Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстание мединцев и битва на Харре




Результат посещения мединцами халифа оказался прямо противоположным тому, что он ожидал. Вместо того, чтобы преисполниться благодарностью, возвратившиеся (кроме ал-Мунзира, который из Дамаска сразу уехал в Куфу) стали с возмущением рассказывать о нечестивом поведении халифа, о его пьяных пирушках с музыкантами и певицами, о его забавах с охотничьими собаками и обезьянами. Правда, кое-кто из мединцев ехидно спрашивал, зачем же они принимали подарки от такого человека, на что Абдаллах ибн Ханзала ответил: «Чтобы укрепиться для борьбы с ним».

Эта пропаганда, конечно, не могла побудить мединцев к восстанию, как полагают некоторые исследователи, но увеличивала ряды недовольных Йазидом. Он попытался погасить недовольство, послав в Медину ансара ан-Ну‘мана ибн Вашиpa. Его призывы к единению были приняты холодно, и ансары упрекнули его за измену общему делу.

Весной 683 г. недовольство переросло в открытый конфликт. Причина была самой что ни на есть земной – земельные владения халифа. Их привилегированное положение в отношении водоснабжения и дерзкое поведение мавали халифа, обрабатывавших эти земли, и раньше вызывали конфликты, теперь они разыгрались на фоне всеобщего недовольства и ослабления власти.

Столкновения начались из-за прохода рабочих через земли бану балхарис. В течение месяца их то пропускали, то не пропускали на земли халифа. Последней каплей стало проведение через земли бану балхарис арыка для подвода дождевой воды с харры[22] на его земли. Возмущенные этим владельцы участков заявили Ибн Мине, управляющему землями халифа в Медине, что это – новшество, которое наносит им ущерб, и прогнали его. Ибн Мина пожаловался Усману ибн Мухаммаду, тот вроде бы договорился с хозяевами, но на следующий день они снова не пустили Ибн Мину через свои владения. Тогда Усман придал ему вооруженный отряд, приказав пройти «хотя бы даже по их животам». Но на помощь балхарис пришли другие ансары и курайшиты. Стражники не решились напасть, и Ибн Мина вынужден был вернуться.

Опасаясь враждебности мединцев, Усман тайно покинул город. После его бегства мединцы публично в мечети низложили халифа: Абдаллах ибн Абу Амр вышел вперед и перед всеми скинул наземь чалму со словами: «Я скидываю Йазида, как скидываю эту чалму! ». За ним последовали другие. Свергнув Йазида, мединцы не стали присягать Ибн аз-Зубайру, считая, что халиф должен быть избран советом. Пока же присягнули как амиру Абдаллаху ибн Ханзале.

Перепуганные Умаййады всем составом, с чадами и домочадцами, чуть ли не тысяча человек, перебрались в обширное подворье Марвана ибн ал-Хакама. Появляться на улицах они не решались – в них летели камни и комья земли. Марван сообщил о бедственном положении сородичей Йазиду. Йазид возмутился, что такое число мужчин даже не попыталось оказать сопротивление, и распорядился собирать войско для подавления мятежа. Командовать им было предложено Амру ибн Са‘иду ал-Ашдаку, который отказался, не желая сражаться с курайшитами. И поход пришлось возглавить старому и больному Муслиму ибн Укбе. Для привлечения добровольцев было объявлено, что каждый получит сразу на руки годовое жалованье и «пособие» (ма‘уна) в 100 динаров. Набралось около 5000 человек. Йазид приказал Муслиму ибн Укбе дать мединцам три дня на размышление, а затем атаковать, захватить город и отдать войску на три дня для разграбления.

Узнав о подготовке сирийцев к походу, мединцы изгнали из города Умаййадов, заставив их поклясться перед минбаром пророка, что не присоединятся к сиримской армии и не будут помогать ей советами. Мединцы подновили ров, выкопанный при Мухаммаде, и разделили линию обороны на четыре сектора – между ансарами, мухаджирами-курайшитами, мухаджарами-некурайшитами и мавлами. Проходы между домами были заложены. На все это ушло 15 дней.

Достигув Вади-л-Кура, где обосновались изгнанные Умаййады, Муслим предложил им присоединиться к войску и послужить проводниками, но все оказались верны присяге, и только Марван и его сын Абдалмалик согласились оказать содействие. В начале 20-х чисел августа 683 г. сирийское войско подошло к Медине. Муслим дал мединцам три дня на размышление. Мединцы ответили, что намерены сражаться. Попытки сирийцев ворваться в город с севера через ров оказались безуспешными, тогда Муслим по совету Марвана перевел войско на расположенную к востоку от города харру, а Марван повел переговоры с бану ал-харис о предоставлении прохода через их владения.

27 зу-л-хиджжа/27 августа 683 г. на границе харры и города началось сражение. Мединцы успешно противостояли атакам сирийцев и сами контратаковали их кавалерией, стараясь пробиться к Муслиму, который руководил боем, сидя в кресле или даже лежа. Сирийцы несли ощутимые потери.

В это время Марван с сотней всадников незаметно перешел через владения бану ал-харис и ворвался в город. Заслышав звуки сражения в городе, мединцы стали покидать поле боя и устремляться на защиту домов и семей. Сирийцы на их плечах ворвались в город с востока. Началось избиение разрозненных групп и отдельных мединцев, пытавшихся с оружием в руках защитить свои дома. Подавляя сопротивление, сирийцы врывались в дома, грабили их, случалось, насиловали арабок, а уж рабыням и совсем не было спуску. При этом погроме нередко слышалось презрительное: «У-у, евреи», как напоминание об иудаистском прошлом многих мединцев.

Потери мединцев были огромными, погибло 306 курайшитов и ансаров, перечисляемых поименно. Число других убитых было значительно больше, но назвать его точно невозможно – чем позднее источник, тем больше убитых в Медине. Преувеличения коснулись и описания бесчинств сирийцев в течение трех дней погрома. В частности, это касается надругательств над женщинами, одни говорят только о насилиях над рабынями, другие упоминают девственниц, родивших после этого неизвестно от кого, у автора начала XIII в. уже появляется конкретная цифра: 800 женщин, родивших от изнасилования, а у автора XV в. их становится 1000.

На четвертый день после захвата Медины Муслим созвал мединцев в мечети Куба и потребовал присягать Йазиду с условием предания в его распоряжение жизней и имущества. Формально это означало признание рабской зависимости от халифа. Несколько человек гордо отказались присягать на таких условиях и были казнены; среди них был Ма‘кил ибн Синан, сподвижник пророка, участник завоевания Мекки и битвы при Хунайне.

После двухнедельного пребывания в Медине Муслим в середине мухаррама 64/12–13 сентября 683 г. повел свое войско на Мекку. В пути Муслиму стало совсем плохо, он передал командование ал-Хусайну ибн Нумайру и умер. 27 мухаррама/25 сентября ал-Хусайн ибн Нумайр подошел к Мекке.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...