Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность обучения и его структура




(Бордовская, Реан)

СМОТР. понятие обучение в вопросе №6.

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение — это организованный педаго­гом процесс познания, развития, общения, творчества.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними крите­риями. В качестве внутренних критериев: успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обу­чаемости. В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают: степень адаптации выпускника к соц. жизни и проф.деятельности; темпы роста процесса самообразования; уровень образованности или проф. мастерства; готовность повысить образование.

Выделяют внешние закономерности обучения: зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровень культуры, др. Внутренние: связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами, др.)

Для любого вида обучения: система принци­пов (к примеру, системность, доступность, др.), цикличность выше­означенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата, структура процесса обуче­ния, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам.

Методы обучения— это методы преподавания-учения.

Существу­ют различные типологии.Например, первая группа включает в себя методы пе­редачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят бесе­ду, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практи­ческие методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.

Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов.

Виды и стили обучения. В историческом наследии первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Виды: догматическое обучение, развивающее обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение. Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов: репродуктивный стиль обучения, творческий стиль обучения, эмоционально-ценностный, эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.

Пед энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. На общепедагогическом уровне обучение рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности общественных отношений, в результате которой он формируется как личность. В дидактике обучение предстаёт в единстве преподавания как деятельности обучающих и учения как деятельности обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Методика преподавания рассматривает обучение как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного учебного предмета. В психологии обучение выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых происходит обогащение интеллекта учащегося, его психическое развитие.

Главные составляющие процесса обучения — преподавание и учение. В их единстве заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. В элементарной форме отношение «преподавание — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в программах обучения. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является учебный материал, который учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по усвоению учебного материала планируется, организуется, направляется. Во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит учителю. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.

Субъектно-субъектное отношение, характерное для личностно ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется. Отношение «преподавание — учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде обучения представлена в виде письменных заданий, учебников и др. материалов. Вместе со снижением удельного веса непосредственного преподавания в обучении дидактическое отношение «преподавание — учение» становится всё более опосредованным, пока полностью не перейдёт в отношение познавательное.

Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения выступает как принцип педагогической деятельности, нужны специальные усилия педагогов, чтобы его обеспечить.

В состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе общественных ценностей. Все эти элементы передаются учащимся в процессе обучения. Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию обучения. В ходе обучения можно целенаправленно формировать определенные качества личности, например, путем включения в обучение материала, вызывающего у учащихся затруднения, преодоление которых способствует становлению их характера. Однако применения только методов обучения недостаточно для формирования поведения в реальных жизненных ситуациях Если отношение «преподавание — учение» опосредовано через множество заранее запланированных, в известной мере, искусственных учебных ситуаций, то воспитательное отношение — реальное, жизненное.

Существуют различные системы организации обучения – индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система, предметно-курсовая система, курсовая система обучения и др.

В структуру обучения входят следующие категории:

1) Преподавание, цель которого - организация эффективного учениякаждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

2) Учение, цель которого - познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося. Эффективность учения предполагает взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

3) Учебная деятельность - овладение и оперирование системами знаний, овладение умениями и навыками), развитие и становление мотивации к учении, овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и т.д.).

4) Форма обучения это специальная конструкция самого процесса, которая означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.

5) Методы обучения это методы преподавания-учения. Существу­ют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематиза­цию по разным основаниям. Методы передачи и усвоения знаний (словесные): беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с текстом. Практические методы обучения: упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты. Контроль и оценка результатов обучения: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов.

6) Средства обучения – могут быть идеальные (вербальные, напр.), материальные, технические.

Цель и результат обучения

Содержание учебного материала

Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

1. Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

3. Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

4. Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

5. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

6. Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...