Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление, современной состояние и развитие системы университетского образования




(Лекции Чесноковйой, Бордовская, серым ответы прошлых лет не знаю откуда взяты)

В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии. Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение — Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, математики и другим наукам о природе. В исторической перспективе — это предшественник современного лицея. В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum — место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам — математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию.

В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа — Аудиториум (от лат. audire — слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны — своеобразные домашние академии.

В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики.

Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лекционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образовательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе. В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства универси­тетов. В конце XI — начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться уни­верситетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год). С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организа­ции, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чер­той являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете — 17. Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени — сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем — магистра, доктора или лиценциата. Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась.

На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.

Идея университета раскрывается в самом названии Universitas, что в переводе с латинского означает совокупность. С древности университет (Alma Mater) былисточником научных знаний, мудрости и просвещения. Его задача заключалась не только в сохранении и передаче существующих знаний, духовных и культурных ценностей, высших образцов человеческой деятельности, но и в развитии интеллекта ради обновления культуры.

Главными принципами университетского образования ( С. И. Гессен) считают:

 

• полноту представленного в университете научного знания;

• дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;

• способность университета к самовосполнению путем подготовки преподава­телей и ученых. Эти принципы присущи любому университету независимо от исторической эпохи и характера его развития. Под полнотой науки понимают всю совокупность известных в мире отраслей научного знания.

В процессе развития университета всегда ставилась проблема свободы преподавания. Мировой опыт демонстрирует разные пути ее решения. Одни университеты отдают предпочтение блестящему оратору и лектору, умелому пропагандисту научных достижений, который умеет вызвать у студентов интерес к познанию истины. Другие видят в университете не столько учебное заведение, сколько привилегированную цеховую организацию (И. Г. Фихте) или высшую научную школу, открывающую научные истины и проверяющую результаты новейших открытий. Однако современные университеты готовят своих выпускников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к различным профессиональным обязанностям. При этом традиционная — духовная и культурологическая миссия университетов остается неизменной.

На протяжении длительного процесса развития университетского образования можно выделить исторически изменчивые типы парадигм:

· «культурно-ценностная» парадигма опирается на освоение универсальных элементов культуры и ценностей прошлых поколений посредством систематического и углубленного изучения трудов великих мыслителей (изначально на латинском и греческом языках). Она ориентирует на разностороннее познание мира.

· «Академическая» парадигма характеризуется приоритетом в университет­ском образовании теоретических знаний и развитием фундаментальных наук

· «профессиональной» парадигмы проявилась в обогащении и рас­ширении содержания университетского образования. Наука перестала быть са­моценной в качестве способа познания и объяснения мира. Она также стала вы­полнять функцию производительной силы, развивающей технику и производство

· «Технократическая» парадигма университетского образования выходит на первый план в XIX-XX веках как своеобразное мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и куль­турными ценностями, узкопрагматическая направленность высшего образования и развития научного знания. При определении целей и содержания университетского образования в рамках данной парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, раз­вития техники и средств цивилизации. В связи с этим в XX веке гуманитарная и естественнонаучная составляющие университетского образования претерпели существенные изменения.

· «гуманистической» парадигмы (альтернатива прагматической или технократической). В условиях университета все студен­ты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональ­ной деятельности не только по признаку социальной значимости, но и по призва­нию, обеспечивающему самореализацию личности.

В XX веке, наряду с качественными и структурными изменениями университета и университетского образования, изменился тип научности и научно-исследовательской деятельности. Научность, образцом которой являлись традиционно устоявшиеся дисциплины (философия, математика, физика, биология, медицина), дополняется новыми науками (психологией, генетикой, социологией, биофизикой, информатикой), а также различными формами интеграции (философия образования, педагогическая психология, физическая химия). Поэтому непрерывно изменяется содержание университетского образования; специализации и направления подготовки специалистов; соотношение фундаментальных курсов и прикладных дисциплин; ориентации факультетов, кафедр, научных отраслей.

РОССИЯ

Реформы российского образования

1. Реформы Петра I (18в.):

• Светское направление образования

• Западно-европейская ориентация

• Естественно-научное и профессиональное образование

• Расширение круга сословий, получающих образование

2. Начало 19 в. Был принят Устав университетов, изданный по указу Александра I в 1802 г.:

· Создание в России единой, многоступенчатой системы образования

· Установление зависимости должности госслужащих от образования

· Принятие государством от церкви попечительства над системой образования. Создается Министерство народного просвещения

· Создаются 6 образовательных округов, каждый под попечительством университета.

