Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шиитские движения




Ибн аз-Зубайр не был единственным противником Абдалмалика, и мусульманское общество было расколото не на два, а на четыре лагеря: соперничавшим халифам приходилось иметь дело еще с шиитами и хариджитами.

Расправа с ал-Хусайном была моральным шоком для куфийских шиитов: они не могли не чувствовать своей вины перед имамом, которого сами же пригласили к себе и предали. Требовалось какое-то время, чтобы найти себя в новой обстановке, тем более что ни брат ал-Хусайна, Ибн ал-Ханафийа, ни его сын Али не выказывали желания возглавить борьбу против убийц ал-Хусайна, держась подчеркнуто лояльно по отношению к Йазиду и Марвану.

После гибели ал-Хусайна шиитов Куфы, желавших отомстить за его смерть и искупить вину за свое бездействие возглавил Сулайман ибн Сурад. Вокруг него собралось несколько сотен сторонников мщения, но в суровое правление Убайдаллаха ибн Зийада они не решились выступить открыто. Смерть Йазида воодушивила их. Наиболее горячие головы стали предлагать Сулайману немедленно выступить, изгнать амира Убайдаллаха ибн Зийада и приняться за дело отмщения. Сулайман отвечал, что истинные убийцы – племенная знать Куфы, и если она узнает, что движение направлено против нее, то сразу разгромит его. А нужно усилить пропаганду в городе и увеличивать число сторонников. Его послушались. Сулайман оказался прав – в обстановке слабой власти в городе число сторонников стало быстро расти.

13 мая 684 г. в Куфу прибыл наместник Ибн аз-Зубайра, Абдаллах ибн Йазид, а 20 мая приехал ал-Мухтар, рассчитывавший использовать ситуацию и поднять шиитов против убийц ал-Хусайна, а по существу – против халифа.

Перед отъездом из Мекки он был у Мухаммада ибн ал-Ханафии и пытался получить от него согласие представлять его в Куфе в деле мести за ал-Хусайна. Мухаммад промолчал. Ал-Мухтар решил считать это согласием, и в Куфе сразу же стал представляться посланцем Мухаммада ибн ал-Ханафии и убеждать людей, что Сулайман ибн Сурад слишком нерешителен и несведущ в военном деле, чтобы руководить восстанием. Наиболее нетерпеливые сторонники Сулаймана стали переходить на сторону ал-Мухтара.

В конце 684 г. в Джазире появился Убайдаллах ибн Зийад во главе многочисленного войска, с которым он должен был подчинить власти Умаййадов (а заодно – и своей) Ирак. Появление главного виновника убийства ал-Хусайна подтолкнуло Сулаймана ибн Сурада к выступлению, тем более что в его списках числилось 16000 присягнувших. Испуганный этими приготовлениями, Умар ибн Са‘д, командовавший куфийцами при Кербеле, перебрался ночевать в резиденцию наместника, зная, что некоторые соратники Сулаймана ибн Сурада советовали, прежде чем идти против сирийцев, расправиться со своими куфийскими убийцами ал-Хусайна.

Наместник Куфы Абдаллах ибн Йазид пришел к Сулайману и предложил совместно выступить против общих врагов, а не дробить силы. Сулайман ответил, что у него и его товарищей своя цель, которую они должны осуществить. Абдаллах ибн Йазид предложил подождать немного, чтобы собрать им в помощь куфийское войско. Сулайман отказался и от этого – заслугу перед Аллахом положить свою жизнь во искупление совершенного тяжкого греха не хотелось умалять привлечением чьей-то помощи.

Сбор в ан-Нухайле был назначен на 1 раби II 65/15 ноября 684 г. Вместо ожидавшихся 16000 пришло только 4000 человек. Остальные или не пожелали идти в поход, или перешли на сторону ал-Мухтара. Сулайман послал людей проехать по Куфе и повторить призыв. После этого появилась еще тысяча человек. Сулайман не переменил своего решения выступить в поход и объявил, что численность не имеет значения, так как они идут не за добычей, а отомстить или погибнуть.

