Качественные показатели работы вагонного парка
Основными показателями использования вагонов являются:
· средняя динамическая нагрузка груженого вагона,
· средняя динамическая нагрузка вагона рабочего парка,
· средний вес вагона брутто,
· полное время оборота вагона,
· полный рейс вагона,
· груженый рейс вагона,
· процент порожнего пробега к груженому,
· средняя участковая скорость,
· средняя техническая скорость,
· время нахождения вагонов в движении за оборот,
· время нахождения вагона на промежуточных станциях,
· среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией,
· коэффициент местной работы,
· время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот,
· среднее время нахождения вагона на одной технической станции,
· вагонное плечо,
· число технических станций, проходимых вагоном за оборот,
· время нахождения вагонов на технических станциях за оборот,
· среднесуточный пробег вагона,
· суточная производительность (выработка) вагона рабочего парка.
Формулы расчета основных показателей, характеризующих использование вагонов на дороге приведены в табл. 2.17. Их расчет удобно выполнить в форме таблицы, аналогичной табл.2.17.
Основными качественными показателями использования грузовых вагонов являются следующие:
1. Статическая нагрузка грузового вагона (Р ст) – показывает, какое количество груза приходится в среднем на 1 вагон при погрузке. Определяется как отношение количества погруженных тонн к количеству погруженых вагонов:
.
2. Динамическая нагрузка груженого вагона (
) – показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на 1 груженый вагон на всем пути его следования. Определяется как отношение грузооборота нетто к пробегу груженых вагонов:
.
Если вагоны с большей нагрузкой следуют на более дальние расстояния, чем малозагруженные, то динамическая нагрузка груженого вагона будет больше статической, и наоборот.
3. Динамическая нагрузка вагона рабочего парка (
) – показывает среднее количество грузов, находящихся в вагоне рабочего парка на всем пути его следования. Определяется отношением грузооборота нетто к общему пробегу грузовых вагонов:
.
4. Средняя масса вагона брутто (q бр), т – показывает среднюю массу грузов в вагоне рабочего парка и массу самого вагона рабочего парка на всем пути его следования. Определяется отношением грузооборота брутто к общему пробегу грузовых вагонов:
.
5. Оборот грузового вагона (Ов), сут – характеризует продолжительность одного производственного цикла работы грузового вагона от момента погрузки до момента следующей погрузки. В пределах дороги большая часть вагонов не совершает полного цикла работы, но расчет оборота вагона осуществляется на всех дорогах. Время оборота выражается в сутках или часах и рассчитывается по объемной формуле – как отношение рабочего парка к работе сети:

6. Полный рейс вагона (R п), км – расстояние, пройденное вагоном рабочего парка за время полного оборота:
.
Полный рейс состоит из груженого и порожнего:
.
7. Груженый рейс вагона (R гр), км– расстояние, пройденное груженым вагоном за время полного оборота:
.
8. Коэффициент порожнего пробега вагонов – определяется как отношение порожнего пробега вагонов к общему пробегу (доля порожнего пробега в общем –
) или как отношение порожнего пробега вагонов к груженому (доля порожнего пробега в груженом –
):
,
,
при этом
.
9. Средняя участковая скорость (
), км/ч:
,
где
– поездо-часы на участке, равны локомотиво-часам на участке без учета локомотиво-часов на участке одиночных локомотивов.
10. Средняя техническая скорость (
), км/ч:
,
где
– поездо-часы в движении, равны локомотиво-часам в движении без учета локомотиво-часов в движении одиночных локомотивов.
11. Время нахождения вагона в движении за оборот (
), ч:
.
12. Время нахождения вагона на промежуточных станциях (
), ч:
.
13. Среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией (
), ч:
.
14. Коэффициент местной работы (число грузовых операций с вагоном за оборот –
):
.
15. Время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот (
), ч:
.
