Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качества руководителей различных стран.




Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п

Любая личность характеризуется:

1) общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и др.);

2) специфическими свойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;

3) подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;

4) направленностью, т.е. ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.

5) определенным складом характера;

6) биологически обусловленными способностями (например, темпераментом);

7) психологическими способностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стилем работы (форма воздействия) и динамикой психики. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте, эмоциях, а динамика психики характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью;

8) психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и др.).

.

Направленность создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обуславливает его цели и мотивы. Можно выделить три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя.

Другим элементом личности являются способности, т.е. совокупность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться определенного результата. Способности могут быть: во-первых, общими (ощущать, воспринимать, мыслить, учиться, работать и проч.); они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей; во-вторых, элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и проч.); в-третьих, сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные (интерсоциальные и конструктивные) способности. Те и другие могут быть кроме того теоретическими и практическими. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагогическими и проч.

Основой способностей являются задатки - психофизиологические свойства, проявляющиеся в природной склонности к определенному виду деятельности и превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности. По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность.

Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц.

Талант представляет собой сочетание таких задатков, которые могут реализоваться через творчество, создание нового, необычного.

Гениальность является высшей степенью одаренности; такие люди создают новые идеи, а результаты их творчества имеют общеисторическое значение.

Приобретенные исполнителем способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает.

Наряду с навыками можно выделить привычки - автоматические формы поведения, которые благодаря повторению становятся для человека необходимостью.

Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

Логическое мышление, наоборот, характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую и излишней отвлеченностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.

Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.

Другой вид специальных способностей - конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч.; их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.

Степень реализации специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование является определенной базой.

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению к объектам окружающей среды можно разделить на пять типов: человек - природа, человек-техника, человек - знаковая система (статистик, математик, программист и др.), человек – человек – человек, человек – художественный образ.

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим). Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир (интроверсия), либо на окружающих (экстраверсия), образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств.

Холерики - неустойчивые, нестабильные, а сангвиники - стабильные экстраверты; меланхолики - нестабильные, а флегматики - стабильные интроверты.

Экстраверты ориентированы на реальность, общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Интроверты более аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта и при стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.

Еще одной важнейшей чертой личности является характер - устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.

К чертам характера относят: отзывчивость, откровенность, недоверчивость, скрытность, молчаливость, хвастливость, требовательность, трудолюбие и др.

Для того, чтобы управлять персоналом, необходимо обладать особыми способностями, среди которых можно выделить организаторские и умственные способности, профессиональные, деловые и личные качества.

Организаторские способности - это синтез высокоразвитых свойств ума и воли, обеспечивающих как глубокое познание действительности, так и ее преобразования. Организаторские способности руководителя должны проявляться в двух направлениях: умении организовать самого себя и умении организовать людей.

Умственные способности. Ум принято определять как характеристику способностей мышления и понимания. Существуют 4 базовые характеристики подготовленности ума к работе: сила ума, гибкость ума, выносливость ума и координация ума.

Выделяют следующие кадровые качества работников:

1) Профессиональные качества

а) общие профессиональные знания, профессиональная эрудиция

б) умения и навыки безопасного выполнения должностных обязанностей

в) умения и знания, позволяющие диагностировать, предупреждать и ликвидировать опасные ситуации, умение делать выводы, решать профессиональные задачи

2) Деловые качества:

а) целеустремленность

б) ответственность

в) честность

г) добросовестность

д инициативность

е) компетентность

ж) настойчивость

з) решительность

и) самостоятельность

к) обязательность

л) требовательность к себе и другим

м) умение постоять за коллектив

3) Личностные качества:

а) интеллект

б) мотивационная направленность

в) эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, темперамент

г) память

д) способность к обучению

е) гибкость в общении

ж) способность понимать других

з) продуктивность

и) работоспособность

Кроме того, качествами, которые обуславливают эффективность руководства, являются доминантность (преобладание), уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность (способность творческого подхода), предприимчивость, ответственность и надежность в выполнении задания, независимость, общительность, а также нравственно-психологические качества (личное обаяние, справедливость, благожелательность, честность и порядочность, искренность, неподкупность, чувство долга, требовательность к себе и окружающим, настойчивость).

Типы личностей

1. Интеллектитуальный и эмоциональный типы. Для первого харак­терна рассудочная деятельность, мышление, у второго на первом пла­не чувственное отражение.

Для интеллектуального типа характерен аналитико-синтетический подход к различным явлениям жизни. Интеллектуал оценивает события под углом зрения «истина - ложь», «разумно - неразумно». Абстракт­ный рационализм берет верх над всеми проявлениями личности в жиз­недеятельности и поведении.

Для представителей эмоционального типа определяющим крите­рием является «приемлемо - неприемлемо». Разум при этом выпол­няет вспомогательную функцию. Чувствительность к событиям и явле­ниям, отзывчивость к нуждам других - основа их поведения и внутри-групповых взаимоотношений.

2. Экстраверты и интроверты.

Экстраверт - общительный, живо откликается на внешние впечатления. Предпочитает находиться в кругу людей, взаимодействовать с ними и, наоборот, не любит одино­чества, которое угнетающе действует на него. Интроверт - «зациклен на себя», для него характерна избирательная общительность с узким кру­гом хорошо знакомых людей. Трудно приспосабливаться к внешним обстоятельствам, так как его реакции и действия главным образом опос­редованы событиями внутреннего мира - образами и представления­ми памяти и воображения.

3. Люди типа «А» и типа «Б».