По пути на север «кающиеся» прошли мимо Кербелы, чтобы помолиться на могиле ал-Хусайна, и задержались там на пять дней. Далее «кающиеся» прошли через Анбар и по левому берегу Евфрата достигли Киркисийи. Там они узнали от Зуфара ибн ал-Хариса, что Убайдаллах переправился у Ракки и идет к Айн ал-Варде (Рас ал-Айн). Зуфар, для которого Убайдаллах после Мардж Рахита стал таким же врагом, как и для шиитов, снабдил войско Сулаймана ибн Сурада припасами и предложил совместно действовать против сирийцев, но Сулайман отказался и от этого предложения, удовольствовавшись советами тактического характера.

Сулайман ибн Сурад повел свое войско вверх по Хабуру, идя параллельно сирийцам с целью опередить их и занять богатый водой и плодородный район Айн ал-Варды. Путь от устья Хабура до Айн ал-Варды почти на треть длиннее, чем от Ракки, но все же Сулайман ибн Сурад опередил сирийцев, обустроил лагерь западнее Айн ал-Варды и дал войску отдых. 3 января 685 г. ал-Мусаййаб ибн Наджаба в суточном переходе от Айн ал-Варды обнаружил передовой отряд Зу-л-Кала, неожиданно напал на него своими четырьмя сотнями воинов, разгромил и обратил в бегство. Но наутро (в среду 22 джумады 1/4 января 685 г. ) подошел двухтысячный отряд ал-Хусайна ибн Нумайра. Сулайман ибн Сурад обратился к противнику с предложением отречься от халифа, выдать им Убайдаллаха ибн Зийада и согласиться на передачу власти семье пророка. Сирийцы же предложили присягнуть халифу. Обе стороны отвергли предложения противников. Началось сражение, продолжавшееся до темноты; с ее наступлением оба войска возвратились в свои лагеря.

Наутро к ал-Хусайну подошел Зу-л-Кала с основными силами (8000 человек). Несмотря на значительный перевес на стороне сирийцев, воины Сулаймана ибн Сурада удержались и в этот день. Всю ночь три агитатора ходили среди воинов Сулаймана, вдохновляя их перед решительным днем боя. Он оказался последним, потому что ночью подошли еще 10000 сирийцев. «Кающиеся», отбросив ножны мечей по примеру своего вождя, что означало решимость сражаться до конца, приняли бой и долго выдерживали атаки сирийской конницы. Перелом в сражении обеспечили стрелки, выдвинутые ал-Хусайном ибн Нумайром. Стрелой был сражен Сулайман ибн Сурад, но его воины не побежали, как часто бывало после гибели командующего, а продержались до темноты.

Ночью Рифа‘а ибн Шаддад ал-Баджали подобрал, кого мог, из раненых и увел остатки войска на восток. Утром после восьмидесятикилометрового марша он переправился у Тунайнира через Хабур и уничтожил за собой переправу. Идя далее на юг по восточному берегу Хабура, он уничтожал все переправы, чтобы не дать сирийцам возможности использовать их при преследовании.

Но сирийцы не стали преследовать. Они тоже понесли за эти три дня немалые потери, а преследование и даже уничтожение отряда Рифа‘и отвлекало от главной задачи – овладения Джазирой.

Рифа‘а своим решением спас значительно больше сотни человек, судя по тому, что мог выделить в арьергард 70 всадников. Они не только охраняли остальных от нападения с тыла, а еще и подбирали упавших от ран и изнеможения и даже теряемые при отступлении вещи. В Киркисийа отряд Рифа‘и был так же радушно принят Зуфаром. Он предложил остаться у него и вместе оборонять город, но куфийцы отказались и после трехдневного отдыха продолжили свой путь домой.

При подготовке Сулаймана ибн Сурада к выступлению или уже во время похода, когда число шиитов в Куфе уменьшилось, куфийская племенная верхушка решила заодно избавиться и от слишком ретивого ал-Мухтара. Представителя знати явились к наместнику и предупредили, что ал-Мухтар готовит восстание против них.