16. Среднее время нахождения вагона на одной технической станции (
), ч:
,
где S U тр – количество транзитных вагонов, проходящих по дорогеза год с переработкой и без переработки.
17. Вагонное плечо, км (среднее расстояние между техническими станциями –
):
.
18. Число технических станций, проходимых вагоном за оборот (
), ч:
.
19. Время нахождения вагонов на технических станциях за оборот (
), ч:
.
20. Среднесуточный пробег грузового вагона (S ваг) – характеризует расстояние, пройденное вагоном рабочего парка в груженом и порожнем состоянии в среднем в сутки:
.
21. Среднесуточный полезный пробег грузового вагона (S пол) – характеризует пробег грузового вагона в груженом состоянии за сутки полного оборота:
.
22. Суточная производительность (выработка) вагона рабочего парка (F ваг), т·км нетто – характеризует грузооборот нетто, выполняемый одним вагоном в среднем за сутки:
,
или по аналитической формуле:
.
Важнейшим качественным показателем использования вагонов является оборот вагона. Его расчет возможен как по формуле (17.4), так и по аналитической формуле – как сумма отдельных элементов. В простейшем случае время оборота вагона расчленяется на три элемента:
,
где Т уч – время нахождения вагона на участках;
,
где Т гр – время нахождения вагона под грузовыми операциями;
Т тех – время нахождения вагона на технических станциях.
Может быть выделено время на технических станциях с переработкой и без переработки:
- с переработкой:
,
где L м – маршрутное плечо (среднее расстояние между техническими станциями с переработкой),
– количество технических станций с переработкой, проходимых вагоном за оборот,
– средний простой вагона на технической станции с переработкой;
- без переработки:
,
где
– средний простой вагона на технической станции без переработки.
В соответствии с выделенными элементами оборота вагона, для его расчета могут быть использованы трех-, четырех- и пятичленная формулы:
,
,
.
Рекомендуемая литература
1. «Экономика железнодорожного транспорта» учебник / Н.П.Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П.Терешиной, Б.М.Лапидуса. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. – 676 с.
2. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Терешина Н.П. и др. М.: УМЦ ЖДТ, 2010, 224 с.
3. Корпоративное управление на железнодорожном транспорте.
Терешина Н.П., Сорокина А.В. М.: УМЦ ЖДТ, 2009, с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План перевозок грузов условной железной дороги
Таблица П.1.1.
План перевозок по дороге № 1, тыс. т.
Станции и участки
| Погрузка
| Выгрузка
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
|
Курск
|
| -
|
|
| |
Курск - Тула
|
| -
|
|
| |
Тула - Курск
|
| -
|
| -
| |
Тула
|
| -
|
| -
| |
Тула - Москва
|
| -
|
|
| |
Москва - Тула
|
| -
|
| -
| |
Москва
|
| -
|
|
| |
Станции приема и сдачи
| Прием
| Сдача
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
Курск
| Станции др. дор.
|
|
|
| -
| |
Тула
|
| -
|
|
| |
Тула
| Курск
|
|
|
| -
| |
Москва
|
| -
|
|
| |
Москва
| Тула
|
|
|
| -
| |
Станции др. дор.
|
| -
|
|
| |
Станции
| Вариант
| Местное сообщение (сухогрузы)
| |
Курск - Тула
|
|
| |
Курск - Москва
|
| |
Тула - Москва
|
|
| |
Тула - Курск
|
| |
Москва - Тула
|
|
| |
Москва - Курск
|
| |
Участок
| Протяженность участков, км
| |
Вариант
| |
|
|
|
|
|
| |
Москва - Тула
|
|
|
|
|
|
| |
Тула - Курск
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | |
|
Таблица П.1.2
План перевозок по дороге № 2, тыс. т.
