Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 2. Тема: Растительные ткани.




Ботаника

Методические указания для студентов направления подготовки 35.03.04 «Агрономия»

САРАНСК


Содержание лабораторных занятий и самоконтроль

Необходимые индивидуальные принадлежности для выполнения лабораторных работ по курсу «Ботаника»:

– альбом для рисования (объем не менее 40 листов);

– комплект цветных карандашей;

– шариковая ручка;

– ластик;

– линейка;

– лабораторный практикум и учебник.

 

Требования к оформлению альбома для лабораторных работ по курсу «Ботаника»:

 

– титульный лист оформляется по следующей схеме: ­

 

 
 
    Альбом для лабораторных работ по ботанике студента 101 группы специальности «Агрономия»   Иванова Ивана Ивановича

 


– дата, номер задания, тема, систематическое положение изучаемых представителей и задания записываются всегда на левой странице альбома:

05.09.2011. Занятие № 1 Тема: Строение растительной клетки. Задание 1: Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды. Задание 2: Зарисовать хлоропласты в клетках мха Мниум (Mnium sp.). Задание 3: …и т.д. по тексту текущего задания.   рисунки

 


 

– на правой странице выполняются необходимые рисунки. Если рисунки не умещаются на текущей странице, их выполнение можно переместить на левую и правую страницы следующего разворота;

– рисунки всегда выполняются карандашом, а подписи к ним – ручкой;

– рисунки должны в обязательном порядке иметь названия и подрисуночные подписи, например:

 
 
Анатомическое строение корневища папоротника орляка. 1 — наружная кора, 2 — внутренняя кора, 3 — полукольцо механической ткани, 4 — проводящие пучки.  

 

 


– на одной странице можно помещать несколько рисунков. Размер рисунков не должен быть слишком большим или слишком маленьким. На выполнение больших рисунков уходит много времени и места, на слишком маленьких рисунках часто невозможно четко детализировать важные особенности микроскопической структуры изучаемого объекта.

 

Материальное обеспечение дисциплины:

• Микроскопы, бинокуляры, лупы, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, полоски фильтровальной бумаги.

• Комплект плакатов и таблиц по систематике, анатомии и морфологии низших и высших растений, грибов, лишайников.

• Влажные препараты, живые образцы растений, фиксированный материал, культуры грибов и водорослей.

• Учебный гербарий по макроскопическим водорослям, грибам, лишайникам, высшим растениям.

• Коллекции плодовых тел грибов, лишайников, плодов и семян.

• Оригинальные авторские фотографии и видеоклипы.


РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

Занятие № 1. Тема: Строение растительной клетки.

Задание 1: Освоить правила и методику работы с оптическим микроскопом.

Задание 2: Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды.

Задание 3: Зарисовать хлоропласты в клетках мха Мниум (Mnium sp.).

Задание 4: Зарисовать хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia).

Задание 5: Зарисовать лейкопласты в клетках листа Традесканции (Tradescantia sp.).

Задание 6: Зарисовать простые и сложные крахмальные зерна в клетках клубня картофеля (Solanum tuberosum).

Задание 7: Зарисовать алейроновые зерна (белковые тельца) в клетках семядолей гороха посевного (Pisum sativum).

Задание 8: Зарисовать кристаллы оксалата кальция (рафиды) в клетках корневища Купены (Polygonatum sp.).

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое протопласт. Назовите компоненты протопласта растительной клетки.

2. Перечислите главные отличительные признаки растительной клетки.

3. Ядро. Его ультраструктура и функции.

4. Особенности цитокинеза растительной клетки.

5. Митохондрии. Их субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

6. Теории происхождения митохондрий.

7. Хлоропласты, их субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

8. Лейкопласты, их субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

9. Хромопласты, их субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

10. Взаимопревращения пластид и факторы их обуславливающие. Аппарат Гольджи. Его субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

11. Теории происхождения пластид.

12. Гладкая и шероховатая эндоплазматическая сеть. Ее субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

13. Рибосомы. Их субмикроскопическое строение и выполняемые функции. Какие типы рибосом характерны для растительной клетки?

14. Лизосомы. Их субмикроскопическое строение и выполняемые функции.

15. Клеточная оболочка, ее структура, химический состав, функции.

16. Первичное, вторичное и третичное утолщение клеточной стенки.

17. Вакуоли. Клеточный сок, его химический состав. Биологически активные вещества растительной клетки.

