Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность фандрайзинга и его виды




Фандрайзинг (fundraising – по-английски) - привлечение и аккумулирование денежных средств и иных ресурсов из различных источников.

По своей сути фандрайзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, “всерьез и надолго”, для создания основных фондов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время. Целью инвестора является извлечение прибыли. Фандрайзинг же обычно связан с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме и когда испытывается нехватка оборотных средств на реализацию проектов и программ - не на создание основных фондов, а на деятельность. В этом плане, очевидно, что фандрайзинг - технология, чрезвычайно свойственная для социально-культурной сферы.

Каждая фандрайзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основные вида фандрайзинга:

Первый вид фандрайзинга. Если задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрайзинга можно назвать проектным. Проектный фандрайзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрайзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.

Второй вид фандрайзинга. В случае направления привлеченных средств на покрытие текущих расходов, можно считать такой вид фандрайзинга оперативным. Оперативный фандрайзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании.

Фандрайзинг чаще всего практикуется некоммерческими организациями (НКО) и представляет собой вид деловых коммуникаций между НКО и их реальными и потенциальными донорами: коммерческим бизнесом, спонсорами, благотворителями, контролирующими государственный бюджет административными органами.

Цели фандрайзинга:

- получение необходимых ресурсов и удовлетворение дарителя.
- достижение целей организации и реализации ее программ.
- укрепление благополучия общества в целом.

Этапы проведения фандрайзинга:

1. Планирование - Разработка содержательной программы привле­чения средств. Определение расходов организа­ции культуры на предстоящий период. Выбор видов фандрайзинга.

2. Реализация - Выбор методов проведения фандрайзинга. Уста­новление ответственности за проведение фанд­райзинга. Выделение средств на реализацию фандрайзинга.

3. Контроль - Осуществление контроля за ходом реализации фандрайзинга. Корректировка планов с учетом произошедших изменений.

4. Анализ - Определение эффективности этапа планирова­ния. Анализ эффективности этапа реализации. Оценка эффективности конечных результатов. [10.с 25]

Организационное и информационное обеспечение фандрайзинга. Осуществление деятельности по привлечению и акку­мулированию средств пред­полагает ее организационное и техническое обеспечение. Главным условием, обеспечивающим успех фандрай­зинга, является привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом. Проект или фирма могут быть при­влекательны только при двух условиях:

-коммерческая или имиджевая привлекательность для нужд рекламы, РR донора;

-престижность, подтверждение или продвижение со­циального статуса донора.

Специальные мероприятия. В фандрайзинге широко практикуются специальные разовые мероприятия — балы, вечера, конкурсы, чество­вания, марафоны, аукционы, подписки, презентации, кон­ференции, обеды и т. д., во время подготовки и проведе­ния которых и привлекается внимание потенциальных доноров к проекту или программе, и одновременно собира­ются необходимые средства. Их организация отнимает достаточно много сил и времени, но их про­ведение может создавать хорошую рекламу проектам и организации, вовлекать штатных и добровольных сотруд­ников в реальную работу. Многие организации и учреж­дения культуры весьма расположены к устройству таких акций, это их естественная творческая деятельность: спектакли, концерты, праздники. Специальная акция обычно представляет собой яркое событие, достойное вни­мания широкой общественности. Для этого надо ра­ботать со СМИ, рассылать программы, приглашения, обес­печивать рекламу. Подобные акции надо по возможности делать регулярными, придавая им статус «фирменного блюда», «лица», «визитной карточки» организации.

Необходимо учитывать, что фандрайзинг не должен вступать в противоречие с миссией организации и с ее базовыми стратегиями. Процесс привлечения ресурсов не должен приводить к потере идентичности (лица) организации, размыванию ее целей, отступлению от генеральной линии ее развития.
Учитывая необходимость использования эффективных и продуктивных методов, фандрайзинг предполагает определенную стратегию, тактику, методологию. Деятельность по фандрайзингу является продолжением стратегии и тактики организации по планированию и управлению [15.с27].

С развитием рыночных отношений все более явной становится тенденция перехода от простой филантропии к продуманным социальным инвестициям бизнеса. Фандрайзинг - бурно развивающийся и весьма привлекательный сектор современного бизнеса.

Процесс поиска внебюджетных средств из благотворительных или других источников - это новый и специфический вид деятельности, который требует, определенных знаний и профессионализма.

Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования.

Сотрудничество и взаимодействие некоммерческой сферы и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм, связанные с организационной, экономической, прежде всего - финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц.

Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе - и интересы фирмы, связанные с перспективами ее развития [7.с. 137].

Сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами. Рассмотрим три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность.

Спонсорство - это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, фактически, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон (спонсирующего и спонсируемого). Обычно речь идет о конкретных временных, хотя и, возможно, масштабных проектах. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании) оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами.

Главными условиями получения средств в данном случае являются:

1. Наличие благоприятного имиджа той организации, которая просит деньги (имидж — это наличие собственного «лица», некоторые признаки, отличающие данную организацию от всех других, благоприятное общественное мнение). Для формирования позитивного образа организации (в глазах общественности, в средствах массовой информации) большое значение имеет участие в проведении или финансирование мероприятий и благотворительных программ для социально ослабленных категорий и групп населения, проведение пресс-конференций и презентаций, посвященных началу или окончанию социально значимых проектов, издание бюллетеней с рассказом о благотворительных акциях и т.д.

Имидж организации во многом определяется ее миссией, т.е. социальной значимостью, ролью, назначением организации, которое должно быть известно населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им техникой межличностной коммуникации.

2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, но очень важно проговорить (или оформить в тексте заявки) те проблемы, которые волнуют организацию-спонсора.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

Патронаж - покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле "членство" (membership). Речь идет об участии в попечительских и других советах с предоставлением различных льгот и прерогатив таким патронам, в зависимости от уровня и масштаба оказываемой ими поддержки. Членство обеспечивает зарубежным музеям зачастую основные поступления, позволяя делать вход в музей практически бесплатным. Фактически, membership - не что иное, как соучредительство. Оно и оформляется соответствующими организационными документами (уставами и положениями о попечительских и прочих советах).

Благотворительность - является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, оказывая поддержку. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения, специальными договорами, в которых указывается безвозмездный характер оказываемой поддержки.

Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенциальный спонсор обычно нуждается в разъяснении его возможных интересов и целей их в таком сотрудничестве. Выработка такого разъяснения, выстраивания аргументов в пользу возможного сотрудничества - задача ищущего поддержку. При этом могут выявиться интересные и нетривиальные перспективы, а то и возникнуть новые, именно в процессе подготовки и обсуждения проекта или даже заявки на поддержку [2.с 38].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...