Абдаллах ибн Йазид арестовал ал-Мухтара, и, когда остатки «кающихся» вернулись в Куфу, он находился в заточении. Его снова выручил тесть, Абдаллах ибн Умар, обратившийся к наместнику с письмом, в котором давал ручательство за ал-Мухтара. Наместник потребовал представить поручителей из числа куфийцев. 13 шиитов, и среди них Рифа‘а ибн Шаддад, поручились за ал-Мухтара. Сам ал-Мухтар вынужден был дать убедительную клятву разводом с женой и освобождением раба, что пока эти два амира правят Куфой, он не выступит против них.

Выйдя на свободу, ал-Мухтар снова стал призывать отомстить за кровь ал-Хусайна, выступая по существу и против зубайридской, и против умаййадской власти. Его положение упростилось после смещения старого наместника и замены его Абдаллахом ибн Мути ибн ал-Асвадом – теперь он был свободен от данной им ему клятвы. Произошло это 24 или 25 рамадана 65/4 или 5 мая 685 г., почти одновременно со смертью Марвана и приходом к власти Абдалмалика.

Ал-Мухтар постоянно представлял себя уполномоченным Мухаммада ибн ал-Ханафии, и теперь, когда он стал единственным вождем шиитов, несколько человек из последователей Сулаймана ибн Сурада решили справиться у самого Ибн ал-Ханафии и поехали к нему в Мекку. Мухаммад не опроверг и не подтвердил притязаний ал-Мухтара, дал очень обтекаемый ответ, который они приняли за подтверждение. Сторонники ал-Мухтара решили привлечь ему на помощь Ибрахима ибн ал-Аштара, преданнейшего сподвижника Али. Тот сначала согласился только на главенство в движении, но получив от Ибн ал-Ханафии письмо с подтверждением миссии ал-Мухтара, после некоторых сомнений в подлинности письма, присоединился к ал-Мухтару.

На этом этапе основной идеей большинства шиитов была месть за ал-Хусайна и вручение политической власти угодному им (ар-рида) члену «дома пророка». Идеи прихода спасителя, в котором воплотилось божество, большинству участников движения, особенно арабам, были чужды. Их занимали гораздо более земные проблемы. От нового наместника Абдаллаха ибн Мути они потребовали, чтобы он следовал обычаю Али делить излишки хараджа между ними сверх жалования, а не посылать их Ибн аз-Зубайру. Это не снимало проблемы неравномерности раздела внутри провинции, но сулило всем некоторое увеличение жалований.

Заявив это требование, шииты продолжили подготовку к восстанию. Оно было назначено на ночь 14 раби I 66/20 октября 685 г. Чтобы лучше понять, в какой обстановке оно развивалось, следует обратиться к событиям, происходившим в провинциях, подчиненных Басре.

В то время как в Куфе основную оппозицию обоим халифам составляли шииты, в Басре главной оппозицией были хариджиты, в том числе те, что ушли от Ибн аз-Зубайра под руководством Наджда ибн Амира и Нафи ибн ал-Азрака из-за того, что он сам объявил себя халифом, а не принял власть от совета мусульман. Они стали мощной закваской, поднявшей хариджитское движение в Басре, попавшее в особенно благоприятные условия после отказа Ибн Зийада от власти (конец января – март 684 г. ). Составить сколько-нибудь ясное представление о действиях хариджитов в этот период невозможно, так как это были действия отдельных групп, которые скорее можно назвать шайками. Они то присоединялись к борьбе своих племен за власть в городе, то действовали самостоятельно. Установление межплеменного мира после прибытия наместника Ибн аз-Зубайра Малика ибн Анаса в середине июня 684 г. ограничило прежние вольности, хариджиты почувствовали необходимость объединения и выработки плана действий. В конце июня состоялось собрание хариджитов, на котором победило мнение умеренных. Нафи ибн ал-Азрак, настаивавший на восстании, собрал 300–350 сторонников и в конце шаввала 64/18–19 июня 684 г. ушел в Ахваз.

