Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы выполнения курсовой работы




Менеджмент

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Направление подготовки

Менеджмент

Профили подготовки:

Управление человеческими ресурсами

Финансовый менеджмент

Маркетинг

 

 

Кемерово 2016


Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» составлены к.э.н., доцентом А.Ю. Нестеровым и ст. преподавателем Т.А. Кузнецовой и предназначены для студентов Института экономики и менеджмента, обучающихся по очной, очно-заочной или заочной форме по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» по профилям подготовки «Управление человеческими ресурсами», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг».

 

Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры менеджмента имени И.П. Поварича

Протокол № ___ от «___» _________ 2016 г.

 

Зав. кафедрой ___________________ Е.А. Морозова

 

 

Одобрено учебно-методической комиссией

Протокол № ____ от «____» __________ 2016 г.

 

Председатель ____________________ О.Н. Козлова

 

 


Содержание

 

Общие требования к курсовой работе по дисциплине «Менеджмент» 4

Этапы выполнения курсовой работы 9

Требования, предъявляемые к структуре и содержанию
курсовой работы 11

Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы 16

Подготовка к защите, защита курсовой работы и критерии ее
оценки 21

Информационные источники курсовой работы 24

Заключительные положения 25

Приложения 27

 

Приложение А – Примерная тематика курсовых работ 27

Приложение Б – Примерная структура курсовой работы
теоретического характера 31

Приложение В – Примерная структура курсовой работы
прикладного характера 33

Приложение Г – Примерное содержание курсовых работ
прикладного характера 35

Приложение Д – Пример оформления титульного листа
курсовой работы 40


Общие требования к курсовой работе по дисциплине
«Менеджмент»

 

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Основными профессиональными образовательными программами высшего образования направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»[1] по профилям подготовки «Управление человеческими ресурсами», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг» на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» января 2016 г. № 7, а также локальных нормативных документов КемГУ.

Курсовая работа – самостоятельная разработка в соответствии с требованиями кафедры конкретной темы, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Курсовая работа относится к учебной работе студентов, выполняется ими самостоятельно в течение семестра под руководством преподавателя, включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

Курсовая работа выполняется для закрепления и углубления теоретических знаний по дисциплине «Менеджмент», для овладения практическими навыками аналитической работы, необходимыми для будущей деятельности специалиста. Курсовая работа призвана определить и структурировать систему управленческих знаний студентов, концентрируя внимание на эволюции взглядов на управления, отдельные проблемы управления организациями и пути их решения, на подходах, концепциях, теориях менеджмента, процессах, принципах, механизмах, технологии и методах менеджмента организаций.

Основными задачами являются:

- закрепление знаний об эволюции управленческой мысли, концепций управления, систем, теорий, подходов, принципов, методов, механизмов и технологии эффективного управления;

- закрепление понимания структуры управленческого знания, места и значения различных составных частей менеджмента;

- анализ и оценка особенностей менеджмента на разных уровнях управлениях и в различных условиях функционирования и развития организаций;

- оценка применимости основных концепций и подходов при различных типах и видах управления в современных условиях;

- усвоение знаний об ограничениях и современных возможностях различных концепций управления, систем, теорий, подходов, принципов и методов управления;

- проблемно ориентированное либо объектно ориентированное изучение содержания теорий менеджмента и\или их практической реализации при решении проблем обеспечения эффективного управления предприятием;

- углубленное изучение передового зарубежного и отечественного опыта управления в контексте решения прикладных задач повышения эффективности менеджмента;

- изучение структуры системы управления организацией, выявление ее особенностей и определение факторов, влияющих на изменение системы управления и отдельных ее элементов;

- изучение процесса управления, отдельных стадий процесса управления;

- изучение функций управления, определение степени полноты и достаточности полномочий, власти и ресурсов для эффективного выполнения функций;

- изучение методов управления, а также форм и технологии управления отдельными социально-экономическими процессами в организации и др.

При выполнении курсовой работы основным методологическим инструментом является системно-ситуационный подход.

Курсовая работа выполняется в рамках дисциплины «Менеджмент» в 4-м семестре. Для подготовки курсовой работы студенту целесообразно опираться не только на полученные в ходе лекционных и практических занятий знания, но и на знания, связанные с изучением теории менеджмента и полученными при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов, дающие философские, общеэкономические, исторические, социологические, политологические, культурологические, психологические и другие знания.

