, тыс.т.

 

Проверка:

ст. Курск – 520 + 18400 + 27900 = 3420 + 17960 +25440

46820 = 46820

ст. Тула – 1960 + 16560 + 25600 = 2480 + 18320 + 23320

44120 = 44120

ст Москва – 3640 + 13600 + 23240 = 7320 + 16280 + 16880

40480 = 40480

по дороге в целом:

3640 + 1960 + 520 + 840 + 640 + 280 + 440 + 13600 + 27900 =

7320 + 2480 + 3420 + 560 + 720 + 200 + 280 + 16880 + 17960

49820 = 49820

 

 

В плане-прогнозе перевозок можно выделить объемные и качественные показатели.

К первой группе относятся:

·отправление,

·прием,

·прибытие,

·сдача,

·перевозки,

·грузооборот.

 

Качественными считаются показатели:

· средняя густота перевозок.

· средняя дальность перевозки,

Отправление (погрузка), измеряется в тоннах или тысячах тонн. Определяется суммированием ожидаемых размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам дороги.

Прием грузов с других дорог рассчитывается также суммированием прогнозируемых размеров приема грузов с других дорог по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.

Прибытие (выгрузка) определяется суммированием ожидаемых размеров прибытия (выгрузки) по всем станциям и участкам дороги. Измеряется также в тоннах или тысячах тонн.

Сдача грузов по дроге определяется суммированием прогнозируемых размеров сдачи грузов на другие дороги по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: как сумму собственного отправления и приема с других дорог или как сумму прибытия в пределах дороги и сдачинадругие дороги сети железных дорог. Измеряется в тоннах или тысячах тонн. Перевозки распределяются по видам сообщения:

- местное - перевозки между станциями внутри дороги;

- вывоз - отправление грузов на другие дороги (определяется как разность между отправлением и местным сообщением);

- ввоз - прибытие грузов с других дорог (определяется как разность между прибытием и местным сообщением);

- транзит - перевозка, грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие структурные единицы сети железных дорог. Транзит можно определить несколькими способами: из приема вычесть ввоз, либо из сдачи вычесть вывоз. В отдельных случаях транзит определяют, вычитая из общей суммы перевозок общие размеры ввоза, вывоза и местного сообщения.

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дороги.

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов дороги, потому что каждая дорога выполняет неодинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Правильность расчетов по составлению плана-прогноза перевозок можно проверить по отдельным станциям и дороге в целом.

Проверка по станциям и участкам:

погрузка + прием = выгрузка + сдача.

Проверка баланса по дороге:

выгрузка + сдача на другие дороги = погрузка + прием с других дорог.

Грузооборот нетто дороги определяется как сумма произведений густоты перевозок каждого участка на его протяженность:

åPL =åГij * lij,

где: åPL – грузооборот дороги,

Гij густота грузопотока на участке “i-j”, тыс. т. на км. в год;

lij – протяженность участка “i-j”, км.

Измеряется грузооборот в тонно-километрах (тысячах или миллионах).

Грузооборот нетто – важный показатель плана перевозок, так как он характеризует полезную работу по перевозкам.

Грузооборот данной дороги удобно определить в таблице, аналогичной таблице 1.1.

(Примеры таблиц приведены в приложении 3)

Густота грузопотока на каждом участке равна средней арифметической величине из густоты на входе и выходе с участка в каждом направлении (удобно рассчитать густоту перевозок прямо на рисунке).

Произведение густоты грузопотока на длину участка дает объем грузооборота по участку. Грузооборот по дороге определяется как сумма размеров грузооборота по двум участкам в каждом направлении.

Средняя густота перевозок или средняя грузонапряженность - это средний грузопоток, проходящий через единицу длины железнодорожной линии в единицу времени (год). Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину дороги. Измеряется средняя густота перевозок обычно в тонно-километрах (тыс. или млн.) на один километр железнодорожной линии в год.

Г = åPL /Lэ

Средняя дальность перевозки - это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по дороге. Единица измерения средней дальности – километры.

L = åPL /(åPотпр+ åPпр)

Рассчитанные по конкретной дороге показатели плана-прогноза перевозок грузов целесообразно свести в таблицу, аналогичную таблице 1.2.

 

 


2. Прогнозирование и планирование
эксплуатационной работы дороги

План-прогноз эксплуатационной работы представляет собой часть общего плана-прогноза работы железнодорожного транспорта. Задачей этого раздела является определение объема работы подвижного состава, парков вагонов и локомотивов, необходимых для освоения намеченного грузооборота при наиболее рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших издержках.

Основными исходными данными для расчета показателей работы подвижного состава на железной дороге является план перевозок (рассчитанный в первом разделе) и технические нормы использования подвижного состава (вариант задания по Приложению 2).

План работы подвижного состава в грузовом движении разрабатывается на основе прогноза спроса на перевозки и размеров грузовых потоков по участкам и направлениям в следующем порядке:

· прогнозируют величины нагрузки вагонов по родам грузов и размеры погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов в вагонах; густоту перевозок в тоннах пересчитывают в вагоны и определяют пробег груженых вагонов;

· составляют баланс порожних вагонов по станциям и участкам; пункты выгрузки и избытка порожних вагонов прикрепляют к пунктам погрузки и недостатка порожних вагонов с учетом потребных типов вагонов; строят схему регулирования порожних вагонов и определяют порожний, а затем и общий пробег вагонов;

· рассчитывают тонно-километры брутто по участкам; исходя из длины приемоотправочных станционных путей и принятых норм массы груженых поездов и длины составов порожних поездов, устанавливают пробеги поездов и густоту их движения по участкам;

· определяют линейный пробег локомотивов исходя из установленного числа пар поездов по участкам, размещения пунктов подталкивания и участков двойной тяги;

· устанавливают потребное число специальных маневровых локомотивов и их пробег на основе объема переработки вагонов на станциях, а по числу и продолжительности остановок сборных поездов на промежуточных станциях определяют объем маневровой работы поездных локомотивов;

· рассчитывают потребный рабочий парк вагонов и эксплуатируемый парк локомотивов, исходя из поучастковых данных о пробегах подвижного состава, технических норм его использования и данных о работе депо и станций;

· на основе объемных показателей определяют качественные показатели работы подвижного состава.

 
 

Схема расчета показателей плана представлена на рис. 2.1.

Рис 2.1. Схема расчета показателей плана работы подвижного состава.


Планирование объемных показателей работы

Объемные или количественные показатели работы подвижного состава можно разделить на следующие группы:

- пробеги подвижного состава (вагоно-километры, поездо-километры, локомотиво-километры);

- затраты времени подвижного состава (вагоно-часы, поездо-часы, локомотиво-часы) на различные технологические операции;

- выполненная тонно-километровая работа брутто (с учетом массы тары только вагонов или вагонов совместно с локомотивами);

- показатели, отражающие выполненный цикл работы (число погруженных за сутки вагонов, суточная сдача вагонов на соседние подразделения
и т.п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...