Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агрессивность и враждебность




Агрессивное поведение по своей направленности может быть двух типов: непосредственным, прямым, направленным против объекта, являющегося источником фрустрации и смешанным, когда индивид, переживающий фрустрацию, не может направить свое агрессивное поведение против источника фрустрации и ищет «козла отпущения». Поскольку гиперагрессивное, устремленное вовне поведение, как правило, осуждается обществом, это усиливает фрустрацию, и у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы на самого себя. Аутоагрессия проявляется в актах самоунижения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений.

У взрослой социализированной личности агрессия приобретает самые различные формы. Различают агрессию общественно приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтами, разрешаются в соответствии с социальными нормами и антиобщественную, проявляющуюся в действиях, противоречащих нормам поведения, таких как ругань, оскорбления, нецензурная брань, различные деструктивные акты. При этом вербальная агрессия порой воспринимается человеком даже более тяжело и болезненно, чем агрессивные физические действия.

Психологи бихевиористского направления обычно говорят об агрессивном поведении, то есть об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту (человеку или предмету) какой-то вред. Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Современные исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению. С. Фишбах и Дж. Каган утверждают, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Они настаивают на включении мотивационных механизмов в определение агрессии [18; 152].

Другое понятие, содержательно близкое агрессивности, обозначается термином «враждебность». Согласно А. Бассу [145], враждебность – это более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Нередко враждебность и агрессивность сочетаются, но, тем не менее, люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессивности не проявлять хотя бы потому, что им заранее известны ее последствия. Бывает агрессивность без враждебности, когда она направлена на людей, к которым субъект агрессии никаких враждебных чувств не питает.

В психологической литературе предлагается множество определений агрессивности, но ни одно из них не является исчерпывающим и общеупотребительным. Из всего их многообразия можно выделить следующие трактовки этого понятия:

· под агрессивностью понимается повышенная активность, стремление к самоутверждению;

· агрессивность рассматривается как акт враждебности, атаки, разрушения, то есть действие, которое вредит другому лицу или объекту.

Х. Дельгадо [27], например, утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу». А. Бендер [140] говорит об агрессивности как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним воздействиям [18; 171].

Многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая личностная подструктура, являющаяся компонентом более сложной системы психических свойств человека.

Давая определение агрессии, исследователи, как правило, стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс [145] определяет агрессию как «реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы», а Дж. Уилсон [177] – как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Эти определения имеют один существенный недостаток – они не позволяют вскрыть психологическое содержание агрессии из-за того, что отрывают конкретные действия от их мотива. В результате неудачная попытка убийства, мечта об избиении кого-либо не попадают под определение агрессии, хотя их агрессивный характер очевиден. Поэтому более продуктивно рассматривать агрессию как психическое состояние, имеющее когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты.

Познавательный аспект отражает необходимость осознания и понимания конфликтной ситуации, «видения» объекта нападения, а также идентификации своих «наступательных средств».

Р. Лазарус [18] считает основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что она вызывает стресс, а сама агрессия – это уже реакция на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, и не всякое агрессивное состояние провоцируется угрозой. В тех случаях, когда агрессия вызвана угрозой, правильное ее понимание, объективный анализ и оценка – важные познавательные компоненты агрессивного состояния. От этого зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы через осознание своего бессилия.

Важен и эмоциональный компонент агрессии, прежде всего эмоция гнева. Очень часто человек на всех этапах агрессивного состояния (при подготовке агрессии, ее осуществлении и оценке результатов) переживает сильные эмоции, принимающие форму аффекта [4; 20; 80; 171]. Но агрессия не всегда сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» в ситуации фрустрации, когда нет возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают сильный гнев по отношению к старшим, но этот гнев не сопровождается агрессивным поведением даже в словесной форме [63].

Особый оттенок состоянию агрессии придают недоброжелательность, мстительность, злость, а в некоторых случаях сознание своей силы или, наоборот, неуверенность в себе. Но бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность, настойчивость, и даже инициативность и смелость.

Нередко агрессия рассматривается как результат действия непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности, напряжения, тревоги, то есть состояние фрустрации. Интерес к изучению феномена фрустрации в связи с агрессией вызвала опубликованная в 1939 году статья, в которой группа психологов Йельского университета во главе с Д. Доллардом предложила «фрустрационно-агрессивную гипотезу» [148; 164].

Опираясь на работы З. Фрейда и К. Левина, авторы утверждали, что агрессия всегда следует за фрустрацией, а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации». Поэтому, если организм подвергается действию фрустратора, то он всегда реагирует на это агрессией – не существует агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

Дж. Мак-Нейл и Л. Берковиц [13; 142; 143] поддержали эту теорию обусловленности агрессии фрустрацией, но в несколько смягченной и модифицированной форме. Дж. Мак-Нейл ввел дополнительную переменную, характеризующую возможные эмоциональные переживания, возникающие в ситуации фрустрации. Он полагал, что агрессия не всегда выступает как доминирующая реакция на фрустрацию, что при определенных условиях она может быть подавлена. Кроме того, большое внимание он уделяет катарсическому эффекту агрессии. Л. Берковиц [141] внес в концепцию фрустрации-агрессии еще три поправки:

· фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

· даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

· выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Н.Д. Левитов [44; 45; 46] утверждает, что вопрос о связи агрессии с фрустрацией закономерен, но это вовсе не означает, что между ними необходимо имеется неразрывная связь. Далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией, она может возникнуть, например, с «позиции силы» и являться выражением властности – тогда ни о какой фрустрации не может быть и речи. С другой стороны, фрустрация не всегда сопровождается агрессией, она может иметь многообразные проявления, в том числе и в форме толерантности (устойчивости, переносимости), при которой всякая мысль о нападении исключается. По мнению Н.Д. Левитова [43], агрессия не сводится лишь к прямому нападению, но включает в себя угрозу, враждебность. У подростка подобная форма агрессии может быть выражена в драчливости, грубости, задиристости. Но бывает внутренняя, затаенная агрессия, проявляющаяся в виде скрытой недоброжелательности и «тихой» озлобленности. При воздействии фрустратора агрессия нередко сопровождается бурным проявлением гнева и беспорядочной активностью [19].