Написание и защита курсовой работы по дисциплине «Менеджмент», в свою очередь, дает знания, умения владения, которые способствуют в дальнейшем более качественному усвоению теоретического материала таких дисциплин, как «Стратегический менеджмент», «Теория организации», «Корпоративная социальная ответственность», «Организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами», «Разработка управленческих решений», а также для написания последующих курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

В результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» в зависимости от выбранной темы курсовой работы у студентов развиваются и\или формируются профессиональная (ПК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции:

ОПК-2 - Способность находить организационно управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений;

ОПК-3 - Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;

ПК-1 - Владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.

В результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» в зависимости от выбранной темы обучающийся должен:

знать:

− роли, конкретные функции управления и задачи менеджера в современной организации;

− процесс управления, принципы и методы планирования, организации, мотивации, контроля и координации;

− принципы формирования эффективных организационных структур управления;

− основные понятия процесса групповой динамики, методологию и результаты основных исследований в области групповой динамики;

уметь:

− ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

− критически оценивать содержание различных теорий, концепций, подходов в менеджменте;

− логично и аргументированно излагать мысли в сфере профессиональной деятельности;

− применять методологию стратегического менеджмента и планирования при разработке стратегии организации;

− проектировать организационную структуру управления организации;

− распределять полномочия и ответственность рамках организационной структуры управления организации;

− оценивать возможности и ограничения применения основных теорий и концепций взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

владеть:

− методами реализации основных управленческих функций;

− навыками стратегического мышления при рассмотрении и анализе проблем развития организаций;

− навыками проектирования организационной структуры управления;

− навыками распределения полномочий и ответственности в организационной структуре управления;

− методами управления социальными процессами в организации;

− методами организационных коммуникаций.

 

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» может быть двух типов:

1. Преимущественно теоретической, выполненной на основе изучения, анализа, обобщения и представления нормативно-правового, учебного, научного, методического и статистического материала, опубликованного в известных открытых источниках;

2. Преимущественно прикладной, выполненной на основе изучения, анализа и обработки фактических данных определенных организаций (выполняется, как правило, по месту работы обучающегося, по месту прохождения практики или на основании открытой информации об организации и управлении организацией).

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Менеджмент» представлена в Приложении А.

При выполнении курсовой работы теоретического характера необходимо по выбранной теме представить развернутое обоснование выводов относительно целесообразности, эффективности применения определенных концепций (теорий, подходов, методов и пр.) управления с учетом современных условий функционирования и развития организаций и перспектив развития. Также должна быть представлена критическая оценка потенциальных возможностей и объективных ограничений применения определенных управленческих идей, подходов и методов управления. Для полноты понимания содержания определенных управленческих идей, концепций и теорий полезным будет рассмотрение вопросов, связанных с биографией выдающихся ученых и практиков, являвшихся авторами и\или популяризаторами соответствующих идей, концепций, теорий и т.д.

Существенно повышается качество теоретической курсовой работы при представлении аналитических данных, основанных не только на отечественном опыте, но и являющихся обобщением зарубежной практики. Типовая структура курсовой работы теоретического характера приведена в Приложении Б.

Курсовая работа прикладного характера имеет некоторые особенности. Выбранная тема должна быть актуальной и иметь практическое значение для экономики РФ, региона, муниципального образования, организации, структурного подразделения организации. Типовая структура курсовой работы прикладного характера приведена в Приложении В.

 

Этапы выполнения курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно путем поиска и изучения литературных источников, сбора фактических данных и материалов предприятий, организаций, средств массовой информации. Научный руководитель помогает студенту с выбором темы, составлением плана работы, подбором литературных источников, с выделением наиболее важных и актуальных теоретических и практических вопросов темы. Научный руководитель оказывает помощь в форме консультаций (групповых и индивидуальных), проверяет работу, при необходимости делает замечания, контролирует их исправление, проводит процедуру защиты и оценивает работу.

Основными этапами работы по выполнению курсовой работы являются

− выбор темы курсовой работы;

− составление плана курсовой работы;

− подбор списка литературы п теме курсовой работы;

− сбор и анализ теоретического и эмпирического (практического) материала;

− написание текста курсовой работы;

− оформление курсовой работы;

− защита курсовой работы.

На первых консультациях студенты обязаны согласовать с руководителем работы выбранную тему и содержание курсовой работы.

При выборе темы необходимо руководствоваться следующими принципами:

- актуальность выполнение работы, практическая значимость ожидаемых результатов проведенного исследования и предложений по повышению эффективности управления;

- наличие личного интереса студента в отношении какой-либо проблемы управления;

- наличие информации и\или доступа к информации, позволяющее исследовать фактически сложившуюся ситуацию в организации (на рынке, в отрасли и т.п.) и выявить факторы, обусловившие возникновение ситуации;

- возможность продолжения исследования в будущем с последующим выполнением выпускной квалификационной работы.

