Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторжение в Армению. Бои в Хузистане




Вторжение в Армению

Горный хребет Тавра связывал продвижение арабов на запад, но из-за Джазиры открывался путь на север, в Армению. Перевалив через хребет Тур Абдин (современный Джебель-Мардик) и завоевав Амид, арабы оказались на территории Армении, той византийской провинции, которая носила название Четвертая Армения.

До начала арабских завоеваний Армения была разделена между Ираном и Византией. Удары, нанесенные обеим империям в 637–639 гг., ослабили их реальную власть в Армении. В момент, когда арабы вступили в Джезиру, нахарары (феодалы) византийской части Армении восстали и свергли византийского наместника, ишхана, Давита Сахратуни. Верховным правителем Армении стал марзбан и спарапет (испехбед) иранской части Армении Теодорос Рштуни, объединив таким образом Армению. Он энергично принялся за формирование армии, но судьба отпустила ему слишком мало времени для того, чтобы организовать сопротивление вторжению извне. Главным препятствием этому была феодальная раздробленность страны, поддерживаемая ее географической расчлененностью. Средние и мелкие феодалы и представители древних княжеских родов ставили собственные интересы выше общенародных и опасались прежде всего ущемления своей личной власти.

Захватив летом 640 г. Амид, Ийад двинулся на столицу Четвертой Армении Мартирополь (Майафарикин) и, как сообщает ал-Балазури, заключил с ним договор на тех же условиях, что и с Эдессой, но, видимо, сдаче предшествовала длительная осада. К началу 641 г. весь бассейн верховьев Тигра до хребта Армянского Тавра оказался во власти арабов. С изъявлением покорности прибыл владетель Андзеравацика (аз-Завазан), области к юго-востоку от оз. Ван, примыкавшего непосредственно к владениям Теодороса Рштуни.

По сведениям ал-Балазури, завоевание этого района завершилось в мухарраме 20/21. ХII 640–19. I 641 г. С наступлением весны и открытием горных перевалов Ийад предпринял поход на север. Теодорос Рштуни, видимо, не успел подойти с войском и закрыть проход к Бидлису. Владетель Тарона (область к северо-западу от оз. Ван) Тиран Мамиконеан с 8000 воинов встал на пути более многочисленной армии арабов, но один из феодалов перешел на сторону арабов и этим решил исход сражения.

Ийад заключил договор с владетелем Хлата и продвинулся до «Кислого источника», в районе Феодосиополя. Отсюда он повернул назад и вернулся в Химс, где и скончался в том же году.

Христианские источники связывают с этим походом нападение на Двин. Якобы арабское войско прошло северным берегом оз. Ван и от Беркри повернуло на северо-восток к столице Армении – Двину, в то время как Теодорос Рштуни ожидал арабов около Нахичевана. Князья области Айрарат разрушили мост через реку около города и, задержав таким образом арабов, успели собрать свои войска и укрыть жителей за городскими стенами. Однако кто-то из армян, находившихся в арабском войске, помог найти переправу. На пятый день после переправы, в пятницу 6 октября, они штурмом взяли город, перебив 12000 мужчин, в том числе и духовных лиц, а множество женщин и детей (будто бы 30000) увели в плен. Теодорос Рштуни безуспешно пытался перехватить арабов на обратном пути. Странно, что арабские источники не упоминают такую значительную победу.

В том же году католикос Нерсес III обратился к императору Константу с просьбой признать Теодороса Рштуни, и император присвоил ему титул патрикия и признал верховным правителем Армении и главнокомандующим (спарапетом).

В 643 г. владения арабов в Джезире подверглись одновременному удару с двух сторон. Действия византийской армии, возглавляемой Валентином, оказались неудачными; Валентин, боясь арабов, как и его предшественники, видимо, избрал тактику выжидания и потерпел поражение. Арабы захватили брошенный им лагерь со всеми богатствами. Теодорос, в помощь которому был прислан византийский отряд под командованием Прокопия, действовал успешнее. Ему удалось проникнуть до Саруджа, захватить и ограбить этот город.

