Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мятежи вместо примирения




1 раджаба/19 апреля, в воскресенье, Йазид выступил с речью, в которой объяснил, что восстал не ради власти и богатства, а ради защиты попранной веры. Закончил он еще обещанием не отягощать людей строительством и проведением каналов, во время платить жалование и не переводить деньги, собранные в одной области в другую.

При общей пропагандистской направленности речи Йазид мог искренне верить, что устранение нечестивого разгульного халифа и добрая воля сменившего его праведного имама могут решить проблемы общества в том духе, как было заявлено в речи.

Йазид отличался от ал-Валида не только взглядом на жизнь, но и происхождением: у ал-Валида оба родителя были арабами, а у Йазида мать была иранкой, внучкой Йездигерда III, захваченной во время одного из походов Кутайбы. Такое происхождение не было унизительным, и Йазид гордился им, о чем заявил в стихотворной форме:

«Отец мой – Хосрой и отец мой – Марван,

Мой дед – император и дед мой – хакан».

 

Трудно сказать, как происхождение матери могло повлиять на формирование мировоззрения. Мы знаем, что потомки иноверцев, принявших ислам, сыграли большую роль в развитии идеологии этой религии. Йазид был не просто благочестив, а разделял идеи, чуждые большинству арабов-мусульман, идеи ранних му‘тазилитов, или мурджи‘итов о свободе воли человека и ответственности его за свои поступки и, был сторонником принципа «поведения должного и пресечения осуждаемого». Современники нередко называли его кадаритом, вкладывая в это определенный смысл – «еретик». Так что Йазид в глазах многих был совсем не лучше ал-Валида с его понятными человеческими слабостями.

Одним из первых важных решений было смещение Йусуфа ибн Умара, запятнавшего себя смертью под пытками в его застенке двух сыновей Хишама. Вместо него управлять Востоком Халифата был назначен Мансур ибн Джумхур ал-Амири, которого характеризовали как грубого бедуина и плохого мусульманина, но у него в глазах Йазида было два достоинства: враждебность к ал-Валиду и следование учению кадаритов. Узнав об этом, Йусуф заметался. Сначала он арестовал йеменитов из своего окружения и попытался найти опору у мударитов: поддержки у них не получил и освободил йеменцев. Командиры заслонов, выставленных им на дороге из Сирии, не смогли или не захотели задержать людей, посланных Майсуром для ареста правителей крупнейших городов Ирака. Командиры сирийцев, стоявших в Хире, подчинились приказу нового наместника. При прибытии в конце апреля – начале мая Мансура с небольшим эскортом, Йусуф укрылся в доме одного из приближенных, нашедшего ему проводника через Сирийскую пустыню. Йусуф скрывался некоторое время в Сирии, затем перебрался в Заиорданье и был там арестован.

Мансур выплатил жалование воинам, освободил арестованных, среди которых был Амр ибн Мухаммад ибн ал-Касим, наместник Синда и сын его завоевателя. Мансур отправил его в Синд, сменил наместника Сиджистана, но не тронул Насра ибн Саййара.

Весть об убиении ал-Валида возмутила жителей Химса. Они провели траурную церемонию с оплакиванием убиенного и заговорили о мести за него. Первой жертвой негодования химцев стал ал-Аббас ибн ал-Валид, поддержавший новую власть. Недовольные напали на его дом, разгромили его и ограбили даже женщин, что считалось верхом наглости. Сыновей ал-Аббаса арестовали, а самого с позором изгнали из города, и он уехал к Йазиду в Дамаск. Химсцы стали рассылать в другие города и округа письма с призывом не признавать власти Йазида и признать халифом того из детей ал-Валида, кто еще жив, а если никого нет – выбрать из своей среды лучшего, и чтобы жалование платили за целый год (а не только за время нахождения в походе). Подобное послание получил и Марван ибн Абдаллах ибн Абдалмалик, наместник Химса, назначенный еще ал-Валидом. Он одобрил его содержание, но остался в стороне от движения. Возглавили его Му‘авийа ибн Йазид ибн Хусайн, ас-Саммит ибн Сабит и Абу Мухаммад ас-Суфйани, недавно предавший ал-Валида.

Узнав о мятежных замыслах химсцев, Йазид отправил им послание, в котором, как и в тронной речи, утверждал, что не претендует на власть для себя и готов советоваться с ними. Представитель горожан заявил посланцу, что они желают халифом сына ал-Валида. Разгневанный посланец схватил его за бороду и закричал: «Чего захотел! Воистину, ты ошибаешься, и разум твой тебя покинул! ». Понятно, что после этого, ни о каких переговорах речи быть не могло, и обе стороны стали готовиться к более решительным действиям.

Йазид собрал войско для подавления мятежников и поставил во главе его Сулеймана ибн Хишама, ненавидевшего ал-Валида за перенесенные от него наказания, и поэтому преданного Йазиду. Химсцы так горели желанием отомстить за ал-Валида, что оратора, выступившего перед походом с предложением подождать, пока враги подойдут к городу, разъярившись, тут же убили вместе с сыном.