Через месяц между Нафи ибн ал-Азраком и Надждой ибн Амиром возникли острые разногласия. Нафи был непримирим в отношении мусульман, не принимавших взгляды хариджитов, – он считал их безбожниками, стоящими вне закона и заслуживающими только смерти, а общение с ними – грехом. Наджда не мог примириться с убийствами детей и допускал общение с нехариджитами. Окончательно рассорившись, Наджда ушел с частью людей в Йамаму.

Взгляды Ибн ал-Азрака были четко изложены в одной из речей перед своими сторонниками. Он объяснил им, что сейчас они относятся к остальным мусульманам, как посланник Аллаха относился к язычникам. Им, хариджитам, Аллах открыл глаза на истину и направил по правильному пути, они, как в свое время посланник Аллаха, не должны общаться с инаковерцами-мусульманами, которые для них, как многобожники (кафирун): нельзя есть забитый ими скот, жениться на их женщинах, принимать их свидетельства, наследовать им, учиться у них религии. Таким образом, Ибн ал-Азрак теоретически обосновывал свое и своих последователей право обращаться со всеми мусульманами как с врагами Аллаха, ставил себя и своих последователей вне всего мусульманского сообщества.

Затем он послал письмо с изложением этих принципов в Басру Абдаллаху ибн ас-Саффару и Абдаллаху ибн Ибаду. Письмо попало к Ибн ас-Саффару, и он скрыл его от остальных, опасаясь возникновения раздоров. Ибн Ибад узнал о послании и потребовал дать для ознакомления. Прочитав, он возмутился: «Эти люди (т. е. не хариджиты) отвергают милости и заветы, но они не многобожники, мы можем только убивать их, но вся их собственность запретна для нас».

Установив контроль над частью Ахваза, Нафи удовлетворился тем, что стал собирать с нее налоги, не делая попыток напасть на Басру. Негласное перемирие закончилось в январе 685 г., когда басрийцы решили расправиться с хариджитами, направив против Нафи отряд из 700 человек во главе с Муслимом ибн Убайсом. Хариджиты встретили его у Дулаба в двух или четырех милях южнее Ахваза на восточном берегу Дуджайла (Карун). В бою погибли и Нафи, и Муслим. К вечеру хариджиты обратили басрийцев в бегство. Убайдаллах ибн Башир, возглавивший азракитов после сражения, отошел в Ахваз; основная часть басрийцев возвратилась по домам. Через пять месяцев, в зу-л-ка‘да 65/9 июня – 8 июля 685 г., наместник Ибн аз-Зубайра в Басре, Умар ибн Убайдаллах, направил против азракитов десятитысячное (? ) войско под командованием своего брата Усмана. Сражение произошло на том же месте. Басрийцы снова потерпели поражение, а Усман был убит.

Ибн аз-Зубайр сместил Умара ибн Убайдаллаха и назначил ал-Хариса ибн Абдаллаха ал-Махзуми по прозвищу ал-Куба (Еж). Опытный военачальник, остававшийся с небольшим отрядом на границе с Ахвазом, Хариса ибн Бадр, просил наместника поручить ему ведение войны с хариджитами и придать для этого людей. В ответ на это ал-Куба приказал ему возвратиться в Басру. Хариса ослушался приказа и остался в Нахр Тира, но значительная часть его воинов с удовольствием вернулась домой. Воспользовавшись его ослаблением, хариджиты напали ночью, Хариса пытался спастись по воде, но перегруженная лодка потонула, и никто из обремененных оружием и панцирями людей не спасся.

Гибель ал-Харисы открыла хариджитам путь к Басре. Убайдаллах ибн Башир послал своего двоюродного брата аз-Зубайра ибн Али к Басре. Силы хариджитов после их побед значительно выросли по сравнению с тем, что было у Нафи, и аз-Зубайр мог располагать внушительным отрядом, когда внезапно появился у моста через Тигр. Басрийцы при его приближении распустили наплавной мост, но аз-Зубайр быстро восстановил его и оказался «между двух мостов», в непосредственной близости от города. Тут уж басрийцы, забыв все раздоры, не сговариваясь, дружно вышли навстречу ему с оружием в руках, и аз-Зубайру пришлось отступить за реку.

