Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Вопросы для обсуждения

  1. Предмет и значение психологии развития и возрастной психологии.
    Разделы возрастной психологии.
  2. Связь психологии развития с психологическими дисциплинами и другими науками.
  3. Теоретические и практические задачи психологии развития.
  4. Методы психологии развития. Классификация методов по Б.Г.Ананьеву.

Литература основная:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1984, Т.4: Детская психология. – 432 с.
  2. Запорожец А.В. Предмет и значение детской психологии / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Под редакцией
    Г.В. Бурменской, М., 2005.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты проблемы. М., 1995. Гл.1.
  4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл.1, гл.5.
  5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990. Гл.1.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995,
    С. 5-38.
  7. Эльконин Д.Б. Природа детства и предмет детской психологии / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Под редакцией
    Г.В. Бурменской, М., 2005.

Дополнительная:

  1. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1980, Ч.1, с. 220-228
  2. Басов М.Я. Иллюстративная схема конкретных проявлений ребенка дошкольного возраста / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1980, Ч.1.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1983, собр. соч. Т.3, с. 95-99.
  4. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1980, Ч.1.

Задания для самостоятельной работы

А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.

Б) Студентам необходимо быть готовыми к проведению терминологического диктанта по основным понятиям данной темы:

предмет возрастной психологии, предмет психологии развития, методы, прием изучения развития человека, лонгитюдный метод исследования, методика психологического исследования, методология.

В) Заполните таблицу:

Цели исследования Методы
   

Дайте классификацию эмпирических методов исследования в зависимости от целей исследования и оформите их в таблице.

Вопросы для самопроверки к теме 1

  1. Что такое возрастная психология?
  2. От чего зависит продолжительность детства?
  3. Дайте определение категории "развитие".
  4. Что такое возраст?
  5. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?
  6. Назовите круг задач возрастной психологии.
  7. Назовите достоинства и недостатки "продольных" исследований.
  8. Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования?
  9. Назовите основные этапы проведения формирующего эксперимента.
  10. Какие еще методы исследования психики ребенка вы знаете?

Ключевые слова: возрастная психология, развитие и рост, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения

 

Связь возрастной психологии с другими дисциплинами

Задания для самостоятельной работы:

А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные Вопросы для обсуждения.

Б) терминологический диктант по основным понятиям данной темы:

предмет возрастной психологии,

предмет психологии развития,

возраст,

психологический возраст,

изменения,

закономерности,

норма,

описание,

объяснение,

прогноз,

коррекция.

В) Индивидуальная работа по карточкам.

Задания:

Психология развития изучает не только человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы

вообще.

 

Возрастная психология - раздел психологии, где изучается

психики, его и закономерности перехода.

Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1); 2);

3).

Генетическая психология - отрасль психологии, изучающая

психики животных и человека, прослеживает изменение различных психических процессов в и, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка,

сознания человека.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно

психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением, которое подготовлено всем ходом

.

Выделяются такие разделы: детская,, юношеская психология, психология, а также.

 

Геронтопсихология – изучает взаимосвязь при старении общих

и характеристик и психологических особенностей поведения, а также сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ориентаций.

Г) Составить схему: возрастная психология и ее место в системе психологических наук.

Д) Подготовиться к тестовому заданию.

Тест

1. В возрастной психологии развитие рассматривается как:

а) категория;

б) понятие;

в) функция;

г) движущая сила.

2. Разнообразные процессы макро и микропсихического развития рассматривает:

а) возрастная психология;

б) психология развития;

в) генетическая психология;

3. Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий, выберите лишнее:

 

а) возрастная психология;

б) психология развития;

в) генетическая психология;

г) геронтопсихология.

4. Выберите лишнее. Составляющими предмета возрастной психологии являются:

а) изменения;

б) возраст;

в) свойства;

г) закономерности.

5. Наиболее ранний предмет возрастной психологии по Обуховой Л.Ф.:

а) душа ребенка;

б) детство;

в) психика ребенка;

г) развитие человека.

6. Какие из разделов НЕ являются разделами возрастной психологии:

а) генетическая психология;

б) детская;

в) юношеская;

г) геронтопсихология.

7. Открытия, какой науки имеют особое значение для понимания проблематики «субъект—среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов для возрастной психологии:

а) генетика;

б) биология;

в) социология;

г) физиология.

8. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается:

а) психология развития;

б) дифференциальная психология;

в) психогенетика;

г) психология эвристических процессов.

9. Какие из перечисленных задач НЕ относятся к задачам возрастной психологии:

а) описание;

б) объяснение;

в) развитие;

г) коррекция.

10. Какая задача всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами:

а) описание;

б) объяснение;

в) коррекция;

г) прогноз.

 

Семинар № 2
«Проблема психического развития в возрастной психологии»

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема «развития» в психологии развития (С. Холл, В. Штерн, З. Фрейд,
    Э. Эриксон, Ж. Пиаже, А. Маслоу, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
    Д.И. Фельдштейн, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.)
  2. Факторы, движущие силы и условия психического развития.
  3. Закономерности развития. Гетерохронность и неравномерность развития.
  4. Формы, типы и области психического развития.

Литература

Основная:

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология развития / Хрестоматия. СПб. 2001, с. 227-229.
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1984, Т.4, с.244-288.
  3. Кириллова Г.Д. Введение в возрастную психологию. Орел, 1999, с. 25-31.
  4. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30-38.
  5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001, гл.1, 3, 6.
  6. Слободчиков В.И, Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1966. №5.
  7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. М., 1986, с. 60-77.

Дополнительная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2000, с. 83-91.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В.: 1996, с. 100-152.
  3. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: 1996.

Задания для самостоятельной работы

А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.

Б) Студентам необходимо быть готовыми к проведению терминологического диктанта по основным понятиям данной темы:

филогенез, онтогенез, созревание, фактор психического развития, закономерности развития, движущие силы развития, условия психического развития, линии развития

В) Заполните таблицу:

Проблемы природного и социального в отечественной психологии

Подходы Предпосылки и условия развития Источник Детерминанты Движущие силы
Культурно-исторический        
Деятельностный        

 

Ключевые слова: зона ближайшего развития, уровень актуального развития,, развивающее обучение, высшие психические функции.

 

Семинар № 3(2ч)
«Проблема возраста в психологии»

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема возраста. Хронологический, биологический, социальный, психологический возраст.
  2. Структура и динамика возраста по Л.С. Выготскому. Критерии выделения психологического возраста по Д.Б. Эльконину.
  3. Социальная ситуация развития. Возрастные психологические новообразования.
  4. Стабильные и критические периоды развития. Новообразования стабильных и критических периодов.
  5. Понятие возрастного кризиса. Особенности критических периодов и их значение.

Литература

Основная:

  1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека / Избранные психологические труды в 2–х томах. Т.1, М., 1980. с. 65-73, 112-122.
  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология развития / Хрестоматия. СПб, 2001. с. 227-229.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1984, т.4, с. 244-288.
  4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988, №4.
  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000, с. 5-29.
  6. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности / Основы общей психологии в 2-х томах. М., 1989, т.2, с. 245-249.
  7. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2.
  8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. М., 1989.

Дополнительная:

  1. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: 1996.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...