Тип «А» включает в себя людей деятельных, трудолюбивых, ответственных. Сильной их стороной является высокая работоспособность, они «трудоголики». Даже находясь на отдыхе они занимаются решением производственных проблем. Но они крайне честолюбивы, требуют признания себя и на этой почве часто конфликтны. В экстремальных ситуациях у них могут проявляться психологические срывы.

Тип «Б» - степенные, добродушные, несуетливые люди. Они тер­пеливы, мало подвержены негативным воздействиям, относительно легко переносят трудности и жесткие требования со стороны руковод­ства и членов группы по отношению к себе. Любят и умеют отдыхать. Но им не хватает проявления высокой энергии и инициативы в трудовой деятельности.

4. Аниматеры и маргиналы.

Аниматер - остроумец, высельчак, душа компании, человек, со­здающий хорошее настроение.

Маргинал - индивид, типически испытывающий дискомфортные чувства и своим поведением омрача­ющий общую атмосферу.

5. Альтруисты и эгоисты.

Альтруист - люди, проявляющие бескорыст­ную заботу о благе своих ближних. Им присуща эмпатия - сочувствие, сопереживание, способность поставить себя на место другого. Они действуют по принципу: «твоя боль - это и моя боль».

Эгоисты - тип людей, противоположный альтруиз­му, которые отдают приоритет личным интересам, своекорыстию. Внеш­не эгоисты могут быть вежливы, общительны, но их делами и поступка­ми правит сверх забота о своей персоне.

6. Циклоиды и шизоиды. Циклоиды имеют две разновидности:

1) гипоманиакальная: общительны, веселы, склонны к юмору, отли­чаются живостью и остроумием;

2) меланхолическая: добродушны, склонны к грусти, пассивны, от­личаются вялостью, мягкостью, уступчивостью.

Выделяют пять основных подгрупп циклоидов: веселые болтуны; спокойные юмористы; тихие, душевные люди; сибариты - склонны к праздности, роскоши; деятельные практики. Темперамент циклоидов ориентирован по оси грусть - веселость.

Шизоиды - очень разные люди. Различают три подгруппы шизои­дов:

а) необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами;

б) застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и книг;

в) равнодушные, тупые, исполнительные, бесстрашные. Темперамент шизоидов ориентирован по оси возбудимость - хо­лодность. Им присуща резкая смена настроения.

На предприятиях разрабатываются квалификационные требования для выполнения работы по соответствующей должности.

Квалификационные требования к менеджерам следующие:

1. Общая подготовка

Образование высшее: менеджер, экономист, психолог, инженер или юрист (в зависимости от направления деятельности). Знание основ естественных, технических, гуманитарных, общественных наук.

2. Экономико-правовая подготовка

Знание основ макро- и микроэкономики, финансов и кредита, статистики, бухгалтерского учета и аудита, информатики, экономического анализа, экономико-математических методов, налоговой системы, хозяйственного, трудового, административного, международного права.

3. Профессиональная подготовка в области менеджмента

Глубокое знание стратегического и тактического маркетинга, теории организации, стратегического менеджмента, разработки управленческих решений, управления персоналом, финансового, инновационного, инвестиционного, производственного, международного менеджмента.

4. Умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности

Глубокое знание научных подходов к менеджменту, методов анализа, прогнозирования, экономического обоснования управленческого решения, методов управления качеством и ресурсоемкостью товаров, конкурентными преимуществами фирмы

5. Умение организовывать коллектив на постановку и достижение высоких целей

Знание основ психологии личности и коллектива, социологии труда. Умение координировать процесс управления инновационными, производственными процессами.

6. Умение общаться с людьми, коммуникабельность.

Знание методов общения с людьми, социально-психологических методов формирования коллектива, создания в нем нормального морально-психологического климата. Умение четко формулировать (устно и письменно) свои мысли. Поддержание себя в хорошей форме во всех отношениях (душа, тело, разум)

7. Практический опыт и навыки.

Практический стаж работы менеджера высшего уровня в данной области должен быть не менее 5 лет, среднего уровня -3 года.

Для оценки показателей труда работника составляется модель компетенций, т.е. собираются данные об основных качествах работника, таких как:

1). Лидерство

2). Умение работать в команде/управление людьми

 

3). Самоконтроль.

 

4). Общительность.

 

5). Дальновидность.

 

6). Организационные способности.

 

7). Принятие решений

 

8). Эрудиция

 

9). Целеустремленность

 

10). Адаптивность

Качества личности могут быть классифицированы по отдельным направлениям. Например, схема Роджера имеет 7 пунктов и включает в себя:

1) физические характеристики — здоровье, телосложение, внешность, манера поведения и речи;

2}знания — образование, специальность, профессиональный опыт;

3) общий интеллект — общие интеллектуальные способности;

А) особые способности — технические навыки, навыки ручного труда, способ­ность легко говорить или считать;

5) интересы — интеллектуальные, практические, конструкторские, связанные
с физической активностью, общественные, художественные;

6)характер — терпимость, влиятельность, твердость, надежность, уверенность в себе;

7) среда — семейная среда, профессии членов семьи.

Интересна также система классификации качеств Д. Манро-Фрейзера, которая учитывает 5 критериев индивидуальности:

1) воздействие на других — физические характеристики, внешность, речь и манеры;

2) приобретенная квалификация — образование, профессиональная подготовка, опыт работы;

3) врожденные способности — природная сообразительность и способность к обучению;

4) мотивация — цели, которые ставит человек, последовательность, решитель­ность и успешность в их достижении;

5) адаптивность — эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессу, способность ладить с людьми.

 

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2

Задание 2.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...