Позднее фрустрационный подход к объяснению агрессии претерпел значительные изменения. В частности, появилась концепция фрустрации С. Розенцвейга [169], обратившегося к анализу фрустрационных ситуаций, к классификации и типизации реакций на фрустрацию. Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из конфликтной ситуации. Некоторые из них пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых может играть ведущую роль.

В настоящее время агрессия все чаще представляется в виде системы мотивированных внешних действий, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям. В этом плане различают агрессию инструментальную и преднамеренную. При этом агрессия квалифицируется как инструментальная в тех случаях, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо» действовать.

С. Фишбах [152] различает случайную, инструментальную и враждебную агрессию, однако Х. Кауфман возражает против того, чтобы случайное, то есть непреднамеренное действие, принесшее вред, называть агрессивным. Он также сомневается в необходимости различать инструментальную и враждебную или преднамеренную агрессию [18]. Действительно, в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но, тем не менее, такое различение очень существенно.

Наиболее известными представителями поведенческого подхода к проблеме агрессии являются А. Басс и А. Бандура.

А. Басс [145] определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки – акта, поставляющего организму враждебные стимулы. Атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую. Он указывает также ряд факторов, от которых зависит степень агрессивности личности [146]:

· частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;

· частое достижение успеха путем агрессии, которое приводит к сильным атакующим привычкам, то есть вырабатывающаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих различную агрессию;

· культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессии.

Последний фактор, по-видимому, частично перекрывается вторым.

А. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное [147].

Другой представитель поведенческого подхода А. Бандура [137; 138] утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Кроме этого субъект должен иметь перед собой некий агрессивный пример для подражания. Такая модель является одновременно источником готовности к агрессивным действиям и стимулятором агрессивного поведения.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению, так и стимуляции агрессии, включая усвоение различных форм агрессивных действий. Эти факты подтверждается наблюдениями и анализом поведения детей в реальных жизненных ситуациях. Например, более агрессивно ведут себя мальчики, родители которых в процессе воспитания применяют к ним меры физического воздействия. Дома эти дети ведут себя, как правило, спокойно и покорно, но по отношению к посторонним они гораздо агрессивнее, чем их товарищи, у которых в семье иная воспитательная ситуация [78].

Моделью и стимулом такого поведения может служить агрессивное поведение ребенка в среде ровесников. Так, постоянно избиваемый сверстниками подросток вынужден использовать агрессивные действия для защиты. А частое достижение успеха в такой ситуации приводит к выработке сильных атакующих привычек. Нередко такое поведение наблюдается у детей, воспитывающихся в детских домах. Это может быть связано с трудностями одновременного воспитания сразу многих детей, а также высокой вероятностью разногласий в большом детском коллективе, которые дети решают с позиции силы, доказывая, таким образом, свою правоту и самоутверждаясь среди сверстников [31; 63].

Большинство исследователей агрессии вычленяет различные ее формы и типы. А. Басс и А. Дарки [146] выделили вербальную и физическую агрессию на основе использования в каждом случае агрессивного поведения определенной системы органов: с одной стороны, речевые средства, с другой – мускулатура.

Основной целью физической агрессии может быть причинение боли или нанесение повреждений другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, невербальная угроза (например, кулаком) может быть квалифицирована как символическая форма физической агрессии.

С тех пор, как появилось огнестрельное оружие, действующее по принципу «все или ничего» (пистолет или стреляет, или не стреляет), стало сложно на основании затраченных сил судить об интенсивности физической агрессии. Поэтому ее оценка дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой повреждение, и насколько тяжелым оно может быть: тот, кто стреляет в человека с близкого расстояния, агрессивнее того, кто проявляет иные формы физической агрессии.

Прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли; вербальные формы агрессивного поведения, которые в повседневной жизни также выступают как болезненные и оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, заметные для постороннего наблюдателя. Учитывая эти моменты, целесообразно давать определение агрессии преимущественно с точки зрения содержания высказывания и на основании этого решать, что можно, а что нельзя считать вербальной агрессией. Ведь даже простой крик без формулирования речевого выражения нередко носит агрессивный характер [91; 92].

Вымышленные агрессии раскрываются или словесно или в виде рисунков. В некоторых случаях на них указывают мимика и пантомимика. Однако нельзя достоверно установить, сколько идей агрессивного содержания остаются «скрытыми» фантазиями. Но, по мнению А. Басса [147], нельзя исключать и эту форму агрессивного поведения.

Таким образом, агрессия – это целенаправленный разрушительный акт, противоречащий нормам и правилам поведения людей в обществе, наносящий вред одушевленным или неодушевленным объектам нападения, причиняющий ущерб людям и вызывающий у них психический дискомфорт, то есть отрицательные переживания в виде состояний напряженности, страха, подавленности и т.п. Агрессия – это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем агрессия может быть связана не только с прямым нападением, но и с угрозой, желанием напасть, с проявлением враждебности.

Типичное состояние агрессии обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями – гневом, импульсивной беспорядочной активностью, злобностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в самых различных формах. Агрессивные действия могут выступать в качестве:

· средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

· способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

· способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессия – это не прирожденная биологическая реакция (кроме импульсивных неконтролируемых действий), а обусловленная социальными связями и отношениями форма поведения, хотя юридически и нравственно порицаемая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...