Непосредственная опасность для Басры миновала, но вся территория севернее Тигра, с которой в город поступала значительная часть денег, продуктов и товаров, осталась в руках хариджитов. В то же время их позиции укрепились и в Йамаме, и Бахрейне, с которыми Басра имела тесные экономические связи. Сюда после прекращения осады Мекки приехала группа хариджитов во главе с Абу Талутом, а затем, как уже говорилось, прибыл Наджда ибн Амир. Абу Талут захватил поместья, принадлежавшие Му‘авийи около Хидримы, и разделил 4000 рабов и членов их семей, работавших там, между своими людьми. Несколько позднее Наджда, располагавший отрядом в 60 человек, захватил караван, с которым везли Ибн аз-Зубайру деньги, собранные в Бахрейне. Наджда предложил Абу Талуту разделить эту добычу поровну между воинами обоих отрядов, если они согласятся возвратить рабов, чтобы те по-прежнему обрабатывали землю, принося хариджитам постоянный доход. Воины Абу Талута согласились на это и признали главенство Наджды. Присягнул ему и Абу Талут. Все это происходило в пределах 66/685–86 г. Наджда через несколько месяцев в том же 66 г. х. завладел Бахрейном. Таким образом, Басра оказалась блокированной с двух сторон. Сокращение поступлений в казну (а с ними и сокращение жалований) сопровождалось и сокращением торгового оборота.

Теперь басрийцы решили взяться за ум и поручить войну с хариджитами опытному военачальнику и авторитетному для всех человеку. После долгих споров выбор пал на ал-Мухаллаба ибн Абу Суфру. Он был аздитом, но в разгар борьбы в Басре между тамимитами и аздитами находился в Хорасане. Ал-Мухаллаб не сразу согласился на предложение басрийцев – слишком хорошо понимал он сложности управления войском, составленным из недружелюбно расположенных друг к другу племенных группировок. Наконец он согласился, поставив условием, что ему предоставят отбор людей, дадут средства на подготовку к войне, он будет распоряжаться отвоеванными областями и оставлять для своих нужд все налоги, которые будут там собраны. Если три первых условия не вызвали возражений, то последнее вызвало недовольство наместника и племенной верхушки – не для того собирались они изгонять хариджитов, чтобы по-прежнему оставаться без денег. Ал-Мухаллабу было разрешено расходовать деньги только в пределах выплаты жалованья воинам, остальное следовало отсылать в Басру.

Ал-Мухаллаб отобрал воинов во всех пяти объединениях и будто бы собрал около 12000 человек; правда, судя по числу противостоявших ему хариджитов, в действительности его войско было значительно меньше. Когда же он обратился в казнохранилище за деньгами, то в нем оказалось всего 200000 дирхемов, на которые можно было обеспечить для похода одну-две тысячи воинов. Ал-Мухаллаб обратился за кредитом к басрийским купцам и ссуженными деньгами и товарами снабдил свое войско, правда, и после этого оно было обеспечено оружием хуже, чем хариджиты.

Ал-Мухаллаб отбросил хариджитов к Нахр Тира и сразу же принялся собирать налоги. Первое серьезное сражение произошло в Малом Маназире между Нахр Тира и Ахвазом. Оно длилось три дня. Исход сражения решила гибель Убайдаллаха ибн Башира. Поле боя осталось за басрийцами, но потери их были больше, чем у хариджитов.

После этого сражения, датируемого шаввалем 66/1–28 мая 686 г., вся территория к западу от Дуджайла (Каруна) оказалась в распоряжении ал-Мухаллаба. Он собрал налоги и рассчитался с басрийскими купцами. Хариджиты, которых возглавил двоюродный брат Убайдаллаха, аз-Зубайр ибн Али, отошли в горы на границе Исфахана, привели себя в порядок и перешли к активным действиям сначала в районе Суса, потом у Тустара. Можно догадываться, что ал-Мухаллаб в это время твердо удерживал почти весь Хузистан, так как военные действия затем перенеслись к Арраджану.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...