Столкновение произошло около Азра. Бой шел с переменным успехом, перемежаясь поединками (стоит отметить, что в одном из них участвовал согдиец Ирак ас-Сугди). Исход боя решил подход вспомогательного отряда, сломившего сопротивление химсцев. Началось жестокое избиение мятежников. Командовавшие ими Абу Мухаммад ас-Суфйани и Йазид ибн Халид были взяты в плен, их соплеменники из противоположного лагеря взяли их под охрану, чтобы их не убили. Затем оба руководителя мятежа были перевезены в Дамаск и содержались под арестом вместе с детьми ал-Валида.

Химсцы принесли присягу Йазиду, он распорядился выплатить им жалование и отправить в Химс, возвратиться туда было разрешено и нескольким знатным химсцам, в том числе Му‘авийи ибн Йазиду ибн Хусайну (назначенному наместником Химса), но многим пришлось поехать в Дамаск и доказывать свою преданность при подавлении других мятежей.

Другим очагом противостояния Йазиду стали Палестина и Урдунн.

Вожди палестинских арабов, Са‘ид ибн Раух ибн Зинба‘ и ад-Диб‘ан ибн Раух, узнав о гибели ал-Валида, решили предупредить возможную в период междуцарствия междоусобицу и обратились к авторитетному в Палестине умаййаду Зийаду ибн Сулайману с предложением взять на себя управление Палестиной, а когда он согласился, предложили наместнику ал-Валида оставить свой пост. Новый правитель призвал палестинцев к войне с Йазидом, который, кстати, был его племянником. Арабы Урдунна последовали примеру палестинцев, отстранили своего наместника и попросили править округом Мухаммада ибн Абдалмалика, бывшего в молодости наместником Египта, а теперь доживавшего свои дни на покое в Табарийи.

К этому времени Сулайман ибн Хишам расправился с химсцами, и Йазид направил его на подавление мятежа в Палестине и Урдунне. С большим войском, в которое вошли и химсцы во главе с Абу Мухаммадом ас-Суфйани, Сулайман проделал недальний путь и остановился в ас-Санбаре.

На этот раз дело обошлось без кровопролития. Вожди палестинцев, не собиравшиеся мстить за ал-Валида и наученные горьким опытом химсцев, предпочли сразу же согласиться на переговоры. Посланец Сулаймана предложил сыновьям Рауха ибн Зинба власть в Палестине и деньги, и они согласились присягнуть Йазиду.

За умиротворение Урдунна взялся Мухаммад ибн Са‘ид, начальник его финансового ведомства, только что назначенный Йазидом. Получив от Сулаймана по распоряжению халифа 5000 воинов, он отправился к Табарийи, где собралось урдуннское войско. В плодородной долине Иордана севернее Тивериадского озера халифское войско рассеялось и стало грабить имения, оставленные без присмотра хозяевами, собравшимися в Табарийи. Мухаммад ибн Са‘ид с частью войска пошел на Табарийу. Собравшиеся там воины обеспокоились судьбой своих имений и потеряли желание сражаться за Табарийу. Они напали на дома Йазида ибн Сулаймана и Мухаммада ибн Абдалмалика и разошлись, чтобы защищать свои имения. Сулайман переправился через озеро в Табарийу, провел там пятничную молитву и принял присягу; вскоре присяга была проведена и в Рамле. Таким образом, Палестина в широком географическом смысле без боя прекратила свою фронду, скорее всего к концу мая. Однако положение в дальних провинциях оставалось неустойчивым.

Наместник Джазиры, назначенный ал-Валидом, покинул вверенную ему область, не дожидаясь смещения, как только узнал о смене власти, и уехал в Сирию. Провинция оказалась без твердой власти, и это активизировало хариджитов, выступивших в разных районах. Первым, в конце мая – начале июня в районе Кафар Тусы (между Дара и Рас ал-Айном) выступил Са‘ид ибн Бахдал. Собрав вокруг себя около двух сотен сторонников и объявив себя халифом, он ушел за Тигр, а затем 1 рамадана/17 июня появился под Мосулом. Здесь он встретился с другим хариджитским халифом, Абу Карбом, тот согласился, что Са‘ид выступил раньше его и признал его главенство. Теперь с пятью сотнями воинов Са‘ид осадил Мосул. Через несколько дней мосульцы предложили ему отступное, и он ушел в Шахразур, в горный Курдистан.