Весьма важным является правильное определение объекта исследования. Как правило, курсовые работы выполняются по материалам действующей организации, которая рассматривается в качестве объекта исследования. Однако попытка исследования и решения проблем управления прикладного характера не должна ограничивать возможности разработки теоретической темы. В этом случае студенты могут выходить с инициативными исследовательскими темами.

Студент вправе самостоятельно выбрать тему курсовой работы из предложенного перечня, либо предложить тему, не входящую в предлагаемый перечень тем, представив руководителю развернутое обоснование ее актуальности и целесообразности выполнения. Такой порядок распространяется на курсовые работы прикладного характера.

До начала выполнения курсовой работы студент определяет и согласовывает с руководителем курсовой работы источники информации.

Выполнение курсовой работы начинается в предусмотренное учебным планом время.

За время выполнения курсовой работы студент должен изучить научную, учебную литературу, периодические издания, статистическую информацию по разрабатываемой теме, а также при необходимости собрать в организации отчётные данные, провести необходимые наблюдения, опросы и пр. Примерный перечень материалов, необходимых для выполнения курсовой работы, определяется индивидуально в зависимости от выбранной темы.

Примерное содержание курсовых работ по некоторым актуальным темам приведено в приложении Г. При выполнении курсовой работы допускается представление проектных мероприятий в виде предложений по изменению ситуации, без разработки организационного плана их реализации.

По мере получения и накопления необходимых исходных данных студент приступает к выполнению работы, ясно представляя цель работы и средства ее достижения.

Студентам при выполнении курсовой работы необходимо стремиться к полноте и достоверности информации; логичности структуры работы и ее целостности; аргументированности выводов; ясности, четкости и лаконичности изложения; обоснованности предложений и рекомендаций. При этом работа должна начинаться с анализа состояния проблемы (вопроса) на основе литературных источников. Выполнение такого анализа расширяет и углубляет знания студента по исследуемому вопросу и позволяет ему сформулировать четкие требования к необходимой исходной информации.

При выполнении курсовой работы студенты могут использовать методы и методики, изложенные в нормативно-правовых актах органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, а также балансовый метод, метод анализа и обобщения опыта работы передовых организаций, программно-целевой метод, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа, блочный метод и другие методы.

По всем возникающим вопросам в процессе выполнения курсовой работы студент имеет право обращаться за консультациями к руководителю в установленное время. По мере готовности работы и по согласованию с руководителем студент может предоставлять на проверку отдельные части курсовой работы. Завершенная курсовая работа должна быть сдана руководителю на проверку, как правило, не позднее, чем за неделю до даты защиты.

Успешно защищенная курсовая работа является одним из оснований допуска обучающегося к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине «Менеджмент».

Требования, предъявляемые к структуре и содержанию
курсовой работы

Обязательными структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист; содержание; введение; основная часть, состоящая из двух или трех глав и разделенная на параграфы; заключение; список использованных источников; приложения (при наличии).

На титульном листе указывается наименование министерства, вуза, кафедры, тема и автор работы (академическая группа, фамилия, имя, отчество студента полностью) научный руководитель (ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, имя, отчество руководителя полностью), оценка по результатам защиты работы, дата защиты, подпись руководителя, город и год. Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении Д.

Содержание должно включать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых они начинаются, в том числе: введение; главы; параграфы; заключение; список использованных источников; приложения.

Введение характеризует актуальность темы; степень ее изученности в отечественной и мировой теории и практике управления; цели, задачи, объект и предмет исследования; методы сбора и обработки информации; источники информации для выполнения курсовой работы; краткое описание проблем и вопросов, которые будут рассматриваться в основной части работы.

Актуальность темы отражает ее значимость, важность, перспективность, сопричастность с острыми проблемами современности. Для обоснования актуальности целесообразно привести высказывания авторитетных ученых, руководителей, общественных деятелей по тем вопросам, которые входят в предметное поле темы курсовой работы, привести наглядные статистические данные, практические примеры.

Степень изученности темы – это краткое перечисление авторов и проблематики их исследований в рамках темы курсовой работы. Оно приводится в хронологической или тематической последовательности.

Цель работы определяет желательный и\или ожидаемый конечный результат проведения курсового исследования. Формулировка цели курсовой работы должна строго соответствовать теме.

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это отдельные исследовательские действия, этапы, на каждом из которых производится та или иная операция (изучение литературы, обзор концепций, сбор эмпирических данных, анализ информации, построение классификаций, разработка методик, их реализация, выработка практических предложений и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, та область реальности, которая изучается в ходе выполнения курсовой работы.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Методы можно определить как способы достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или прикладного освоения действительности. Представление использованных методов исследования позволит оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении курсовой работы.

