Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №2. Уголовно-процессуальный закон




(2 часа)

Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.

Вопросы:

1. Система источников уголовно-процессуального права.

2. Структура и содержание УПК РФ.

3. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции.

4. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Конституция РФ как источник уголовно-процессуального права.

6. Роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в регламентации производства по уголовным делам.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Значение решений Конституционного Суда РФ для правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности.

2. Роль решений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в системе регулирования уголовного судопроизводства.

3. Значение решений Европейского Суда по правам человека для уголовного судопроизводства.

 

Форма занятия – «дискуссия».

Цель введения активных/интерактивных методов – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности, умение обосновывать свою позицию.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и систему уголовно-процессуального законодательства, значение каждого из источников уголовно-процессуального права, существующие в юридической литературе точки зрения о содержании системы источников уголовно-процессуального права.

Форма /технология проведения занятия – дискуссия.

Студентам предлагается ответить на вопросы: «Что следует относить к источникам уголовно-процессуального права? Какими критериями при этом необходимо руководствоваться».

Преподаватель управляет дискуссией, его задача помочь аудитории разобраться в том, что юристу нужны сведения о системе уголовно-процессуального законодательства, а также помочь разобраться в том, что же следует относить к источникам уголовно-процессуального права.

Для того чтобы помочь студентам в ответ на заданный вопрос, можно предложить им назвать источники уголовно-процессуального права и проанализировать существующие в литературе точки зрения по поводу отнесения к их числу тех или иных нормативно-правовых актов.

После обсуждения названных обстоятельств, нужно обсудить по каким признакам необходимо выделять источники уголовно-процессуального права и, основываясь на них, определить круг источников, давая характеристику каждому их названных источников.

Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый обучаемый должен охарактеризовать систему уголовно-процессуального законодательства, ее отличительные черты, круг нормативно-правовых актов, ее составляющих, с проведением анализа конкретных уголовно-процессуальных норм. Также в ходе обсуждения студенты должны ссылаться на законодательство (Конституцию РФ,УПК РФ) и высказываемые в юридической литературе мнения по этому поводу. После того как все ответы записаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. По результатам дискуссии должны остаться только те отличия, которые признает и разделяет вся аудитория, а при невозможности полного согласия - большая часть аудитории.

Форма представления студентами конечного результата: общее заключение.

Дидактическое оснащение:

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.*

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. (Глава 1).*

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. 1998. №20. Ст. 2143.

Постановление Пленума верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 2.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. С.

Научно-практический комментарий к УПК РФ/ под общей ред. Лебедева В.М.; науч. Ред. В.П. Божьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2009.*

Тема №3. Понятие и система принципов уголовного процесса

(2 часа)

Форма занятия – разбор конкретных ситуаций.

Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и признаки принципов уголовного процесса; определить социальное содержание и юридическая сущность принципов; понять и содержание каждого из принципов. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение применять принципы уголовного процесса в конкретных следственных и судебных ситуациях.

Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.

Задание студентам: перечислите принципы уголовного судопроизводства и раскройте их основное содержание, а также определите значение реализации каждого из названных принципов в системе уголовного судопроизводства. Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.

Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый студент должен назвать один принцип уголовного судопроизводства. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты, используя положения главы 2 УПК РФ, с помощью преподавателя, формулируют и записывают основные характеристики каждого из принципов уголовного судопроизводства.

Дидактическое оснащение:

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.* Главы 2, 7.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(Разд.I гл.2)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. 1998. №20. Ст. 2143.

Каминский Э.С. Принцип состязательности по уголовно-процессуальному законодательству РФ// Российский следователь. 2009. №9.*

Королев И.И. О конкуренции принципов уголовного процесса// Российский следователь. 2009. № 5.*

Мельников В.Ю. Гарантии прав и законных интересов граждан в уголовном процессе. Монография. – Ростов н/Д: РГУПС. 2010. *

Некрасов С.В. Толкование норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: системное решение проблем. - М.: Изд-во Юрлитинформ. 2011.*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...