· Религиозная направленность светского воспитания

· Сословный характер образования

3. Начало 20 в. широкое движение учительства и интеллигенции приводит к осознанию необходимости реформ:

· Переход к всеобщему образованию населения, ликвидация неграмотности

· Приближение образования к потребностями реальной жизни

· Отделение школы от церкви

· Принцип единой школы

· Повышение качества подготовки учителей

· Повышение жизненного уровня учительства

Советская школа:

1. Всеобщее обязательное образование. За образование подрастающего поколения несут ответственность государство, семья, общество

2. Бесплатное образование. Устанавливалась система пособий и стипендий

3. Равенство всех граждан на образование.

4. Принцип единой трудовой школы

5. Отделение школы от церкви

6. Введение системы коммунистического воспитания

7. Развертывание системы общественных организаций, где вырабатывались навыки самоуправления.

8. Создание дошкольных воспитательно-образовательных учреждений

9. Создание системы педагогического образования

10. Обеспечение роста материального положения преподавателей

Тенденции развития в России конец 20- начало 21 века:

• Появление негосударственных образовательных учреждений

• Сокращение числа учебных заведений и количества учащихся на этапе начальной профессиональной подготовки – следствие - отсутствие квалифицированных кадров. Важно: утрата статуса профессий.

• Возможно получение образования на дому или в режиме экстерната, дистанционно

Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:

• взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов;

• преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета;

• гражданственность воспитания;

• интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.

воспитательная функция профессионального образовани я:

В рамках профессионального образования протекают не только процессы обучения и воспитания, но и начинает активно разворачиваться процесс профессиональной социализации. Вся система педагогической работы в системе профессионального образования направлена на подготовку специалиста.

Воспитательный аспект состоит в выработке профессиональных личностных качеств (соответствие профессиограмме по личностным характеристикам)

Рассматривая воспитательную функцию в средних специальных и высших учебных заведениях, следует подчеркнуть, что здесь более чем в средних общеобразовательных, распространены негосударственные формы образования, поэтому вопросы воспитания и профессиональной социализации решаются в зависимости от особенностей субъекта социализации.

Возникает также новая система взаимоотношений между учащимися и преподавателями: Если в государственном учебном заведении преподаватель выступает в качестве представителя общества, выполняющего государственный заказ на подготовку специалиста или воспитание и обучение новых членов общества, то в негосударственном учебном заведении преподаватель – наемный служащий, находящийся в определенной зависимости, как от работодателя, так и от непосредственного покупателя услуги. Данная ситуация не может не сказываться на всем характере взаимоотношений, которые становясь «рыночными», утрачивают прежнюю ролевую определенность: наставник-ученик; старший-младший.

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Тенденции:

· Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах России.

· это мощное обогащение вузов современными информа­ционными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

· это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

· Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на само­финансирование.

· И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в об­новление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экс­периментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

В современной России система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Например: купеческие, казачьи, фермерские, морские школы, кадетские корпуса, адаптивные образовательные учреждения, школы-лаборатории, оригинальные образовательные комплексы, национальные школы (еврейская, калмыцкая, ненецкая, финская, немецкая). Появились международные школы и университеты, частные школы и вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия. (Сейчас, по-моему, академий нет).

+ ДАЛЕЕ рассказывайте про Болонскую систему СМОТР. ответ на вопрос №22

Др. Рим – «антенеум», в Константинополе в 425г. - «императорская аудитория», Средневековье - кафедральные и соборные школы церквей.

1) Институциональное закрепление университетской формы относят к XII в. Создание университетов стало переходом высшего образования в светскую форму. Преподавательский корпус первоначально составляли священнослужители, они были материально заинтересованы в открытии светских учебных заведений.

2) Моделями последующего развития университетского образования стали Болонский (высшее юридическое учебное заведение) и Парижский университеты.

Болонский университет: право приглашения читающих лекции профессоров, выбора учебных курсов, утверждения внутреннего порядка жизни университета принадлежало ученическому сообществу. Некоторое время университет содержался лишь на средства учащихся.