Видимо, и некоторые другие районы Джезиры временно вышли из-под власти арабов и приемнику Ийада Умайру ибн Са‘ду пришлось их вновь завоевывать. На какое-то время была потеряна и Антиохия.


 

Бои в Хузистане

Подлинным началом вторжения на территорию собственно Ирана стали боевые действия на южном фланге, за Шатт ал-Арабом. Сведения об этих действиях противоречивы, и датировка их колеблется в пределах трех лет. К 16 г. х. (после Кадисии) в Ахваз возвратился его владетель Хурмузан, принадлежавший к одному из семи знатнейших родов Ирана, который стал вытеснять мусульман из завоеванных ими районов севернее Шатт ал-Араба. Мусульман поддерживали бедуины бану ал-ам, обитавшие в этом районе. Хурмузан вынужден был заключить соглашение, по которому уступал бану ал-ам Нахр Тиру и Маназир, а мусульманская сторона признавала его права на Ахваз. Через некоторое время между Хурмузаном и бану ал-ам возник спор о границах, и третейский судья из мусульман признал правоту арабов. Тогда Хурмузан обратился за помощью к курдам, а арабы – к своим собратьям-мусульманам. Соединенные силы арабов переправились через Карун выше моста-вододелителя и разгромили Хурмузана. Оставив Ахваз, он отошел к Рамхурмузу, а арабы остались в Ахвазе. Дальнейшее продвижение было будто бы остановлено по приказу халифа. Все это происходило в наместничество Утбы ибн Газвана, который в 638 г. попросил халифа разрешить отправиться в хаджж, и во время этого путешествия скончался. Его преемником стал Мугира ибн Шу‘ба, участник сражения на Йармуке, где он потерял один глаз. В Ирак он прибыл вместе с подкреплением во время битвы при Кадисии. Мугира оставался наместником около года. Если историки не сообщают ничего внятного о военных и административных успехах Мугиры в пору его наместничества, то о его скандальном смещении, кратко ли, подробно ли, упоминают все. На нем стоит остановиться и нам, чтобы лучше понять нравы той эпохи.

Не отличаясь полководческими талантами, Мугира был большим женолюбом (биографы отмечают, что он только законно женился 300 раз) и это подвело его. В Басре, военном лагере, едва обустроенном, нравы мусульман были гораздо вольнее, чем в Медине под строгим надзором сурового Умара, и женщины пользовались большей свободой, сходясь по любви или ради благ мирских (особенно с высокопоставленными лицами). Появилась такая замужняя дама сердца и у Мугиры. Его сосед Абу Бакра (свояк Утбы, который вместе с ним завоевывал Убуллу) из вражды подстерег его в момент свидания и пригласил еще трех свидетелей посмотреть на гнусное поведение амира. Абу Бакра не поленился поехать в Медину и рассказать все халифу. Умар немедленно послал в Басру Абу Мусу ал Аш‘ари с приказом отправить к нему Мугиру и всех свидетелей (в раби I 17/23. III-21. IV 638 г. ).

Дело было скандальное: Мугира хотя и не был из числа старейших мусульман, но все-таки принадлежал к участникам присяги в Худайбии – весьма уважаемой категории сподвижников пророка; тяжкое обвинение такого человека в прелюбодеянии, которое влекло за собой страшную смертную казнь – побитие камнями, роняло престиж всех сподвижников пророка, авторитетом которых во многом обеспечивалось послушание пестрых армий в Сирии и Месопотамии. В то же время сокрытие такого проступка вызвало бы недовольство ревнителей благочестия. Умар вышел из этого трудного положения простейшим, но действенным способом – дискредитацией свидетелей.

Трое свидетелей во главе с Абу Бакрой публично дали совершенно недвусмысленные показания, которые никак нельзя было перетолковать в пользу обвиняемого. Последнего свидетеля, Зийада, брата Абу Бакры, Умар встретил словами: «Клянусь Аллахом, я вижу лицо [человека), который не опозорит сегодня человека из сподвижников Мухаммада». Молоденький, еще безусый Зийад засмущался и дал несколько уклончивое показание, которое для любого средневекового мусульманского судьи было бы достаточным для осуждения, но Умар счел его доказательством невиновности Мугиры, а показания первых трех – клеветой и приказал их высечь. При этом Умар явно не сомневался в вине Мугиры: когда тот схватился за меч, чтобы ударить Абу Бакру, Умар сказал: «Прекрати, кривой, на тебе проклятие Аллаха».

