Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гигиеническая оценка классного помещения и мебели




 

Размеры классной комнаты приняты около 50 м2, при длине ее не более 9 м и ширине не более 6,3 м. Площадь на 1 ученика младших классов 1,25 м², старших классов - 1,4 м². Высота комнаты не менее 3 м.

Температура воздуха в классе должна быть 18-20°, влажность 30-60%, скорость движения воздуха 0,3-0,4 м/с. Температура батарей водного отопления допускается не выше 70°, панелей при лучистом отоплении - 30-35°, факела воздуха при воздушном отоплении - 40°.

Естественная вентиляция осуществляется с помощью фрамуг и форточек, отношение площади которых к площади пола (коэффициент аэрации КА) составляет не менее 1/50. Рекомендуется для принудительной приточной вентиляции устройство, обеспечивающие 16 м³ воздуха на 1 ученика в 1 час (в мастерских 20 м³). Предельно допустимая концентрация ПДК СО2 = 0,1%.

Наилучшей ориентацией окон считается южная, восточная, юго-восточная, юго-западная. Северная ориентация не разрешается (допускается для мастерских), западная ограничивается. Коэффициент разрыва КР от соседних зданий должен составлять не менее 2,5 высоты противостоящего окнам здания. Коэффициент естественного освещения КЕО рассчитывается как отношение освещенности внутри помещения к освещенности снаружи, его допустимая величина не менее 1,5%. Световой коэффициент СК рассчитывается как отношение площади окон к площади комнаты, величина СК равна 1/4, в сельской местности допускается 1/5. Коэффициент заглубления КЗ составляет отношение высоты верхнего края окна от пола к ширине классной комнаты, его норма 1/2. Поток света в классе устанавливается слева от учащихся. Окраска интерьера рекомендуется матовая в светлых тонах.

Искусственное освещение лампами накаливания должно обеспечить освещенность 150 лк, люминесцентными лампами – 300 лк. Используются для ламп накаливания светильники ПКР-300 или СК-300 с лампами мощностью 300 вт, для люминесцентных ламп мощностью 40 вт светильники ЛС, ЛП, ШОД. Удельная мощность освещения УМО определяется отношением суммарной мощности ламп к площади помещения. При лампах накаливания УМО равен 40-48 вт/м, при люминесцентных – 20-24 вт / м². Высота подвеса светильников – не выше 2,8 м.

Используется ученическая мебель пяти групп в соответствии с ростом.

 

Таблица 10. Стандартизация ученической мебели

Группа мебели Высота стола Высота стула Маркировка
А (до 130 см)     желтая
Б (131 145 см)     красная
В(146-160 см)     голубая
Г (161-175 см)     зелёная
Д (выше 175 см)     белая

Правильная посадка обеспечивается индивидуальным подбором мебели. Школьник должен сидеть прямо, с легким наклоном вперед, тетрадь или книга на расстоянии 30-35 см от глаз. Опора осуществля­ется на сидение ягодицами и 2/3 бедра, на спинку стула спиной в области поясницы, на крышку стола предплечьями, на пол подошвами ног при сог­нутых под прямым или тупым углом тазобедренном и коленном суставах. Плечи находятся на одном уровне.

Дистанция спинки парты устанавливается на 3-5 см больше переднезаднего размера туловища, высота сидения равна длине голени со стопой плюс высота каблука, дистанция сидения отрицательная (край стула задвинут под край стола на 3-5 см) или нулевая, дифференция парты (высота стола над стулом) соответствует высоте локтя опущенной на сиденье руки плюс 5-6 см. Для правильного рассаживания учеников в классе должно быть 2-3 группы мебели.

Парты расставляются в 3 ряда с проходами между ними 70 см, от стен 60 см, от первой парты до доски 2,2 - 2,5 м.

Доски используют ленточные, раздвижные, створчатые с разным покрытием: темно-зеленого, темно-коричневого или черного цвета. Высота подвеса доски от пола 80-90 см.

 

Цель работы: познакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к помещению школы, учебным классам и оборудованию; освоить методику гигиенической оценки учебного класса и школьной мебели.

Оборудование: калькулятор, рулетки, компас, гигрометр психрометрический, люксметр

Рекомендации по оформлению работы:

Задание 1. Произведите соответствующие наблюдения, измерения и расчеты и заполните таблицу 11.

Таблица 11.

Показатели классной комнаты Полученные данные Норма
Размеры комнаты   Длина Ширина Высота Площадь Площадь на 1 ученика    
Микроклимат   Температура воздуха Влажность Способ вентиляции КА    
Естественное освещение   Ориентация окон Коэффициент разрыва КЕО СК КЗ Цвет стен, потолка, мебели    
Искусственное освещение   Количество светильников Тип светильников Высота подвеса Суммарная мощность ламп УМО    
Мебель   Количество парт Группы мебели Классная доска   Расстояние от нее до 1-й парты Количество рядов парт Расстояние крайних рядов: от внутренней стены от внешней стены от задней парты до стены    

Сделайте выводы о соответствии параметров учебной аудитории гигиеническим требованиям.

Выводы:

Контрольные вопросы:

  1. Гигиенические требования к учебным помещениям в школе.
  2. Школьная мебель. Правильная посадка учащихся.
  3. Требования к учебному оборудованию.

