Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Градостроительство




Превращение Медины в столицу большой империи вызвало приток населения и потребовало строительства новых общественных зданий. Прежде всего, пришлось расширить мечеть Медины. Затем для хранения продовольствия, поступавшего в виде заката и присылаемого из завоеванных стран, был выстроен склад, дар ад-дакик («мучной двор»). Склад для продовольствия из Египта был построен также в порту Джар.

Катастрофический паводок 638 г., разрушивший много зданий и нанесший ущерб Ка‘бе, заставил Умара взяться за перестройку храмового комплекса. В раджабе 17 г. х. (19 июля – 17 августа 638 г. ), совершив малое паломничество (умра), Умар распорядился расчистить пространство вокруг Ка‘бы от наносов, принесенных селем. Снесенный потоком камень, на котором якобы стоял Ибрахим (Авраам), был установлен на новом месте, а бесформенный тесный пустырь вокруг Ка‘бы, зажатый между жилым домами, был расширен и обнесен невысокой стеной, превратившей это пространство во двор мечети. Для ее строительства пришлось снести часть домов мекканской знати, в том числе и дом Аббаса.

По-видимому, тогда же по приказу Умара были сооружены две дамбы, прикрывшие мечеть от разрушительных ливневых потоков, стекающих с окрестных гор. Кроме того, были обновлены пограничные камни харама.

При Умаре же началось благоустройство дорог паломников от Медины до Мекки, появились оборудованные стоянки для караванов, обеспеченные водой, с навесами, защищающими от солнца.

С именем Умара связывается возникновение нескольких городов, которым суждено играть важнейшую роль в военно-политической истории Халифата, – Куфы и Басры.

Как уже говорилось, Басра, высокая галечная терраса по южному берегу Шатт ал-Араба, была с 633 г. излюбленным местом расположения арабских войск, действовавших против Убуллы, а затем в Хузистане. Здесь, на обширном пространстве возвращавшиеся из походов войска ставили палатки и легкие дома, сплетенные из камыша, которым изобиловали эти края.

Арабская армия, действовавшая в центре Месопотамии, не имела подобного постоянного лагеря. Около года она базировалась в Ктесифоне, а затем Са‘д ибн Абу Ваккас получил распоряжение перебазироваться ближе к Аравии, и армия расположилась севернее Хиры, соорудив такие же камышовые дома, как в Басре. В шаввале 17/октябре – ноябре 638 г. пожар уничтожил 80 больших камышовых домов. Тогда же сгорела часть домов и в Басре, а камыша для строительства в это время года не было. Тогда Умар разрешил в обоих лагерях строить глинобитные дома, но не более чем по три комнаты в каждом. Этот момент и можно считать датой основания Куфы и Басры.

В центре Куфы была размечена большая площадь для общественных зданий: мечети и резиденции наместника. Разметка ее была произведена простым и истинно военным способом: в центре планируемой площади встал хороший стрелок и выстрелил в четыре стороны, места падения стрел обозначили границу площади, скорее всего ее четыре угла. В центре отвели место для мечети, которая в то время была не храмом, а площадью для соборного пятничного моления. Ее границы обозначал ров, и лишь в южной части были сооружены стена с михрабом и перед ней крытая галерея на разнокалиберных колоннах, взятых из старых построек Хиры. Детали старых построек использовались и в частном строительстве: рассказывается, что при переезде из Ктесифона люди забрали с собой двери домов, в которых жили. Удивляться этому не приходится – в этой безлесной стране строительный лес (как, впрочем, и крупные каменные детали, вроде колонн) был большим дефицитом и стоил дорого. У южной стены мечети была возведена резиденция амира, в которой хранилась и вся общинная казна. Первоначально это была не слишком капитальная постройка, так как вскоре злоумышленники пробили стену и украли часть хранившихся там сокровищ. После этого, видимо, было построено монументальное здание из обожженного кирпича. А казнохранилище по распоряжению Умара перенесли в мечеть: «…ибо в мечети днем и ночью есть люди, а они – лучшая крепость для своей казны».

Все свободное пространство вокруг мечети и резиденции служило базарной площадью. Никаких торговых построек на ней не было, торговцы со своими товарами размещались, как им было угодно, прямо на земле. Никаких сборов за место или торговых пошлин на этом базаре не существовало.

За пределами центральной площади были разбиты участки под застройку, выделенные по племенному принципу. Десятки племен, поселившихся в Куфе, были объединены в семь групп, каждая со своим амиром. Эти группы занимали обособленные участки. Умару приписывается указание о том, что главные улицы должны быть шириной в 40 локтей (20 м), второстепенные – 30 и 20 локтей, переулки – 7 локтей. Длина кварталов составляла 60 локтей. Вероятно, эта планировка была проведена тем же иранским архитектором Рузбехом сыном Бузургмихра, который построил михрабную часть мечети.

Сопоставление данных всех схем позволяет говорить, что диаметр города был около 5 км, а площадь – около 1500–1800 га. Конечно, эти размеры больше соответствуют городу периода его расцвета при Умаййадах, но поскольку рост населения происходил в основном за счет уплотнения первоначальной очень редкой застройки, то площадь города увеличилась мало.

Численность населения этих городов устанавливается в пределах двукратной ошибки. По прямому указанию, в Куфе было 12000 йеменитов и 8000 северных арабов. Это не противоречит тому, что мы знаем о численности арабской армии. В обычных условиях мужчины от 15 до 60 лет составляют около 27–28 % всего населения. Исходя из этого 20 тысячам воинов должно соответствовать 70 тыс. жителей.

Армия, действовавшая в Нижней Месопотамии, а затем – в Южном Иране, была несколько меньше. Соответственно, и площадь Басры, насколько можно судить по имеющимся историко-топографическим материалам, была меньше – около 1000–1200 га при населении около 30–40 тыс. Примерно таким же было первоначальное население Фустата.

Таким образом, за четыре года возникли три города, сразу вставших в один ряд с такими древними городами, как Апамея, Эдесса, Дамаск и многие другие. Правда, в первые 10–15 лет они еще не имели значительного торгово-ремесленного населения, но огромная покупательная способность обитателей этих городов-лагерей притянула сюда сначала торговцев, а потом и ремесленников из других городов, и они превратились в мощные торгово-ремесленные центры с быстро растущим населением. Одновременно должен был произойти демографический взрыв в среде арабов-горожан: исчез голод, неумолимо удерживавший население Аравии в неизменных пределах; резкое улучшение питания должно было уменьшить детскую смертность и увеличить прирост до предела, близкого к естественной плодовитости – до 5–6 % в год.

Историческая значимость возникновения этих городов заключалась еще и в том, что это были первые арабские города такой величины, к тому же населенные представителями практически всех племен и регионов Аравии. Они стали главными центрами формирования арабской нации. Вместе с тем дальнейшее продвижение Халифата на Восток и управление завоеванными областями шло уже не непосредственно из Медины, а через Куфу и Басру. Таким образом они превращались в крупнейшие административные центры нового государства.

Четвертый город-лагерь, возникший на правом берегу Тигра напротив Ниневии, Мосул, имел второстепенное значение и в ранней истории Халифата не играл заметной роли. Он служил базой завоевательных походов в Закавказье (Азарбайджан и Арран) и первое время имел сменный гарнизон из куфийцев.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...