Эта гривуазная история, которая дошла до нас в разном изложении, так как ее явно в свое время охотно пересказывали, украшая живописными деталями, любопытна тем, что объясняет характер Умара лучше, чем специальные жизнеописания, рисующие его воинственную добродетельность и ревностное искоренение пороков. Защита чести сподвижника, назначенного им наместником, была важнее установления истины, и, когда Абу Бакра после порки сказал: «А все-таки Мугира – прелюбодей», Умар хотел наказать его вторично.

Итак, в конце марта – апреле 638 г. наместником Басры стал Абу Муса ал-Аш‘ари, при котором произошел резкий перелом в боевых действиях в Ахвазе. Сведения о событиях, начиная с 17 г. х., значительно определеннее, но и здесь расхождения между источниками значительны.

Абу Мусе пришлось начинать с возвращения под власть Халифата Нахр Тиры и Маназира, завоеванных предшественниками. К сожалению, ни один из наших источников не позволяет датировать хотя бы косвенно какой-то из эпизодов начального этапа боевых действий, чтобы понять, начались ли они с прибытием Абу Мусы, или он их только продолжил. Уверенно можно сказать только то, что до конца года Хурмузан оставил Ахваз и отступил в Рамхурмуз, а Ахваз был обложен огромной данью в 10400 тыс. дирхемов, в 3, 6 раза большей, чем предусматривал договор 637 г. Это можно объяснить тем, что при заключении первого договора Хурмузан оставался владетелем Ахваза и уступал лишь часть налоговых поступлений соответствующего округа, а во втором случае арабы получали их целиком. Судить о тяжести этой дани трудно, поскольку мы не знаем, с какой территории она выплачивалась. Ахваз стал теперь базой для дальнейших завоеваний в Южном Иране.

В следующем году арабы постепенно завоевывают всю равнинную часть Хузистана и Хурмузан отошел в предгорную часть своих владений. Рамхурмуз не оказал сопротивления и сдался по договору, обязавшись платить со своего округа 860 тыс. дирхемов. Затем, сдался округ Суррак, который обязался выплачивать ежегодно 800 тыс. дирхемов.

В это время другая часть мусульманского войска из Рамхурмуза совершила набег на север до Идаджа (Изаджа), в результате которого его правитель Тиравайх заключил с арабами мирный договор.

В этих действиях участвовали небольшие отряды, насчитывавшие по нескольку сотен человек. Основная часть войска Абу Мусы была занята осадой Тустара, для обороны которого Хурмузан собрал значительные силы. Успешной обороне способствовало расположение города на возвышенности посреди местности, пересеченной многочисленными каналами. Наиболее доступный подход к городским воротам защищал лагерь Хурмузана, окруженный рвами.

Несмотря на важность событий, связанных с осадой этого города, ни даты его сдачи, ни длительности осады мы не знаем. Также мало известно о взятии Джундисабура. Конкретных сведений о ходе осады Суса у нас также нет. Вся информация концентрируется вокруг двух эпизодов; сдачи владетеля Суса и уничтожения могилы пророка Даниила.

Все арабские источники сходятся на том, что после длительной осады, когда в Сусе кончилось продовольствие, правитель (у одних – марзбан, у других – малик) сдал город с условием помилования оговоренного числа родных и приближенных (число называется различное от 10 человек до 100), но забыл включить в это число себя и был казнен, как не получивший помилования. Этот рассказ может быть фольклорным сюжетом, который встречается в некоторых других случаях в связи со сдачей городов.

В гробнице пророка Даниила арабы захватили серебряную раку и много других драгоценностей. После этого Абу Муса будто бы запрудил один из каналов, выкопал там могилу, захоронил мощи Даниила и пустил воду.