В это время в Харран из летнего похода на Византию возвратился Абдалмалик, сын наместника Арминийи Марвана ибн Мухаммада, и известил отца о положении дел, советуя скорее появиться в Джазире. Марван прежде всего позаботился об укреплении гарнизона Дербента, послав туда дополнительные войска и деньги для выплаты жалования, а затем объявил поход на Сирию для отмщения за убийство ал-Валида. Не всех это устраивало. Глава йеменитов Сабит ибн Ну‘айм стал подговаривать вождей сирийцев и палестинцев, составляющих значительную часть войска Марвана, отделиться от него и разойтись по своим округам. В одну из ночей часть войска пошла за Сабитом и стала отдельным лагерем. Опасаясь ночного нападения, Марван до утра не снимал оружия, а наутро выстроил оба войска и спросил, что заставило их отколоться. Ему ответили, что прежде подчинялись ему по воле халифа, теперь он убит, сирийцы присягнули Йазиду, и они, избрав предводителем Сабита, возвращаются по домам. Марван заявил, что он не остановится перед применением оружия. Решительность Марвана и, несомненно, численный перевес верных ему джазирцев, сыграли свою роль: отколовшиеся сирийцы присмирели, выдали Сабита и четырех его сыновей, их заковали в кандалы и повезли как пленников.

По прибытии в Харран Марван получил от Йазида предложение присягнуть ему и стать наместником Джазиры, Арминии и Азарбайджана. Это, видимо, расширяло подвластную ему прежде территорию, он сразу забыл о мести, принял предложение и присягнул.

Далекий Хорасан встретил смену высшей власти без потрясений и противодействия, но обстановка там была неспокойной. Здесь обострилось соперничество между южными арабами (йеменитами), представленными в основном аздитами, и северными арабами. Первых возглавлял Джудай‘а ибн Али ал-Кирмани, а вторых – наместник Хорасана Наср ибн Саййар. Было бы неверно видеть в этой враждебности только противостояние этих этнических групп: в разных ситуациях формировались различные коалиции, и иногда большую роль в этом играла принадлежность к тому или иному административно-племенному формированию.

В качестве конкретных причин в данном случае называют арест ал-Кирмани, невыплату жалования части войска и грамоту наместника Ирака о назначении Насра наместником. Что из этого было первопричиной, сказать трудно, так как более или менее точно определяется только получение грамоты: она была подписана Абдаллахом ибн Умаром, сыном халифа Умара II, назначенным в конце рамадана (в первой половине июля) вместо Мансура ибн Джумхура, смещенного за грубость и притеснения.

Арест ал-Кирмани в одном случае отнесен ко времени до назначения Насра, в другом – оказывается следствием враждебности ал-Кирмани, вызванной назначением Насра. Наиболее вероятна такая последовательность событий: узнав о гибели ал-Валида, Наср раздал часть даров, собранных для ал-Валида, в счет жалования. Видимо, при этом были обделены йемениты, которые подняли скандал в мечети, требуя жалования. Наср ответил на это резкой и уничижающей речью, отказавшись платить. Дело, скорее всего, происходило в конце мая (в середине ша‘абана 126 г. х. ), а регулярное жалование платили в мухарраме, была середина мусульманского года, формально Наср и не обязан был платить, обида заключалась в дискриминации – одни получили дополнительную выплату, а другие – нет.

Оскорбленные йемениты обратились к Джудай‘у с предложением стать их вождем. Джудай согласился. Наср пытался смягчить опасную конфронтацию, напоминал ал-Кирмани о прежних благодеяниях, предлагал породниться через браки детей, но тот был непримирим.

Люди из североарабского окружения Насра рекомендовали ему самый простой и радикальный способ справиться с упрямцем – убить его, и даже предлагали взять на себя выполнение этого замысла. Наср отказывался от такой крайней меры и кончил тем, что заточил его в цитадели Мерва, а для успокоения йеменитов, опасавшихся, что с их вождем там могут тайно покончить, разрешил быть при нем трем его сторонникам.

Цитадель Мерва, известная в археологической литературе как Эрк-Кала, была сложена из кирпича и глинобитных блоков, и это облегчало побег ал-Кирмани. Его сторонники обнаружили старый подземный водосток, расширили его и на двадцать девятый день помогли ему выбраться наружу. Под цитаделью ал-Кирмани ожидал человек с лошадью, на которой он доехал до селения, где жили аздиты, и объявил, что выступает против Насра. Его поддержали 3000 йеменитов. Это была сила, вполне способная доставить Насру серьезные затруднения.

Тогда же в наместничестве Абдаллаха ибн Умара появилась тень еще одного человека, способного нарушить спокойствие в Хорасане, вождя хариджитов Хариса ибн Сурайджа, много лет воевавшего вместе с тюрками против своих собратьев – мусульман. Обострение отношений с ал-Кирмани побудило Насра искать контактов с Харисом, за что Йазид сделал ему выговор. Вскоре, однако, мнение Йазида переменилось. Делегация хорасанских сторонников ал-Хариса, заручившись рекомендательным письмом от прославленного уже тогда правоведа Абу Ханифы, попала на прием к халифу и ходатайствовала о помиловании ал-Хариса. Их аргумент был неотразим: ты ради укрепления веры пошел на убийство двоюродного брата, но и ал-Харис боролся за то же самое. Йазиду нечего было возразить, и он написал Абдаллаху ибн Умару об амнистии ал-Харису и приказал возвратить конфискованную у него собственность; далее это распоряжение было передано Насру. Реализовано это распоряжение было не сразу, наверняка шли еще какие-то переговоры, и ал-Харис вернулся в Мерв только через полгода.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...