Парижский университет: магистерский архетип. Возник по инициативе магистров и профессоров, желавших реализовать свою преподавательскую деятельность. 4 факультета: искусств, канонического права, теологии и медицины.

Кембриджский и Оксфордский («воспитание джентельмена») университеты.

Отличие университета как учебного заведения – универсальное обучение:

- Обучение охватывает предельно широкий круг дисциплин.

- Обязательное обучение трем «словесным» и четырем «реальным» искусствам: тривиуму (риторике, грамматике, диалектике) и квадривиуму (арифметике, геометрии, астрономии и теории музыки).

- Подготовительные факультеты (артистический, философский) дают общее образование. Другие факультеты обеспечивают специализированную подготовку.

- Студентам дано право прослушать курс лекций в других университетах. «Странствующий студент».

- Латынь как универсальный язык обучения.

- Доминирует среди учащихся более высокое сословное происхождение.

На стадии своего зарождения университеты получали наименование studium generale и противостояли studium particulare. Generale – привлечение студентов из любых местностей и государств; в отличие от particulare – обучение местных горожан не универсальному, а узкоспециализированному знанию.

Для получения учебным заведением статуса studium generale необходим был ряд условий:

• соответствующие санкции церкви либо царствующего монарха;

• наличие преподавательской и студенческой гильдий;

• возможности обучения 7 либеральным искусствам.

Фундамент университетского образования образует триединство: обучения, исследования и воспитания. В средневековом университете задачи воспитания превалировали над задачами обучения и тем более исследования. К XV в. с ростом национального самосознания в университетской образовательной традиции укрепляется требование патриотического воспитания (отказ от латыни).

Парадигмы:

1) Образование – Исследование

1. универсальное – специальное

2. фундаментальное – прикладное

3. гуманитарное – естественнонаучное

4. старое (традиционное) – новое (инновационное).

2) Обучение – Воспитание

5. культурная (модель) – прагматичная

6. массовое (открытый) – элитарное (закрытый)

7. идеологическое – академическое

8. интернациональное – патриотическое.

3) Патронаж (государственное управление) – Автономия (самоуправление)

9. государственный – частный

10. большой (мультиверситет) – малый (колледж)

11. регионализация («молекула») – глобализация («сеть»).

Первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687). Нынешний ее «правопреемник» – Духовная академия в Сергиевом Посаде. В России произошло размежевание академической науки и университетского образования. Первым самостоятельным российским университетом стал Московский университет (1755г) – основа: немецкие и австрийские университеты. В отличие от университетов Германии: нет организованной ученой корпорации, не имел самоуправления, во главе - чиновник, а не ученый.

Модель университета В. Гумбольдта - Берлинский университет: единство обучения, исследования и воспитания + идея привлечения к преподаванию ученых. Классическая идея университета - сочетание принципов свободы исследования и обучения с воспитанием гражданственности.

Типовое положение о российском вузе дает следующее определение университета: "Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения...". Как научное учреждение, занимающееся обучением, университет складывается еще в средневековой Европе.

Первые университеты возникли в Западной Европе в XII в. как свободные корпорации преподавателей и учащихся и имели преимущественно богословский характер. Однако форма их организации, основанная на свободном союзе, наделяющем студентов широкими корпоративными правами, оказалась настолько совершенна, что университеты не погибли в период Реформации. Наоборот, восприняв идеи гуманистов, прежние центры ученых клириков стали рассадниками академически и широко образованных людей.

Кризис содержания университетского образования был связан с кризисом философии, традиционно отвечавшей за выработку картины мира и систематизацию наук и учебных дисциплин. Разрушение теологической, а затем натурфилософской картины мира, критика метафизики в рамках философского критицизма привели к распаду старой концепции университета. Педагогика, в том числе университетская, отвечала за воспроизводство социальных отношений, основных профессий и типов деятельности, за передачу культурных норм и рамок деятельности, системы ценностей. Сама же философия начинает радикально меняться под влиянием начавшейся в конце XVII в. научной революции, прогрессирующей дифференциации наук, дробления знания. Университетская дидактика в это время перестраивается, но вскоре учебные предметы оказываются крайне перегруженными научными данными. Учебный процесс схематизируется, дисциплинируется и технологизируется. Универсальность университетского образования отступает на задний план.