Абу Мусе не удалось плотно обложить Тустар из-за активных действий Хурмузана. Арабские источники сообщают о 80 вылазках персов (правда, число выглядит условным обозначением «много»), а в поединках будто бы погибло 100 мусульман. Собственных сил Абу Мусы оказалось недостаточно для разгрома Хурмузана, ему пришлось просить подкреплений. По распоряжению Умара из Хулвана прибыл Джарир ибн Абдаллах с отрядом в 1000 человек, но и его оказалось недостаточно. В ответ на вторичную просьбу из Ирака прибыл командующий иракской армией Аммар ибн Йасир с большими силами. Только после этого в двухдневном сражении, в котором персы потеряли убитыми до 1000 человек и пленными (которые были казнены) – 600 человек, мусульманам удалось разгромить персов. Мусульмане ворвались в лагерь, охранявший подступы к городу, и загнали остатки персидского войска в город. Началась плотная осада, при которой падение города было лишь делом времени. Падение Тустара ускорила измена группы горожан, один из которых провел группу мусульманских воинов (численность указывается разная: от 11 до 300 человек), они перед рассветом открыли ворота, и ворвавшееся войско в ожесточенном сражении перебило большинство оборонявшихся. Остатки вместе с Хурмузаном укрылись в цитадели. Взятый с бою город стал добычей завоевателей, вымещавших на мирных жителях озлобленность долгой осадой. Жертвой резни пало даже христианское духовенство во главе с епископом города. Как мы видим, между миролюбивыми наставлениями Абу Бакра и практикой войны лежит огромная дистанция. И все же, издали сочувствуя жителям иранских городов, захваченных штурмом, не будем забывать, что точно так же вели себя иранские солдаты в завоеванных городах Византии, уводя многие десятки тысяч мирных жителей в плен, устлав улицы Иерусалима трупами его жителей. Такова была психология общества, и долго еще имущество жителей взятого штурмом города считалось законной добычей победителей. После раздела добычи каждому досталось по тысяче дирхемов (включая и стоимость рабов), а кавалеристам – по три тысячи.

Хурмузан ясно видел, что ждет его и его окружение, и вступил в переговоры. Абу Муса не рискнул гарантировать ему пощаду от своего имени и согласился только доставить его и его родственников и приближенных к халифу, чтобы тот решил его судьбу. Вместе с Хурмузаном в Медину были отправлены еще 300 пленных, вероятно из его окружения, как ценнейшие трофеи в составе каравана, которым доставлялась пятая часть добычи.

Рассказывается, что Хурмузан был поражен, когда увидел, как Умар спит в мечети, в одиночестве, завернувшись в бурнус, и изо всех аксессуаров власти при нем только его легендарный бич, которым он собственноручно наказывает нарушителей шариата. Изумленный Хурмузан спросил, где же его привратники и стража, а сопровождающие с гордостью ответили, что у него нет ни стражи, ни привратников, ни секретарей, ни канцелярии. Может быть, в этом рассказе преувеличена скромность быта халифа, но во всяком случае, он должен был поразить человека, знакомого с пышностью сасанидского двора. Сообщается, будто бы Умар хотел казнить Хурмузана, но Абу Бакра отговорил его, ссылаясь на то, что казнь усилит ожесточенность сопротивления оставшихся иранских правителей, а помилование склонит их к переговорам. Хурмузан был помилован, принял ислам, стал одним из советников халифа и получил жалованье в 2000 дирхемов в год.

Успеху арабов в Хузистане способствовала разрозненность действий иранской стороны. Хурмузан за три года войны не получил поддержки от Йездигерда, который сам с большим трудом сколачивал армию, чтобы защитить Западный Иран.

Наиболее реальной и действенной могла быть помощь со стороны Фарса, но в тот момент, когда она была особенно нужна – с началом осады Тустара, – возникла угроза самому Фарсу. В 19/640 г. несколько тысяч арабов из Бахрейна высадилось в районе Ришахра. В зу-л-хиджжа 22. X1–20. XII 640 г. ) в трех фарсахах (15–20 км) от Ришахра около Сихаба произошло решающее сражение. В этом сражении был убит марзбан Фарса Шахрак и его сын. По ожесточенности это сражение сравнивали с битвой при Кадисии.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...