Занятие 9.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ УРОКОВ

 

Дневная учебная нагрузка должна соответствовать возрастным возможностям учащихся и планироваться с учетом суточной и недельной динамики умственной работоспособности. Допустимая нагрузка с учетом возраста учащихся дана в таблице 12:

 

Таблица 12. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка

Школьники, классы Нагрузка (часы в неделю)
Классные (аудиторные) занятия Внеклассные, самостоятельные Всего в неделю
Обязательные Факультативы
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Студенты   -    

При пятидневной учебной неделе допустимая недельная нагрузка составляет в первом классе 20 часов, во 2 – 4 классах – 22 часа, в 5-м классе – 28 часов, в 6 классе – 29 часов, в 7 классе – 31 час, в 8 – 9 классах – 32 часа, в 10 – 11-м классах – 33 часа. Для первоклассников в целях адаптации рекомендуется за день в сентябре не более 3 уроков по 35 минут, во 2 четверти не более 4 уроков по 35 минут, во втором полугодии – согласно норме.

В понедельник работоспособность невелика, поэтому в расписание следует включать не самые трудные уроки. Наибольшая работоспособ­ность отмечается во вторник и среду, с четверга она снижается и наи­меньшей становится в субботу. Первый урок при занятиях в первую сме­ну отличается высокой, но не максимальной работоспособностью. Са­мая высокая работоспособность наблюдается на 2-3-м уроках, здесь воз­можно проведение наиболее трудных уроков и контрольных работ. На 4-м уроке умственная работоспособность начинает падать до минималь­ной к 6-му уроку. Второй максимум работоспособности возникает с 16 до 18 часов, к этому времени следует приурочить наиболее трудные уро­ки на занятиях во вторую смену или выполнение домашних заданий.

Следует отметить, что подразделение уроков по степени трудности довольно относительно. Условно их подразделяют так:

Таблица 13. Распределение предметов по трудности:

 

Трудные Средней трудности Легкие
математика, физика, химия, информатика, иностранный язык, русский язык естествознание, биология, география, обществоведение, история, литература черчение, физкультура, НВП, ОБЖ, труд, изоискусство, музыка

 

В соответствии с 11-балльной классификацией учебные дисциплины распределяются следующим образом: 11 баллов – математика, 10 – иностранный язык, 9 – физика и химия, 8 - история, 7- русский язык, 6 – биология, география, литература, 5 – физкультура, 4 – труд, 3 – черчение, 2 – рисование, 1 – пение. Разумеется, такая градация довольно условна. Кроме того, в младших классах уроки письма и чтения оказываются более трудоемкими, чем математика.

В школьном расписании предусматривается чередование нагрузок и отдыха. Следует учесть, что отдых может быть активным, в виде смены деятельности. Активному отдыху способствует чередование уроков с умственными и физическими нагрузками, точных и гуманитарных, требующих письма и устной работы. Необходимо избегать сдвоенных уроков по одному предмету. Сдваивание уроков допускается по труду, физической культуре для занятий лыжным бегом, в старших классах - по математике для написания контрольных работ, по литературе для сочинения, по физике и химии для лабораторных работ.

 

Цель работы: познакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; освоить методику гигиенической оценки расписания учебных занятий.

Оборудование: бланки расписания учебных занятий средней школы

Рекомендации по оформлению работы:

Задание 1. Данные предложенного для анализа расписания занесите в таблицу, предварительно указав школу, класс, время начала занятий. Сравните данные расписания с учебным планом:

Таблица 14. Базовый учебный план общеобразовательной школы

Учебные предметы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX X XI
Русский язык           - -
Литература              
Математика           4/5  
История              
Ознакомление с окружающим миром - - - - - -  
Обществоведение - - - - -   -
Природоведение   - - - - - -
География -         1/2 -
Биология -           1/2
Физика - -          
Астрономия - - - - - -  
Черчение - -       - -
Химия - - -   2/3    
Иностранный язык              
Изоискусство       - - - -
Физкультура              
Трудовое обучение              
НВП - - - - -    
Музыка         - - -
Этика и психол. семейной жизни - - - -   - -
Информатика - - - - -    
ВСЕГО:         31/32 29/30 31/32

Особое внимание обратите на положение уроков труда (их рекомендуется ставить на 3-4 уроках) и физкультуры (4-й урок, а по некоторым данным лучше последним уроком), способствующих повышению умственной работоспособности. Уроки труда и физкультуры лучше ставить через день. Заполните рабочую таблицу 15.

Таблица 15. Гигиенический анализ расписания уроков

Элементы расписания Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Порядок предметов 0. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.            
Количество уроков по дням недели            
Недельная нагрузка              
Сдвоенные уроки                
Распределение уроков по трудности              
Чередование уроков              
Место урока физкультуры            
Место уроков труда              
Факультативы              

 

Задание 2. Составьте собственный вариант расписания, удовлетворяющий всем требованиям школьной гигиены:

Собственный вариант расписания:

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 3. 4. 5. 6. 7.

Выводы:

Контрольные вопросы:

1. Гигиенические принципы умственного труда

2. Гигиенические требования к уроку

3. Гигиенические требования к расписанию уроков.

4. Гигиеническая организация перемен.

 

Коллоквиум

Тема: Особенности роста и развития детей и подростков

Вопросы для подготовки:

 

1. Понятие здоровья и оценка физического развития детей. Группы здоровья. Состояние здоровья и комплекс показателей физического развития детей и подростков.

2. Роль неблагоприятных факторов среды в формировании заболеваний у детей. Распространенность заболеваний у детей и связь с возрастом. Профилактические мероприятия.

3. Понятие о внутренней среде организма, определение гомеостаза, его значение, понятие о кроветворении, состав, функции и возрастные особенности крови, определение иммунитета, его виды и возрастные особенности.

4. Характеристика периода новорождённости – первого этапа внеутробной жизни.

5. Характеристика грудного или младенческого периода развития.

6. Характеристика периода формирования молочных зубов.

7. Развитие детей преддошкольного возраста.

8. Развитие детей дошкольного возраста.

9. Особенности развития детей младшего школьного возраста.

10. Особенности развития детей в препубертатном возрасте.

11. Особенности периода полового созревания (дети старшего школьного возраста).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...