Станции и участки
| Погрузка
| Выгрузка
|
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
|
| |
| |
Кочетовка
|
| -
|
|
|
| |
Кочетовка - Рыбное
|
| -
|
|
|
| |
Рыбное - Кочетовка
|
| -
|
| -
|
| |
Рыбное
|
| -
|
|
|
| |
Рыбное - Москва
|
| -
|
|
|
| |
Москва - Рыбное
|
| -
|
| -
|
| |
Москва
|
| -
|
|
|
| |
Станции приема и сдачи
| Прием
| Сдача
|
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
Кочетовка
| Станции др. дор.
|
|
|
| -
| |
Рыбное
|
| -
|
|
| |
Рыбное
| Кочетовка
|
|
|
| -
| |
Москва
|
| -
|
|
| |
Москва
| Рыбное
|
|
|
| -
| |
Станции др. дор.
|
| -
|
|
| |
Станции
| Вариант
| Местное сообщение (сухогрузы)
|
| |
Кочетовка - Рыбное
|
|
|
| |
Кочетовка - Москва
|
|
| |
Рыбное - Кочетовка
|
|
|
| |
Рыбное - Москва
|
|
| |
Москва - Кочетовка
|
|
|
| |
Москва - Рыбное
|
|
| |
Участок
| Протяженность участков, км
|
| |
Вариант
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
Москва - Рыбное
|
|
|
|
|
|
|
| |
Рыбное - Кочетовка
|
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | |
|
Таблица П.1.3
План перевозок по дороге № 3, тыс. т.
Станции и участки
| Погрузка
| Выгрузка
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
|
Ворожба
|
| -
|
|
| |
Ворожба - Унеча
|
| -
|
|
| |
Унеча - Ворожба
|
| -
|
| -
| |
Унеча
|
| -
|
|
| |
Унеча - Орша
|
| -
|
|
| |
Орша - Унеча
|
| -
|
| -
| |
Орша
|
| -
|
|
| |
Станции приема и сдачи
| Прием
| Сдача
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
Ворожба
| Станции др. дор.
|
|
|
| -
| |
Унеча
|
| -
|
|
| |
Унеча
| Ворожба
|
|
|
| -
| |
Орша
|
| -
|
|
| |
Орша
| Унеча
|
|
|
| -
| |
Станции др. дор.
|
| -
|
|
| |
Станции
| Вариант
| Местное сообщение (сухогрузы)
| |
Ворожба – Унеча
|
|
| |
Ворожба – Орша
|
| |
Унеча - Ворожба
|
|
| |
Унеча - Орша
|
| |
Орша - Ворожба
|
|
| |
Орша - Унеча
|
| |
Участок
| Протяженность участков, км
| |
Вариант
| |
|
|
|
|
|
| |
Орша - Унеча
|
|
|
|
|
|
| |
Унеча - Ворожба
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | |
|
Таблица П.1.4
План перевозок по дороге № 4, тыс. т.
Станции и участки
| Погрузка
| Выгрузка
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
|
Касторная
|
| -
|
|
| |
Касторная - Узловая
|
| -
|
|
| |
Узловая - Касторная
|
| -
|
| -
| |
Узловая
|
| -
|
|
| |
Узловая - Москва
|
| -
|
|
| |
Москва - Узловая
|
| -
|
| -
| |
Москва
|
| -
|
|
| |
Станции приема и сдачи
| Прием
| Сдача
| |
сухогрузы
| нефтяные грузы
| сухогрузы
| нефтяные грузы
| |
Касторная
| Станции др. дор.
|
|
|
| -
| |
Узловая
|
| -
|
|
| |
Узловая
| Касторная
|
|
|
| -
| |
Москва
|
| -
|
|
| |
Москва
| Узловая
|
|
|
| -
| |
Станции др. дор.
|
| -
|
|
| |
Станции
| Вариант
| Местное сообщение (сухогрузы)
|
| |
Касторная – Узловая
|
|
|
| |
Касторная – Москва
|
|
| |
Узловая – Касторная
|
|
|
| |
Узловая – Москва
|
|
| |
Москва – Касторная
|
|
|
| |
Москва - Узловая
|
|
| |
Участок
| Протяженность участков, км
| |
Вариант
| |
|
|
|
|
|
|
| |
Москва - Узловая
|
|
|
|
|
|
|
| |
Узловая – Касторная
|
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица П.2.
