Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфляция, её виды, причины и последствия




Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в неравно­мерном росте цен на потребительские товары и ресурсы.

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора разных периодов времени:

Иц = ∑ЦТт/∑ЦТп,

где Иц — индекс цен; ∑ЦТт и ∑ЦТп — сумма цен товаров определенного набора в текущем и прошлом периодах. Обычно исчисляют индексы цен потребительских товаров и услуг, товаров производственного назначе­ния и общий (сводный) индекс цен.

Различают инфляцию скрытую или подавленную, открытую и хро­ническую. Скрытая инфляция характерна для командной экономики, в ко­торой государство устанавливает цены на все виды товаров и услуг. Проявляется она не в росте цен, а в дефиците товаров, вследствие че­го возникает "черный" рынок, на котором цены значительно выше, чем устанавливает государство.

В рыночной экономике инфляция носит открытый характер. В за­висимости от скорости изменения цен различают следующие виды инфля­ции: 1) умеренная или ползучая — цены растут до 10% в год; 2) галопи­рующая — цены растут на сотни процентов в год; 3) гиперинфляция или суперинфляция — цены растут на тысячи процентов в год, а разрыв в темпах роста товарных цен и заработной платы достигает катастрофиче­ских размеров.

Кроме этого в рыночной экономике инфляция может быть сбалан­сированной и несбалансированной, предсказуемой и неожиданной, крат­ковременной и хронической.

Возникает инфляция под действием многих причин: 1)чрезмерные непроизводительные расходы государства (на военные нужды, расширен­ные социальные программы и т.п.), покрываемые за счет чрезмерной эмиссии денег; 2)опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда; 3)нарушение пропорциональности в структуре народного хозяйства. Когда в экономике большой удельный вес занимает выпуск средств производства по сравнению с выпуском потребительских товаров, или осуществляется много долговременных производственных проектов, то в обороте появляется излишнее коли­чество денег, не обеспеченных достаточным количеством потребитель­ских товаров; 4)монополия крупнейших фирм на установление цен и мо­нополия профсоюзов на установление заработной платы.

Основными механизмами проявления инфляции являются инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляция спроса возникает в том слу­чае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот механизм инфляции "работает" при полной занятости ресурсов.

Инфляция предложения означает, что рост цен происходит за счет увеличения предельных издержек в условиях неполного использова­ния имеющихся экономических ресурсов. В развитой рыночной экономике основным источником инфляции предложения является рост издержек про­изводства вследствие роста заработной платы. В России инфляция пред­ложения возникает главным образом за счет монопольного роста цен на энергоносители и сырье. В результате инфляции предложения происходит увеличение затрат на единицу продукции, сокращение прибыли, уменьше­ние предложения товаров и как итог — рост цен.

Широко известно, что инфляция оказывает разнообразное нега­тивное влияние на положение всех экономических субъектов рыночной экономики. Под воздействием инфляции происходит: 1)обесценивание де­нежных потоков. Так как цены растут быстрее, чем номинальные денеж­ные доходы, то реальные доходы уменьшаются. Одновременно обесценива­ются и денежные сбережения; 2)быстрая материализация денежных дохо­дов, так как в ожидании дальнейшего роста цен экономические субъекты стремятся увеличить материальные запасы; 3)скрытая конфискация де­нежных средств у населения и предприятий через прогрессивные ставки налогообложения. В силу роста номинальных доходов их получатели по­падают в более высокую группу шкалы налогообложения; 4)перераспреде­ление доходов и богатства в обществе от низкодоходных групп населе­ния к высокодоходным; 5)падение интереса к долгосрочным капиталовло­жениям в связи с возрастающими рисками невозврата капитала; 6)ухуд­шение управляемости национальным хозяйством, связанного с неопреде­ленностью достижения поставленных целей и решаемых задач.

Гораздо менее известен тот факт, что инфляция может способс­твовать экономическому росту. Она является инструментом, который мо­жет быть использован государством для блага общества и его экономи­ческого развития. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибы­ли, вначале выступает как фактор оживления экономики, но по мере уг­лубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в обществе. В странах с развитой рыноч­ной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормаль­ного фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, несущее в себе огромные социально-экономические издержки.

 

Содержание социальной политики и оценка

Ее результативности

 

Проблемы инфляционной и социальной политики тесно переплетаются между собой, так как уровень инфляции в экономике оказывает значительное влияние на социальные отношения в обществе.

Экономическая деятельность людей в конечном счете имеет своей целью создание материальной базы для улучшения условий жизни каждого человека. Согласованная деятельность всех экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни людей и называется социальной политикой.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности, а поэтому можно говорить о социальной политике фирм в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике.

Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни понимают объем потребления экономических благ в расчете на одного работника, одного жителя страны или на одну семью. Для оценки уровня жизни используют такие показатели как потребление основных продуктов (товаров и услуг) на душу населения или обеспеченность этими продуктами населения в расчете на 100 семей. Для получения реальной картины об уровне жизни необходимо иметь точку отсчета (эталон или стандарт), за которую принимают потребительскую корзину, включающую набор товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. В связи с этим выделяют физиологический, минимальный и рациональный уровень потребления.

Наиболее полно результативность социальной политики оценивается по показателям качества жизни, к которым относят условия и безопасность труда и жизни, экологию, наличие и возможность использования свободного времени, культурный уровень, физическую и имущественную безопасность граждан. Обобщающей мерой качества жизни, а значит и результативности социальной политики, проводимой в стране, служит продолжительность предстоящей жизни людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...