18. Запасные вещества, их биологическое значение и использование в народном хозяйстве. Приведите примеры растений.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Занятие № 2. Тема: Растительные ткани.

Задание 1: Зарисовать образовательную ткань конуса нарастания Роголистника погруженного (Ceratophyllum demersum).

Задание 2: Зарисовать первичную покровную ткань – эпидерму листа Гороха посевного (Pisum sativum). Зарисовать структуру устьичного аппарата при большом увеличении. Указать замыкающие клетки устьиц с хлоропластами. Зарисовать кроющие волоски: простые одно- и многоклеточные, ветвистые, жгучий волосок Крапивы двудомной (Urtica dioica), железистый волосок.

Задание 3: Зарисовать вторичную покровную ткань – перидерму стебля Бузины посевной, или красной (Sambucus racemosa). Обозначить ткани. Указать чечевичку.

Задание 4: Зарисовать уголковую колленхиму в черешке листа Свеклы обыкновенной (Beta vulgaris); склеренхимное волокно в стебле Льна-долгунца (Linum usitatissimum); склереиды мякоти плодов Груши обыкновенной (Pyrus communis).

Задание 5: Зарисовать проводящие элементы флоэмы: ситовидную клетку и клетку-спутницу. Зарисовать проводящие элементы ксилемы: трахеиду стебля Сосны обыкновенной (Pinus sylvestris) с окаймленными порами; сосуды с различными типами утолщения клеточных стенок: кольчатым, спиральным, сетчатым, лестничным.

Задание 6: Зарисовать различные типы проводящих пучков: закрытый и открытый коллатеральный, биколлатеральный, амфивазальный и амфикрибральный. Обозначить ткани.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие ткани называют образовательными? Какие функции они выполняют?

2. Перечислите особенности клеток меристем.

3. Какие меристемы выделяют по положению их в теле растения?

4. Какие меристемы выделяют по происхождению? Назовите их отличия.

5. Какую ткань называют первичной покровной? Какую функцию она выполняет?

6. Назовите, какие клетки входят в состав эпидермы? Какие функции они выполняют?

7. Что такое кроющие волоски? Какие типы кроющих волосков Вам известны?

8. Какие функции выполняют кроющие волоски различных типов?

9. Как Вы считаете, верно ли утверждение, что эпидерма сыграла решающую роль в освоении растениями суши? Ответ обоснуйте!

10. Какую ткань называют вторичной покровной? У каких растений она образуется? Какую функцию выполняет?

11. Почему пробка является сложной тканью?

12. Перечислить ткани, входящие в состав пробки.

13. Какие функции в составе пробки выполняет феллодерма?

14. Какие функции в составе пробки выполняет феллоген? К каким тканям он относится?

15. Какие функции в составе пробки выполняет феллема? Какие структурные особенности имеют клетки феллемы?

16. Что такое «чечевичка»? Как и для чего она образуется?

17. Строение и функции третичной покровной ткани (корки). У каких растений образуется?

18. Какие ткани называют опорными, или механическими? Какую функцию они выполняют?

19. Охарактеризуйте особенности строения клеток колленхимы.

20. Охарактеризуйте особенности строения клеток склеренхимы.

21. Охарактеризуйте особенности строения клеток склеренхимного волокна.

22. Охарактеризуйте особенности строения клеток склереид.

23. По какой причине в стебле опорные ткани располагаются ближе к периферии органа?

24. Как Вы считаете, вследствие каких причин у растений сформировались опорные ткани?

25. Какие ткани называют проводящими? Какую функцию они выполняют?

26. Охарактеризуйте особенности строения клеток ксилемы. Транспорт каких веществ по ним осуществляется?

27. Охарактеризуйте особенности строения клеток флоэмы. Транспорт каких веществ по ним осуществляется?

28. Охарактеризуйте особенности строения трахеид.

29. Охарактеризуйте особенности строения сосудов. Какие типы сосудов выделяют по особенностям утолщения клеточных стенок? Какую функцию выполняют утолщения клеточных стенок сосудов?

30. Охарактеризуйте строение и выполняемые функции ситовидных клеток и клеток-спутниц в составе флоэмы.

31. Что такое проводящий пучок? Какие ткани входят в состав проводящих пучков?

32. Какие типы проводящих пучков выделяют? В чем их отличия?

33. Как Вы считаете, вследствие каких причин у растений сформировались проводящие ткани?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...