Нормативные показатели для расчета плана эксплуатационной работы дорог
Показатель
| Вариант
|
|
|
|
|
Статическая нагрузка вагонов, т:
а) нефтяных грузов
б) сухогрузов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса сквозного груженого поезда, т брутто
туда
обратно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническая скорость сквозных поездов, км/ч
|
|
|
|
|
Техническая скорость сборных поездов, км/ч
|
|
|
|
|
Техническая скорость одиночных локомотивов, км/ч
|
|
|
|
|
Участковая скорость сквозных поездов, км/ч
|
|
|
|
|
Участковая скорость сборных поездов, км/ч
|
|
|
|
|
Участковая скорость одиночных локомотивов, км/ч
|
|
|
|
|
Простой локомотивов на станциях основного депо с заходом в депо (на пару поездов)
|
2,2
|
2,4
|
2,5
|
2,3
|
Простой локомотивов в пунктах оборота (на пару поездов)
|
2,0
|
2,2
|
2,2
|
2,0
|
Простой локомотивов в пунктах смены бригад (на пару поездов)
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
0,7
|
Парк специальных маневровых локомотивов, ед.
|
|
|
|
|
Время работы маневрового локомотива в сутки, ч
| 23,5
| 23,5
| 23,5
| 23,5
|
Простой вагонов под одиночными грузовыми операциями, ч
|
|
|
|
|
Простой вагонов под сдвоенными операциями, ч
|
|
|
|
|
Простой вагонов на технических станциях:
а)
б)
в)
|
4,5
3,9
4,6
|
5,0
4,7
4,5
|
4,8
4,2
5,0
|
4,6
4,9
4,4
|
Процент приема регулировочного порожняка для сухогрузов (по северной станции дороги) от разницы между сдачей и приемом груженых вагонов
|
|
|
|
|
Средняя масса тары вагона, т
|
|
|
|
|
Средняя масса сборного поезда, т брутто
|
|
|
|
|
Средняя длина приемо-отправочных путей, м
|
|
|
|
|
Средняя длина грузового вагона, м
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Предлагаемые формы таблиц
Таблица 1.1.
Густота движения и грузооборот дороги
Участок на дороге
| Протяженность участка, км
| Густота грузопотока на участке, тыс.т.
| Грузооборот на участке, млн. ткм
|
Туда
| Обратно
| Туда
| Обратно
| Всего
|
Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1.2.
Показатели плана перевозок грузов по дороге.
Показатель
| Единица измерения
| Величина показателя
|
по сухогрузам
| по нефтяным
грузам
| по всем
грузам
|
|
|
|
|
|
1. Отправление
| тыс. т
|
|
|
|
2. Прием
| тыс. т
|
|
|
|
3. Прибытие
| тыс. т
|
|
|
|
4. Сдача
| тыс. т
|
|
|
|
5. Перевозки
| тыс. т
|
|
|
|
в т. ч.
ввоз
| тыс. т
|
|
|
|
вывоз
| тыс. т
|
|
|
|
транзит
| тыс. т
|
|
|
|
местное сообщение
| тыс. т
|
|
|
|
6. Грузооборот
| млн. ткм
|
|
|
|
7. Средняя дальность
| км
|
|
|
|
8. Средняя густота перевозок
| млн. ткм/км
|
|
|
|
Таблица 2.1.
Густота вагонопотока и пробег груженых вагонов дороги
Участок на дороге
| Протяженность участка, км
| Густота вагонопотока на участке, тыс.ваг.
| Вагонокилометры на участке, млн.
|
Туда
| Обратно
| Туда
| Обратно
| Всего
|
Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.2.