В отличие от Западной Европы система университетского образования в России формировалась в условиях императорской власти, которая выступала единственным источником инициативы в области высшего образования. Поэтому отношение к характерному для Европы университетскому вольнодумству было настороженным. Первый российский университет появился в 1724 г. указом Петра I при петербургской Академии наук и до 1753 г. едва произвел один выпуск. А уже в 1766 г. этот университет был закрыт.

Открытый в 1755 г. на основании указа Елизаветы I Московский университет стал более удачной попыткой создания культурного и научного центра. В отличие от западно-европейских университетов Московский университет не имел богословского факультета, предполагал многоуровневую подготовку, т.е. во многом опережал свое время.

В советские времена, несмотря на формальную декларацию академических свобод, связанных с возможностью активного формирования содержания своего образования, выбором учебных курсов из числа предложенных университетом, господствовала концепция жесткой централизации форм и контроля идеологического содержания образования. Практически все занятия, предусмотренные расписанием, являлись обязательными. Замена посещения лекции занятиями в библиотеке рассматривалась как нарушение учебной дисциплины. Ряд дисциплин гуманитарного направления (социология, политология и др.), которые преподавались в большинстве университетов мира, были исключены.

И лишь в начале 90-х гг. начинается возврат России к принципам университетского образования. Начинается издание нового поколения университетских учебников, переподготовка преподавателей гуманитарных дисциплин, стандартизация направлений и учебных курсов. Университеты получают автономию, которая обеспечивается:

- правом собственности на землю, здания, имущество, необходимое для уставной образовательной деятельности;

- правом собственности на денежные средства, получаемые из любых законных источников, на результаты интеллектуального и творческого труда и приобретаемые на эти доходы объекты собственности;

- правом набора студентов на платной основе;

- правом утверждения учебных планов и программ, выбора форм и методов обучения в рамках требований государственных образовательных стандартов, а также самостоятельного определения вузовского компонента образования;

- правом утверждать собственный устав, определять структуру вуза, размер оплаты труда сотрудников;

- правом осуществлять международное сотрудничество в области образования, а также внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

С появлением сети университетов и университетских библиотек Европа превратилась в единое образовательное пространство. В этот период локализация очагов культуры произошла в монастырях, средневековых университетах, городах. Именно здесь возникли узлы образовательного пространства, т.е. превращение образования в систему.

Особо поднялось значение университетов в 14-16вв на гребне восхождения нового класса, разбогатевшего на торговле. Образование и грамотность (ранее привилегиея церковного люда) доступны мирянам.

Около трех веков университеты находились в авангарде интеллектуального развития Европы.

В 19 в. складывается классическая модель университета, где университет - это элитарное высшее учебное заведение, где обучение и научные исследования слиты в неразрывное целое.

Современное состояние, проблемы развития

Становление в настоящее время единого информационного пространства ведет к созданию единого мирового образовательного пространства. По мере построения информационного общества все более широкие массы людей окажутся втянутыми в сферу притяжения образовательного пространства.

Университетское образование признается как ведущий фактор мирового культурного прогресса.

Университетское образование, как и наука – феномен цивилизации, интернациональный по своему характеру. Чем мобильнее наука и университетское образование проникает через государственные границы, этно-национальные барьеры, тем более высоки темпы научно-технического, социального прогресса. В то же время последние 300 лет шло обособление национальных систем образования. Выстроились порой трудно совместимые критерии, организационные формы, которые затрудняют процесс взаимодействия. Разнородность систем образования, квалификационных характеристик образовательных документов стало затруднять действие рынка труда, сдерживало миграцию квалифицированных специалистов в странах ЕС.

Конкуренция Европейского образования с американским, в том числе во влиянии на процессы развития мировой цивилизации.

Высшее образование становится массовым, но качество образования существенно отличается между странами и отдельными учебными заведениями. Для признания, сертификации качества и документов необходимы общие критерии, совместные подходы, действия, органы.

Совершенствование высшего профессионального образования на основе использования новых информационных технологий. Однако анализ развития образования в современном мире приводит к выводу, что использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению проблем модернизации современного образования, когда развитие технологической составляющей сопровождается радикальными изменениями во всех других компонентах образовательного процесса.

Болонский процесс с подписания декларации в 1998

Включение университета в процессы глобализации предполагает его способность обеспечить всеобщий стандарт качества и системность своего образования. Предполагается учреждение акредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...