Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение государственности




После завоевания Мекки и принятия ислама всеми племенами от Вади-л-Кура до Таифа мусульманская община, умма, постепенно начинает превращаться в государство. Принятие ислама и признание Мухаммада посланником Аллаха не меняло структуру племенной организации и отношений зависимости внутри племени, не привело к зарождению хотя бы примитивного административного аппарата. Появился лишь один новый элемент, не свойственный племенной организации, – налог.

Налоги в форме дани не были совершенно неизвестны кочевникам Аравии, они были первым признаком зависимости от всех государственных образований, в которые они входили, будь то княжества Киндитов, Лахмидов, государства Южной Аравии, или могущественных племен, подчинявших своих слабых соседей. Выплата дани сочеталась с представлением об унижении, частичном лишении независимости, господстве одного племени над другим.

Мухаммад в своей проповеди не касался вопросов организации государства, ограничиваясь сферой морали. Нет в Коране и определенных упоминаний необходимости налогообложения. Это не случайно – Мухаммад был сторонником свободной беспошлинной торговли. И в то же время как глава общины, призванный не только наставлять свою паству, он во исполнение собственной же проповеди должен был материально поддерживать несостоятельных членов общины. Благотворительность и взаимная поддержка были развиты в ранней общине мусульман. Мы видели, что сам Мухаммад некоторое время жил доброхотными даяниями своих сподвижников.

Благотворительность, доброхотные даяния как средство получить благоволение Аллаха и «обелить» свое богатство ставятся в Коране на второе место после молитвы. Они выражаются в нем двумя терминами: закат и садака. Первый из них явно происходит от еврейского закут, что подтверждается даже самим написанием слова. В мекканских проповедях Мухаммад употреблял его в смысле «благочестие», «праведность». И только в Медине понятие закат приобретает терминологическую определенность, означая особую религиозную обязанность, благочестивое пожертвование.

Неопределенность и слабая датированность упоминаний заката в Коране не позволяют сказать, когда добровольное даяние превратилось в регламентированную религиозную обязанность отдавать часть дохода в общинную кассу. Обязанность устраивать праздничные трапезы после окончания рамадана (акат ал-фитр) традиция связывает с первым постом в рамадан 2 г. х. Однако от праздничного угощения, вполне в племенных традициях, еще далеко до обязательных отчислений.

Наряду с закатом в смысле благочестивой милостыни или благого даяния в Коране употребляется (хотя и несколько реже) термин садака в более узком смысле добровольного даяния, но тоже как индивидуальной милостыни: «Не делайте недействительными ваши милостыни (садакат) попреком и обидой» (Коран, II, 264/266); неискренняя милостыня не засчитывается Аллахом, а те, которые расходуют свои богатства на благие дела, добиваясь благоволения Аллаха, «подобны саду на холме, который оросил дождь, и он принес плоды вдвойне» (Коран, II, 265/267).

Садакой назывались также раздачи из общественного фонда, образованного пятиной из добычи. Так, в ответ на упреки в несправедливой раздаче добычи, захваченной при Хунайне, Мухаммад объявил: «Среди них есть и такие, что клевещут на тебя за садаку. Когда им дают что-нибудь из нее, они довольны, а если им ее не дали, так вот, они и сердятся» (Коран, IX, 58). Далее разъяснялось: «Ведь садака для бедняков, нищих, для занимающихся ею, и тех, сердца которых привлечены, для выкупа рабов, и должников, и [сражений] на пути Аллаха, и для путников – по установлению Аллаха. Аллах знающий, решающий! » (Коран, IX, 60). Только здесь, в самой поздней суре Корана, слово садака приобретает конкретное специализированное значение общественного фонда и раздач из него.

Впервые организованный сбор садаки начался после завоевания Мекки и возвращения Мухаммада в Медину. Закат или садака стал пятым «столпом религии» (аркан ад-дин), обязанностью мусульманина, без которой он не считался верующим наряду с признанием единственным божеством Аллаха и Мухаммада его посланником, пятикратной молитвой, постом в рамадане и обязательностью совершения хаджжа. 1 мухаррама 9 / 20. IV 630 г. сборщики садаки были разосланы во все племена, принявшие ислам. Они стали первыми звеньями рождающегося государственного аппарата. Как ни странно, никаких предписаний относительно размера садаки в Коране не имеется. В повествовательных источниках, начиная с 9 г. х., садака упоминается как первое условие правоверия всюду, где идет речь о принятии ислама, но размеры ее не указываются.

Если предполагать, что они были близки к каноническим нормам, известным нам по более позднему времени (1/40 имущества), то речь должна была идти о тысячах голов верблюдов и десятках тысяч голов овец. Их охрана и выпас сами по себе стали непростой задачей. Для этих целей была использована древняя система заповедных земель, хима. Для выпаса боевых коней и верблюдов были выделены специальные заказники. Сборщики садаки нередко сталкивались с враждебностью и даже с вооруженным сопротивлением. Многие из тех племен, которые согласились принять ислам, совсем не желали ради этого расставаться с частью собственности. Но в конце концов авторитет Мухаммада заставлял смириться с неизбежностью этой обязанности, но до полного торжества ислама Мухаммеду пришлось предпринять еще несколько военных акций, из которых более значительным был поход Али в июне 630 г. на восток от Медины в земли племени тайй с целью уничтожения святилища божества Фалс. Али разрушил святилище, захватил богатую добычу и привез в дар Мухаммаду три превосходных меча.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...