Введение пишется, как правило, в будущем времени, и его объем не должен превышать 3 страниц.

Основная часть курсовой работы состоит из теоретической и аналитической глав.

Теоретическая глава включает результаты аналитического обзора теоретических и методических положений по рассматриваемой проблеме со ссылками на литературные источники. Подробно излагается содержание определенной теории (концепции, подхода и пр.), приводятся результаты критического анализа, сравнительного анализа. Для курсовой работы теоретического характера теоретическую главу целесообразно представить в соответствии со следующей структурно-логической схемой:

1) определения основных понятий, терминов;

2) структура научного знания в выбранной области исследования (структура знаний, системы, концепции, процесса и пр.), либо основное содержание теории, концепции, подхода, научных точек зрения различных исследователей проблем менеджмента и пр.;

3) потенциальные возможности и ограничения (риски) применения управленческой теории, концепции, подхода и пр. в современных условиях;

4) условия, необходимые и достаточные для эффективного применения на практике управленческой теории, концепции, подхода;

5) факторы, влияющие на эффективность применения на практике управленческой теории, концепции, подхода;

6) методы, технология и механизм эффективного применения на практике управленческой теории, концепции, подхода и пр.;

7) перспективы и перспективные направления развития управленческой теории, концепции, подхода и пр.

Для курсовой работы прикладного характера указанные элементы также являются целесообразными, но объем теоретической главы будет меньше (как правило, 10-15 страниц).

Аналитическая глава может содержать параграфы, содержание которых очень отличается в зависимости от характера курсовой работы.

Для курсовых работ теоретического характера необходимо привести результаты анализа классических и современных российских источников информации по развитию теории (концепции, подхода и пр.) и практике ее применения с целью выявления перспектив и условий эффективного применения на практике рассматриваемой управленческой теории, концепции, подхода и пр.

Аналитическая глава курсовых работ прикладного характера должна состоять из двух логических частей: описание объекта исследования и анализ динамики и состояния объекта в соответствии с рассматриваемой в курсовой работе проблематикой.

Описание объекта исследования (как правило, организации или структурного подразделения организации) предусматривает характеристику исследуемой организации через указание ее полного названия, организационно-правовой формы, формы собственности, основных видов деятельности, времени создания и основных этапов развития, территориального местонахождения, организационной структуры управления, основных технико-экономических (финансово-экономических) показателей и др. Объем этой части составляет 3-5 страниц.

Аналитическая составляющая представляет собой результат обработки совокупности данных по определенной теме, содержащий обобщенные и критически оцененные сведения о динамике и состоянии объекта исследования, тенденциях и перспективах его развития с указанием причин и возможных последствий от развития выявленных проблем, недостатков или неэффективной деятельности (управления).

При работе над аналитической главой необходимо соблюдать следующие основные принципы написания текста:

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- логичность структуры и связь с теоретической частью;

- композиционная целостность;

- аргументация выводов;

- ясность, четкость и логичность изложения.

Общий объем аналитической главы не должен превышать 15-20 страниц для курсовых работ прикладного характера и 15 страниц – для курсовых работ теоретического характера.

В курсовой работе необходимо предусмотреть параграф, в котором должны быть предложены пути и средства повышения эффективности управления, создания условий для эффективного применения на практике теорий управления, концепций, подходов, методов и пр.

В Заключении подводятся итоги проделанной работы, приводятся основные выводы и рекомендации по исследуемой проблеме, отмечается степень решения поставленных задач, результаты достижения намеченной цели, излагаются предложения и рекомендации по использованию результатов работы и дальнейшему развитию темы. Заключение должно дать полное представление о практической и научной значимости приведенных в курсовой работе результатов исследования.

Объем заключения составляет 3-5 страниц.

Список использованных источников включает список нормативно-правовых документов, учебных, научных, методических работ и публикаций, публикаций в периодических изданиях, в том числе электронных. При этом необходимо соблюдать следующие основные требования к списку:

- соответствие теме работы и полнота отражения всех ее аспектов;

- разнообразие видов изданий - официальные, нормативные, справочные, научные, учебные и т.д.;

- отсутствие морально устаревших изданий.

На электронные ресурсы должны быть сделаны работающие ссылки.

Минимальное количество фактически использованных литературных источников должно составлять 10.

Приложения могут содержать материалы, дополняющие текст курсовой работы, а именно организационные документы (устав, лицензии, договора, плановые и отчетные документы, заполненные бланки стандартных форм бухгалтерской отчетности; промежуточные формулы и расчеты; вспомогательные таблицы и иллюстрации; инструкции, анкеты опросов, тексты методик и т.д. Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...