Определение годового баланса местного порожняка по дороге, тыс. ваг.
Станции и участки
на дороге №
| Сухогрузные
| Наливные
|
погрузка
| выгрузка
| Избыток (+) или недостаток (-) порожняка
| погрузка
| выгрузка
| Избыток (+) или недостаток (-) порожняка
|
|
|
|
|
|
|
|
Курск
|
|
|
|
|
|
|
Участок № 1
|
|
|
|
|
|
|
Тула
|
|
|
|
|
|
|
Участок № 2
|
|
|
|
|
|
|
Москва
|
|
|
|
|
|
|
Итого за год
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.3.
Густота вагонопотока и пробег порожних вагонов дороги
Участок на дороге
| Протяженность участка, км
| Густота вагонопотока на участке, тыс.ваг.
| Вагонокилометры на участке, млн.
|
Сх/гр
| Н/гр
| Всего
| Сх/гр
| Н/гр
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 1
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.4.
Общая густота вагонопотока и общий пробег вагонов дороги
Участок на дороге
| Протяженность участка, км
| Густота вагонопотока на участке, тыс.ваг.
| Вагонокилометры на участке, млн.
|
Груженого
| Порожнего
| Груженые
| Порожние
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
Участок 1, всего
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
Туда
|
|
|
|
|
|
|
Обратно
|
|
|
|
|
|
|
Участок 2, всего
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
Туда
|
|
|
|
|
|
|
Обратно
|
|
|
|
|
|
|
Итого по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.5.
Определение тонно-километровой работы брутто дороги
Участок на дороге №
| Тонно-километры нетто, млн.
| Вагоно-километры, млн.
| Масса тары вагона, т
| Тонно-километры тары груженых вагонов, млн.
| Тонно-километры брутто груженых вагонов, млн.
| Тонно-километры брутто (ткм тары) порожних вагонов, млн.
| Всего тонно-километров брутто груженых и порожних вагонов, млн.
|
Груженых
|
Порожних
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Туда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по участку 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
.
.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.6.
Распределение тонно-километров брутто (млн. ткм.) по категориям поездов дороги
Участок на дороге №
| Во всех категориях
| В сборных
| В сквозных
|
Груженых
| Порожних
| Всего
|
Груженых
| Порожних
| Всего
| Погрузка + выгрузка, тыс. ваг.
| Масса вагона брутто, т
| Тонно-километры брутто
| /Погрузка/ + /Выгрузка/, тыс. ваг.
| Масса тары вагона, т
| Тонно-километры брутто
|
| Груженых
| Порожних
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Туда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по участку 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
.
.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.7.
Определение величины поездо-километров по категориям поездов дороги
Участок на дороге №
| Сборные поезда
| Сквозные поезда
| Все категории поездов
|
Всего
тонно-километров брутто, млн.
| Количество поездов в сутки
| Поездо-километры, тыс.
| Средняя масса поезда брутто, т
| Порожние
| Груженые
|
Тонно -км брутто, млн.
| Масса порожнего поезда, т
| Поездо-км, тыс.
| Тонно-км брутто, млн.
| Масса поезда брутто, т
| Поездо-км, тыс.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Туда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по участку 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
.
.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по дороге за год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.8.
Определение линейного пробега локомотивов дороги
Участок по дороге №
| Во главе поезда, тыс. поездо-км
| В одиночном следовании
| Линейный пробег
|
Туда
| Обратно
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого за год
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.9.
Определение суточных размеров движения по участкам дороги
| Участок на дороге №
| Протяженность участка, км
| Поездо-км в год, тыс
| Количество поездов в год, ед
| Количество поездов в сутки, ед
| Всего
|
Сборных
| Сквозных порожних
| Сквозных груженых
| Сборных
| Сквозных порожних
| Сквозных груженых
| Сборных
| Сквозных порожних
| Сквозных груженых
|
|
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: