Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика высшей школы: структура, современное состояние




(Бордовская, Пидкасистый)

В процессе дифференциации научной дисциплины Педагогики выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика, др.

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Вторая специфическая особенность педагогики высшей школы состоит в ее преемственности со школьной педагогикой.

(энциклопедия)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе. Предметом ПВШ является образовательный процесс в высшей школе. В исследовании своей проблематики ПВШ использует широкий круг общепедагогических и общенаучных методов. ПВШ призвана обеспечивать реализацию в учебном процессе вузов основных принципов высшего образования: фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенаучный и культурный уровень студентов, их сознательную гражданскую позицию.

Структура. В рамках ПВШ разрабатываются:

1. Теория учебно-познавательной и научной деятельности (иногда называется дидактикой высшей школы) студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные педагогические действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники. В этом разделе изучаются проблемы внедрения в учебный процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др. Теория обучения в ВШ объясняет дидактические явления через принципы обучения. Вследствие единства в высшей школе обучения и научного исследования в ПВШ как принципы дидактики выступают и некоторые общенаучные положения: научная организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т.д. Основное значение таких общенаучных принципов в ПВШ проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и научного исследования.

Теория обучения в высшей школе раскрывает качественные изменения в учебном процессе, в которых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Учебный процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактических, психологических, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактическими закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т.д. Лишь с учетом этих обстоятельств в ПВШ и выделяется несколько законов единства учебной и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и др. С этими законами связаны специфические правила и условия обучения. Психологический подход к учению — необходимое условие установления такой связи.

2. Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в учебно-воспитательном процессе в вузе Наиболее существенные среди них психологическое обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных учебных задач, психологическое обоснование путей совершенствования методов преподавания. Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование личности и профессиональную подготовку студентов. Для ПВШ особенно важным выступает психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.

Важную роль психологические аспекты ПВШ играют в условиях применения активных методов обучения с использованием технических средств обучения, а также при освоении современной научной теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, специальных языков науки и т.д. Опираясь на данные психологии, преподаватели могут управлять познавательной деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения и т.п. Интерес и мотивы для учебного процесса являются основой, на которой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практический опыт студентов.

3. Теория информационных компонентов учебного процесса. Учебный процесс в высшей школе — это сложная система движения информационных потоков, динамика которых характеризует учебный процесс как по форме, так и по содержанию. Она анализирует эти аспекты, рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании различных видов учебной и научной деятельности студентов.

4. Методика учебной и научной работы студентов рассматривает систему знаний, навыков и умений научного и прикладного профессионального значения Основная задача — установление связи содержания изучаемых дисциплин с методами и средствами их изучения и науч анализа, в т ч с методами самостоят науч работы. Благодаря анализу содержательного материала в этом аспекте ПВШ формулирует основные методические направления учебно-познавательной деятельности пропедевтики, формирования научной системы предметных знаний, средств, методов и правил практических учебных действий, а также эвристических, проблемных и модельных методов решения учебных и научных задач.

5. Научная организация и управление учебным процессом рассматривает вопросы управления учебной и научной деятельностью студентов. Основная задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т.е. понимания, создающего определенную базу для освоения новой учебной информации. Управление обучением направлено на рационализацию учебного и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения. ПВШ определяет, т о, дидактическую стратегию — общую организацию учебного процесса, метод и тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения). С этими компонентами связана разработка «операционности» педагогических воздействий на студенческую аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т.е. осуществление учебного процесса с учетом оценки психологии восприятия учебной информации.

6. Теория и методика развития технических средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-педагогические аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познавательной деятельности.

7. История высшего образования и ПВШ.

ПВШ играет существенную роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос стандартах высшего образования, в учебных планах и программах, а также в формировании содержательной модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника ВШ требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразовательной школы, вуза и последующего повышения квалификации. Существенным моментом в этой связи предстает поиск ПВШ возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки различных категорий студентов в рамках единого образовательного процесса. Актуальной задачей является также исследование зарубежного опыта высшей школы.

Современное состояние педагогики высшей школы:

Европа: Некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности.

1. Рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием.

2. Интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7-10 лет.

3. Быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии.

4. Выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т.д.).

5. Наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда.

6. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

Основные тенденции развития высшей школы:

1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию - базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, лектории, отделения последипломного образования. Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, междисциплинарных разработок как для преподавателей, участвующих в его работе, так и для студентов (через курсовые и дипломные работы). Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро (в том числе студенческие), опытные производства, внедренческие и так называемые венчурные фирмы, кооперативы и т.п.

3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант.

4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

6. Компьютеризация высшего образования.

7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов.

8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.

9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т.п.

Россия: Среди современных научных проблем, которые ждут своей разработки, к числу актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно-ориентированными. Иначе говоря, приспособленным к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования (бакалавр, магистр), довузовскому опыту, набору педагогически профессионально значимых личностных качеств.

Перспективы развития высшего образования напрямую зависят от следующих основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности.

2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;

3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; для нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений;

4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;

5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...